Обучая дистанционным технологиям, мы часто видим преувеличенное мнение вузов и корпоративных учебных центров о состоянии своего дистанционного обучения. Но дела обычно не так радужны. Хотите определить реальную стадию ДО у вас? Прочтите нашу статью и ответьте в конце на вопрос.
Мы описываем прежде всего образовательные организации, хотя в любой другой организации, использующей дистанционное обучение – а каким еще может быть обучение в 21 веке? – эти стадии будут точно такими же.
Цель нашей публикации – помочь читателю понять, в какой точке развития находится его организация и куда стремиться.
Нулевая стадия развития дистанционного обучения
Нулевая стадия – это нулевая. Дистанционных курсов нет. Преподаватели сами дистанционным обучением (ДО) не пользуются и относятся к нему с пренебрежительным высокомерием, считая второсортным.
Подобное отношение объясняется тем, что преподаватели ДО не знают совсем или знают очень плохо.
Формальный уровень (ученые степени и звания) преподавателей бывает высоким, иногда – очень высоким, ученые степени и звания присутствуют в изобилии. Фактический уровень невысок, хорошо заметны проблемы с поддержанием квалификации и некоторое интеллектуальное высокомерие.
Сама по себе эта ситуация не является ни диагнозом, ни тем более приговором: будучи хорошо мотивированными, многие из этих преподавателей прекрасно осваивают дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и потом успешно и эффективно их применяют.
С другой стороны, если организация и преподаватели вместе с ней застревают на этой стадии, то организация стагнирует, потому что обычно за таким застреванием стоит отсутствие интереса руководства и ППС к развитию. Преподаватели не следят за новинками и изменениями в профессиональной сфере, неохотно пользуются Интернетом, плохо знают компьютер, а нередко даже и плохо печатают.
Никакие задачи современного обучения на этой стадии практически не решаются, зато типичен стон о разрушении советской системы обучения, лучше которой ничего быть не может.
Преподаватели и администрация ОО констатируют плохую посещаемость и отсутствие интереса студентов к обучению, хотя требования обычно ограничиваются повышением зарплаты.
Руководство ОО озабочено падением качества обучения и репутации ОО со всеми вытекающими отсюда последствиями, но, поскольку на этой стадии не знает ни возможностей ДО, ни самих технологий, предъявляет требования в других сферах – к дисциплине, формальному повышению квалификации или чему-то еще.
Фактором, который подталкивает к переходу на следующую стадию развития ДО, является поведение студентов:
- Во-первых, они не уважают преподавателей или уважают, но подсмеиваются;
- Во-вторых, они требуют размещения учебных материалов в дистанте, потому что это удобно. Особенно на старших курсах, особенно работающие, особенно иногородние. Особенно те, кто уже пользовался средами ДО.
Студенты также жалуются на неудобную организацию и отсталые методы обучения, устаревшие материалы, неочевидную полезность многих курсов. Они требуют, хоть и не всегда напрямую и прямо вот такими словами, привести содержание образования в соответствие с требованиями работодателей.
Вообще хула дистанционного обучения справедлива только тогда, когда ПЛОХИМ дистанционным обучением подменяется ОЧНОЕ обучение. Реально же чисто дистанционное обучение – большая редкость, и в большинстве случаев речь идет о поддержке очного обучения средствами ДОТ. А такая поддержка очень даже имеет смысл, потому что студенты не просто могут прослушать лекцию, которую пропустили по уважительным или неуважительным причинам, а потому, что даже посещенную ими лекцию они могут прослушать еще раз и еще раз, а связанный с ней материал прочитать и таким образом разобраться в материале. По очень многим предметам такое повторное прослушивание и изучение, особенно там, где задействован серьезный иллюстративный материал является очень серьезным подспорьем.
Например, средний балл по финансовому анализу в Академии Пастухова после ввода дистанционной поддержки увеличился на 1,2 балла просто потому, что слушатели получили возможность возвращаться попеременно к обучающим материалам и формам финансовой отчетности до тех пор, пока не разберутся и пока финансовая отчетность не становится привычной и понятной.
