В наше время сайт – это первое, с чем знакомятся потенциальные клиенты компании: не с рекламой, не с вывеской, не с продавцами. Первое, что они видят – это сайт компании. И владельцы компании ждут от сайта в первую очередь прироста клиентов, прироста покупателей. Причeм ждут, не меняя технологию работы компании, без учeта загрузки людей и оборудования, без учeта других необходимых изменений, которые потребуются, если количество покупателей резко возрастeт.

  • Вот главные страницы компаний, ставших победителями поисковой выдачи Google по словам «сайт компании». Примечательно, что торговая компания среди них одна (Тенториум), а дальше идут страховые фирмы (Альфа страхование и Согласие). Еще примечательнее, что ни один из победителей не пишет о проблемах своих клиентов, которые наверняка решает, и решает успешно! Все пишут о том, «какие они», а Альфа страхование – в первой же строчке об отказе от поддержки Аэрофлот-бонус:

Несмотря на некоторую наивность этих желаний – отлично, если они исполняются!

Но в последние пару лет они исполняются всe реже и реже. Причина в том, что в первые годы, когда сайты только появились, и чуть позже, когда они были не у всех, они давали своим владельцам преимущество уже потому, что были. Сейчас, когда сайт стал обязательным атрибутом бизнеса, сам факт его наличия воспринимается как норма. Однозначно вредит бизнесу отсутствие сайта – но и сайт, как ни странно, может компании навредить. Причина заключается в том, что сайт отражает реальное положение вещей компании с неприятной точностью. Если у компании нет уникального торгового предложения, на сайте это будет заметно. Если компания плохо себе представляет проблемы клиентов и больше ориентируется на то, что делает она (как на иллюстрации выше), а не на то, что нужно еe заказчику, это тоже будет понятно. Если в компании нечeтко прописаны продажные легенды, если слаб персонал – всe будет видно. Причем, театральное правило «публика не дура» справедливо и здесь! Зачастую посетители сайта не могут объяснить, почему у них сложилось впечатление, что к этой компании обращаться не стоит, что в этой компании недружелюбно относятся к своим клиентам, но если такое впечатление сложилось, то оно, скорее всего, правильное и отражает реальное положение вещей.

Мы не будем вдаваться в причины, почему так происходит и каковы механизмы отражения реального положения вещей во внешнем виде и контенте сайта. Примем просто за факт то, что данный феномен существует.

Что реально можно ждать от сайта, если вы решили создать свой сайт или, что на данном этапе бывает чаще, – изменить?

Рассмотрим типичные сценарии.

  1. Основной целесообразный и эффективный сценарий – это улучшить бизнес в соответствии с измененным сайтом. Компанию надо описать на сайте чуть лучше, чем она есть сейчас, и уже в ходе работы над сайтом дотянуть компанию до этого «улучшенного отражения».
  2. Сделать контент принципиально лучше, чем бизнес, чем компания. Это провальный вариант потому, что является рекламой, по сути дела, плохого товара. Привлечeнный сайтом покупатель придет в компанию, обнаружит совсем не то, что ожидал, и отреагирует соответствующим образом. Как говорил Джек Траут (на эту фразу мы уже неоднократно ссылались): «Хочешь уменьшить продажи, начни рекламировать плохой товар». Эффект будет, но очень краткосрочный.
  3. С другой стороны, можно столкнуться с заказом владельца сайта «описать все как есть», отмахиваясь от любых попыток принарядить ситуацию. Это тоже ошибка, и причину этой ошибки мы уже указали — демонстрация пробелов бизнеса. так делать не то чтобы нельзя – технически, конечно, можно. Но неразумно.
  4. Ещe один провальный сценарий, — это, не изменяя сайт и не изменяя бизнес, всеми силами продвигать то, что есть, средствами SEO-оптимизации, делая ставку на массовое привлечение посетителей. Логика здесь примерно такая же, как у поиска жизни во Вселенной. Да, вероятность обнаружить жизнь ничтожно мала, но ведь и Вселенная бесконечна! А какую маленькую вероятность ни умножь на бесконечность, всe равно получается значимое число. То же самое происходит с продвижением сайта. Расчeт делается на то, что если будут заходить тысячи посетителей в день, то кто-нибудь таки превратится в клиента. Но здесь мы опять видим разновидность сценария рекламы плохого товара, который скорее приносит компании вред, чем пользу. Вернее, польза появляется в первый момент, а потом оборачивается бедой. Кроме того, SEO-продвижение дорого, плюс поисковики время от времени меняют алгоритмы, после чего ранее сделанные вложения, по сути дела, аннулируются. Например, недавно Google в своем официальном блоге объявил о новом рекорде: за месяц внесено 40 изменений в поисковые алгоритмы. Предстоят еще изменения, причем радикальные – и так без конца.

Какой же должна быть успешная стратегия по отношению к сайту, без жесткой зависимости от поисковиков? И возможна ли она?

По нашему мнению – очень даже возможна. А при толковой реализации – гарантированно успешна.

Первый шаг – это разработать структуру сайта в соответствии с циклом контакта.

Второй шаг – создать контент сайта, параллельно заполнив бреши и подтянув бизнес до улучшенного уровня. Улучшение должно находиться в так называемой «зоне ближайшего развития» компании, то есть быть посильным компании в целом и каждому еe сотруднику в отдельности.

Третий шаг – это разворачивание продвижения, как компании в реале, так и сайта в Интернете. Мы являемся сторонниками так называемого малобюджетного продвижения (оно же – партизанский маркетинг), которое ориентировано на то, чтобы клиент получал информацию о продуктах или услугах компании в тот момент и в том месте, когда он наиболее остро ощущает в них потребность. Однако суть малобюджетного продвижения выходит за рамки данного поста, и углубляться мы не будем.

Продвижение сайта тоже может и даже должно быть малобюджетным и проводиться посредством социальных сетей, партнерских ссылок, популярности среди клиентов и продающей рассылки. В результате рост посещаемости будет не такой быстрый, как средствами SEO, но полноценный – за ним стоят реальные сделки и дополнительные деньги. Скорость этого роста перестает иметь значение: компания очень быстро начинает ощущать увеличение продаж, причeм в приятных для неe пределах свободных производственных мощностей. Срабатывают счeт следующие факторы:

  • улучшения технологии продаж, в том числе подкрепление продаж сайтом.
  • улучшения контакта с клиентами и другими партнерами, вследствие чего оптимизируется ассортимент, изменяется ценовая политика, и происходят другие приятные и малозатратные для компании изменения.

Ещe одним замечательным фактором является улучшение корпоративной культуры, поскольку, как вы помните, в процессе разработки сайта были созданы уникальное торговое предложение, продающие легенды и многое другое, чем можно гордиться. А гордость – как знамя для полка, верно?

Вот послушайте, как убедительно рассуждает об этом генерал-лейтенант в исполнении замечательного актера А. Булдакова: