Сейчас, когда мы закончили уже несколько сайтов,  мы можем  сказать, что основные проблемы при создании сайтов вызывает создание контента. Мы предполагали это с самого начала, но многие клиенты думают иначе – концентрируются на технических проблемах создания сайта. Их мнение связано с прошлым: в свое время они намучились с программированием сайта, когда это было сложно, и не заметили, что ситуация изменилась. Правильно сказать – у них не было причин заметить, что ситуация изменилась. Но их нынешнее заблуждение аналогично тому, как многие думают, что самая дорогая деталь в компьютере – обычно процессор, в то время как самая дорогая «деталь» в компьютере – информация.

Самое дорогое на сайте – контент. Особенно «хорошо упакованный», т.е. понятный и визуально приятный контент.

Какие же основные проблемы возникают при создании контента?


Первая проблема, которую можно обозначить условно «Что?» — это проблема недостатка контента, недостатка того, о чем можно и нужно рассказать посетителю.

Первый вариант дефицита – это когда контент вроде бы есть, есть информация о компании, есть уникальное торговое предложение, но эту информацию трудно собрать.

Второй вариант – когда контента не хватает и его надо создавать. Здесь проблема не в создании контента как таковом, а в том, что коллектив предприятия зачастую сопротивляется созданию нового контента. Причина очень проста: зачастую вместе с контентом нужно предпринимать определенные действия по созданию, если можно так выразиться, фактуры, которая ляжет в основу этого контента. И если оказывается что «фактуры», собственно говоря, нет, то ее нужно создать: например, собрать отзывы, провести переговоры с партнерами, войти с кем-то в контакт, получить недостающую информацию о том, как компания воспринимается со стороны, чего от нее ждут. Сама по себе эта задача несложная, результаты дает полезнейшие, но сотрудники все равно сопротивляются, для них это дополнительная нагрузка, причем нагрузка нетипичная.

Отдельную проблему при создании контента составляет нечетко поставленная руководством задача. Как рассказывал художник Борис Митин, который является автором иллюстраций к книге «7 нот бизнеса«, был клиент, который просил его нарисовать животное. На вопрос Бориса: «Какое животное?» клиент отвечал: «Какое-нибудь». Они так и не договорились, потому что в представлении художника животное «каким-то» быть не может, оно всегда, даже будучи воображаемым, «какое-то»: крупное, мелкое, хищное, т.е. достаточно четко определенное. И нарисовать «просто животное» в принципе невозможно.

Между тем клиент не так редко говорит, ставя задачу по поводу контента сайта: «Хочу свежести и перспективы!», как в фильме «Рататуй».

Но мы не волшебные крысята, мы на волшебников даже не учимся… текст – дело очень конкретное.


Вторая группа проблем с контентом касается вопроса «Как?» и связанного с этим вопросом стиля (языка), в котором излагаются тексты. Если привычный стиль изложения текстов компании является дружелюбным и продающим, то составление новых текстов не вызывает проблем. Мы просто выбираем нужный контент и описываем его стилем компании или близким к нему. Это легкий и приятный для создателя вариант, потому что тексты  сразу принимаются. Но нередко бывает так, что стиль компании не является продающим – и появление нужного контента, описанного в нужном же продающем стиле у сотрудников компании вызывает возмущение. Вот все правильно, вот как надо… но не нравится. Продающий стиль им кажется слишком открытым, слишком простым, слишком зазывающим и еще каким-то. Удивительно то, что в подавляющем большинстве случаев со стилем будущих текстов можно ознакомиться заранее. И клиент таки с ним знакомится, и соглашается, но когда появляются полуготовые тексты, проблема всплывает. Соглашаясь с продающим стилем на стадии заказа, тем не менее, сотрудники возмущаются, когда это касается их собственной компании.

Для иллюстрации – несколько картинок о том, «как нарисовать», взятых с сайта о раннем развитии детей. Конечно, контент сайта совсем другого рода, но нормальный путь его создания примерно такой же: общий контур, потом крупные штрихи, потом прорисовка до мелких деталей.

как нарисовать как создать контент сайта


Еще одна причина, которая мешает созданию сайтов, заключается в стереотипах прошлого, которые связаны с жесткой структурой сайта. Когда  сайты создавались на php, то изменение, например, структуры сайта и соответствующее изменение навигации, диаграммы перехода и многое другое надо было продумать заранее очень детально, потому что потом менять их было сложно или, как минимум, очень платно. И это убеждение, что сайт создается раз и навсегда и надо продумать и заложить все возможные варианты, очень мешает получить первую работающую версию сайта, которую потом можно доделывать и развивать.

Между тем, сегодняшняя ситуация принципиально другая: нынешние сайты и системы управления контентом позволяют легко менять не только отдельные страницы сайтов, но и интерактивные инструменты, и полностью всю структуру сайта. Больше того, сайты менять нужно как в результате обратной связи с посетителями, так и вследствие изменений в компании, а также вследствие изменения представлений компании о том, что она хочет рассказывать посетителям сайта.

Здесь основная проблема в том, что эти изменения требуют:

  • человеческого ресурса: в компании должны быть сотрудники, которые указанными системами управления контентом уметь пользоваться. Эти системы управления контентом хотя и просты, но, скажем так, несколько сложнее Word. Мы думаем, что через какое-то время они приблизятся к Word, как это произошло с Outlook, но пока отличия в сторону усложнения есть.
  • Кроме того, со стороны руководства компании и сотрудников требуется внимание к поведению посетителей, которые можно отследить в Google Analytics, и
  • внимание к изменениям внутри компании.

Последнее, требуются усилия для того, чтобы реальная компания и ее реальное взаимодействие с клиентами соответствовали текстам сайта. Иначе можно натолкнуться на соответствие бессмертной фразе Джека Траута: «Хотите уменьшить продажи? Начните рекламировать плохой товар». И если вы создали прекрасный сайт, но посетитель, придя к вам в компанию, увидел нечто разительно отличающееся  от его фантазий, причем в худшую сторону, он уйдет разочарованным. С соответствующими последствиями для вашего бизнеса.

А в заключение – совсем невеселое видео о том, как сбивают пешеходов. Ошибки на сайтах куда менее трагичны, но допускаются, строго говоря, по тем же причинам…