Аналогичный скачок успеваемости наблюдается среди школьных предметов по стереометрии, где можно просматривать объемные видеоролики до тех пор, пока такая объемная картинка не сложится в голове. В медицине – по анатомии.
Соответственно, требования студентов к размещению толковых обучающих материалов в дистанте абсолютно оправданы.
За развитие ДО в образовательной организации не выступает обычно никто. Если сторонники ДО все-таки есть, то организация на этой стадии не задерживается и быстро переходит на первую стадию.
Движение организации в сторону ДО, как правило, инициируется новыми сотрудниками (варягами) или (изредка) органами управления образованием. При этом практически весь ППС и вспомогательный персонал являются противниками ДО, потому что они предвидят необходимость заметных усилий по освоению технологий и по реальному, а не формальному повышению квалификации, изменению бизнес-процессов и т.д.
Дополнение 2021: сильнейшим фактором перехода в дистант стал локдаун по случаю коронавируса. И этот вынужденный переход показал методическую слабость обучения (см. ниже): учителя пытаются вести занятия так же, как они это делали в классе или в аудитории, только перед камерой. Между тем надо пользоваться другими инструментами и смещать акцент преподавательских усилий на контроль результатов обучения. Но этого учителя не хотят — это гораздо труднее, чем отпрыгать перед камерой, а потом сетовать на ситуацию.
Если с этого этапа удается сдвинуться, то появляется интерес к ДО, хотя одновременно начинается осознание проблем ОО во всей их масштабности. Типичное настроение при завершении нулевого этапа – замешательство: непонятно, что и как делать и как эту глыбу поднять.
Начальная стадия развития дистанционного обучения
Что касается глыбы, то ответ тут простой – слона надо есть по частям. Многие образовательные организации начинают есть этого слона стихийно, без какого-то особого руководства и централизации, и происходит это на начальной стадии ДО.
Начальная стадия знаменуется появлением первых, разрозненных дистанционных курсов. Обычно они технически очень простые, незамысловатые, их разработчики освоили среду дистанционного обучения (СДО) самостоятельно. Проблема, однако же, в том, что разработчики-самоучки бывают очень горды тем, что сумели создать дистанционный курс в то время, как остальные не создают совсем ничего, и задирают носы, как первоклассники среди дошколят.
Самой распространенной и развитой СДО в мире является СДО Moodle, поэтому в нашей публикации мы приводим примеры именно из нее. На базовом уровне эта СДО может быть освоена любым преподавателем самостоятельно без особых проблем. Например, можно воспользоваться бесплатными обучающими материалами Академии Пастухова, для этого достаточно пройти простую регистрацию на портале центра ДО.
Не принижая заслуг первопроходцев, мы вынуждены подчеркнуть, что именно такие, простые до примитивности, дистанционные курсы вызвали презрительное отношение к дистанту. Между тем полноценное методически и дидактически грамотное, интерактивное ДО в сочетании с управлением качеством обучения в ОО приводит к блестящим результатам.
Чем еще отличается начальная стадия развития ДО?
Формальный уровень квалификации ППС такой же или немного ниже, чем на нулевой стадии, средний возраст тоже обычно несколько меньше. Фактический уровень квалификации чуть выше, что коррелирует с повышением ИТ-компетенций и интересом к способам обновления образовательных материалов.
Помимо обновления содержания материалов, преподаватели – но это уже чаще происходит при обучении с инструктором – открывают для себя широчайшие творческие возможности ДО. Так, один из преподавателей математики — математики, Карл! – Санкт-Петербургского ГАСУ использовал в дистанционном курсе не только традиционные текстовые материалы, но и видео – фильмы и песни. Некоторые песни использованы в качестве задания – студенты должны их проанализировать, вычленить задачу и найти ответ. Представьте себе, с каким интересом реагируют на это студенты! Пусть они не в восторге от необходимости эти задачи решать – но от неуважения не остается и следа. Это однозначный рывок вверх в их глазах!
Плюс этой стадии в том, что наконец очное обучение получило поддержку средствами ЭО и ДОТ, а минус, точнее, неприятность – в том, что осознается потребность в обеспечении дистанционной поддержкой всех или почти всех курсов ОО. А в отсутствие активного квалифицированного ядра разработчиков ДО это затруднительно. Все на некоторое время замирает на таком вот промежуточном уровне. Основной проблемой на начальной стадии становится «почивание на лаврах» и нежелание повышать уровень дистанционного обучения под лозунгом «дистанционное обучение у нас уже есть».
Как первоклассники среди дошколят.
Однако недовольство студентов нарастает – почему по одним курсам дистант есть, а по другим нет? Усиливаются требования актуализации образования под нужды работодателя.
Основными проблемами становятся:
- Инертность большей части коллег и администрации ОО, отказ от учета трудоемкости нагрузки по ДО, непонимание со стороны коллег, иногда – технические проблемы. Преподаватели требуют повышения зарплаты с учетом применения ДО по аналогии с «передовиками производства», хотя курсы без ДО скоро вообще не будут нужны.
- Конфликты внутри коллектива, непонимание дальнейших действий в плане развития ОО вообще и ДО в частности. Основная масса коллектива хочет, чтобы все как-то само собой определилось и улучшилось, причем без дополнительных затрат.
К счастью, даже на начальной стадии развитие ДО уже становится необратимым. ДО приобрело сторонников внутри организации: преподаватели из числа наиболее продвинутых в части ДО и квалифицированные представители руководства. Противником выступает ППС, не имеющий нужной квалификации и не стремящийся ее получить.
Когда начальный этап уже движется в направлении следующей, массовой стадии, настроение коллектива становится более боевым и конструктивным, и наблюдаются первые позитивные результаты:
- Повышение качества образовательных материалов и удовлетворенности обучающихся;
- Интерес к развитию ДО внутри ППС;
- Осознание недостатков имеющихся образовательных материалов и программ;
- Повышение квалификации ППС на деле как в части ДО, так и в части ИТ-компетенций, усиление интереса к обмену знаниями и неформальному образованию.
Пару слов стоит сказать о феномене осознания недостатков имеющихся образовательных материалов и программ, который появляется обязательно. Осознание происходит вследствие того, что при размещении обучающих материалов в СДО они становятся предельно наглядными – и то, что до этого было менее заметно в «кирпиче» учебно-методического комплекса (УМК) или на занятиях скрыто за обаянием преподавателя и его дидактическим мастерством, больше скрыть не удается. А недостатки, когда они настолько хорошо заметны, уже хочется исправить.
Настроение коллектива разношерстное и может варьироваться от сдержанного интереса и недовольства необходимостью перерабатывать привычные УМК до активного желания вырваться вперед на фоне коллег и, даже чаще, на фоне конкурентов. Если организация дошла до этой стадии, она уже однозначно ощутила вкус победы дистанционного образования и готова к переходу на массовое применение дистанционных курсов.
Массовая стадия в развитии ДО
Означает, что практически все ранее созданные курсы ОО имеют дистанционную поддержку и регулярно обновляются и пополняются, а новые программы разрабатываются сразу с поддержкой обучения средствами ЭО и ДОТ.
Скорость перехода от начальной стадии к массовой в первую очередь определяется скоростью обучения ППС, во вторую — контролем за переводом курсов на дистанционную поддержку со стороны руководства ОО.
- Мы предлагаем резко ускорить переход к массовой стадии за счет эффективного группового обучения преподавателей организации с регулярным контролем результатов обучения – тогда весь переход даже крупного вуза займет от полугода до года, что очень быстро. Подробнее можно посмотреть на странице нашего центра ДО.
Формальный уровень ППС может быть любым, фактический уровень на этой стадии уже гарантированно выше среднего за счет постоянного отслеживания новшеств в профессии и изменяющихся требований работодателей. Обучение преподавателей на этой стадии продвинутым технологиям создания и реализации дистанционных курсов идет гораздо веселее и активнее, сами преподаватели-обучающиеся чувствуют себя более расслабленными, увлеченными и склонны в ходе обучения образовывать группы по интересам и решаемым задачам.
На этом этапе развития ДО уже активно решаются задачи отслеживания требований работодателей, изменения компетенций и посильной реакции на них в программах и курсах. Многие требования работодателей, кстати, можно учесть и отразить в обучении без изменения программ, просто за счет изменения обучающих материалов и заданий – а в СДО это делать куда легче, чем в традиционном УМК, поэтому курс остается актуальным.
Однако закономерно нарастает недовольство отсутствием адекватной оценки как уровня, так и трудозатрат ППС в сфере ДО. Появляются требования включения отчетов по ДО в документооборот ОО – именно под давлением этих требований происходит переход на следующую стадию развития ДО.
Сторонников ДО становится все больше и больше. Это не только преподаватели из числа наиболее продвинутых в части ДО и квалифицированные представители руководства, но и почти весь остальной персонал ОО, противников к завершению этой стадии уже практически не остается. Налицо радикальное повышение качества обучения и уровня удовлетворенности обучающихся. Конкуренты обычно остались позади, а программы и материалы соответствуют требованиям работодателей.
Завершается массовая стадия появлением выраженного интереса к системному подходу к обучению, компетентностному подходу и реверсным технологиям формирования образовательных программ (от результата).
Коротко о реверсной технологии проектирования программ:
- Описываем результаты обучения в терминах «что умеет выпускник».
- Подбираем задания (КОС, КИМ), которые позволяют проверить эти умения. Эта стадия неплохо алгоритмизируется, хотя само описание этого несложного алгоритма выходит за рамки нашей публикации.
- Смотрим, что обучающийся должен знать и уметь, а также какими базовыми/ключевыми и надпрофессиональными компетенциями обладать, чтобы выполнить задания.
- Даем соответствующие обучающие материалы, промежуточные задания и т.д.
К сожалению, раскладка итоговых умений (результата обучения) на промежуточные и подбор необходимых материалов пока не алгоритмизируется и остается зависимым от квалификации преподавателя.
- Базовые навыки (ключевые компетенции) в соответствии с Рекомендациями Парламента и Совета Европы от 18 декабря 2006 г. о ключевых компетенциях обучения в течение жизни: Общение на родном языке; Общение на иностранных языках; Математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии; Компьютерная грамотность; Освоение навыков обучения; Социальные и гражданские компетенции; Чувство новаторства и предпринимательства; Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.
- Убеждения, привычки, образ жизни и способности, которые делают человека особо пригодным к определенной деятельности. Например, Интернет-продвижение могут эффективно вести только те, кто «живет в Интернете».
Российских ОО на этой стадии пока мало. Можно даже сказать грубее – нам не известен ни один вуз на этой стадии. Однако есть пионерские организации ДПО типа центра «Специалист» и еще некоторых, которые дошли до массовой стадии и получили замечательные результаты.
Стадия качества ДО
Это та стадия развития ДО, к которой мы стремимся: по дистанционному обучению собирается вся необходимая для документооборота (о деятельности, об оценках и т.д.) и желательная для системы управления качеством отчетность.
Уровень преподавателей высокий, постоянно поддерживается и перестает быть проблемой.
Должны быть решены практически все сформулированные на сегодня проблемы образования и должны появиться новые.
Образовательная организация принадлежит к типу Университета 3.0 или 4.0.
Проблемы преподавателей связываются с конкуренцией с коллегами и необходимостью постоянного обновления и поддержания профессионального уровня (если это можно считать проблемой), они требуют от руководства обеспечения справедливых и эффективных «правил игры».
Ни одна из российских образовательных организаций до этой стадии еще не дошла, к сожалению – поэтому мы не можем сказать, что последует за этой стадией. Но с большой вероятностью на повестку дня встанет переход к бережливому мышлению, усилятся научные и научно-практические разработки и др. благоприятные тенденции.
Оставить комментарий