Небольшая статья о том, «зачем компании хороший сайт», вызвала дискуссию о том, целесообразны ли для компаний вложения в этот самый «хороший сайт». С учетом формата блогов и социальных сетей дискуссия оказалась почти что жаркой: была присланы аналогичные публикации Анатолия Мильнера и Вадима Петриченко, на наш ответ появились встречные соображения Анатолия Мильнера и… по техническим причинам дело затормозилось. Блоги и социальные сети – не слишком-то хорошие форумы, вести дискуссию в них несподручно. Куда лучше был бы портал E-xecutive!

Но я обещала коллегам что-нибудь придумать!


Пока придумалось так: из ответа, которым является статья «Алхимия SMM: сколько стоит, или От перемены мест слагаемых…» мною взяты основные идеи, и на их основе построена данная заметка. С большим уважением прошу авторов проверить:

  • Правильно ли мною выделены основные мысли? Я делала это внимательно – и если я где-то что-то исказила, давайте искать лучшие исходные формулировки!
  • Если основные идеи выделены правильно, то понятно ли я сформулировала наши расхождения?

Но, чтобы моим оппонентам было что проверять, нужен сам текст! Итак, основные тезисы Анатолия Мильнера:

  1. Решение многих задач в бизнесе невозможно без привлечения профессионалов, которых не хватает, но которых однозначно можно привлечь при наличии достаточных денежных ресурсов. Будучи вовлеченными в работу малого или даже микропредприятия, они решат задачи, для которых были приглашены.
  2. Для наполнения страниц в социальных сетях компании должны создавать уникальный контент, привлекая профессиональных журналистов.
  3. Необходимо (!) оперативно вводить все (или почти все) остромодные штучки – связи между сайтом и социальными сетями после каждого изменения и т.д., что требует соответствующих ИТ-специалистов.

И главный мотив – «если заказчик действительно хочет работать в социальном медиа…»

Вот с этого последнего момента и начнем рассказ о различиях наших позиций.

Поскольку мы по основному своему профилю все-таки занимаемся экономикой и финансами, для нас сайты – это еще один инструмент достижения целей бизнеса. инструмент очень важный, обязательный и обязанный быть эффективным – но все равно всего лишь инструмент достижения целей бизнеса. А у бизнеса не может быть цели «работать в социальном медиа», его цель – эффективно выполнять его основную функцию, т.е. эффективно (с прибылью или как минимум с ростом стоимости компании) реализовывать основную идею. Поскольку этим дискуссиям несть числа, в т.ч. и на E-xecutive (по ссылке можно перейти на очень интересную подборку), то приведем примеры нашей позиции:

Примеры бизнесов/компаний Цель бизнеса/компании
Добыча и продажа питьевой воды Получение прибыли и генерация чистого денежного потока от продажи питьевой воды (этот бизнес по своей рыночной стадии уже должен генерировать свободные средства)
Веб-студия Аналогично
Финансовая компания, кредитующая пенсионеров Эффективное кредитование пенсионеров: не только собственная прибыль, но и поддержание финансовой устойчивости заемщиков, при некоторых стратегиях – комплекс мер по повышению их платежеспособности
Печатные СМИ Генерация денежных средств крайне затруднена (рынок сворачивается, клиенты уходят на другие рынки), цель – рост стоимости бизнеса на базе расширения присутствия в Интернете
И т.д.

Уважаемые читатели! Примеры условные. Для некоторых случаев их можно, конечно, позаимствовать напрямую, но осторожно — потому что в других случаях лучше формулировать специально. Точно найденная цель разворачивает перед компанией новые горизонты. Это без иронии.

Сайт нужен для того, чтобы реализовывать цель – генерировать деньги, способствуя продажам, объяснять пенсионерам, зачем и как лучше брать кредиты, если брать, находить компаньонов, реализовывать информационные идеи и т.д.

Социальные медиа нужны для того же.

САМО ПО СЕБЕ ПРИСУТСТВИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА БИЗНЕСУ НЕИНТЕРЕСНО.

Бессмысленно.

И вот тут мы возвращаемся к корпоративным сайтам и страничкам в соцсетях. Создание сайта силами сотрудников самой компании возможно ну в крайне редких случаях. Даже если сама компания занимается веб-дизайном и делает «сайты под ключ», включая контент, совсем неплохо, если кто-то практичный, объективный и здравый посмотрит на нее со стороны и подскажет, на что сделать упор – просто потому, что никакой субъект не видит себя снаружи, а сайт обращается к клиенту, и логично создавать его на языке клиента (правило общего языка), вот чУдный видеоролик на эту тему:

Но вести самостоятельно странички в соцсетях не только можно, но и нужно! Потому что цель этих страничек – не продажа, а знакомство с пока еще только потенциальным клиентом. Именно так – с потенциальным клиентом на первую или повторную сделку. Потому что шаги к сделке всегда одни и те же:

Если какой-либо из шагов выпадает или оказывается пройденным «с огрехами», сделки не происходит. Или она происходит «с камнем за пазухой», когда покупатель заключает договор (производит покупку) под влиянием обстоятельств, решая купить в этот раз, а потом еще подумать. Конечно, если сделка окажется удачной, покупатель/клиент вернется… если окажется.

Так вот – хороший сайт позволяет пройти по этой цепочке, скажем так, до середины ступеньки «доверие». Вторая половинка ступеньки оказывается преодоленной после прямого контакта с компанией. Страничка в соцсетях проводит  потенциального покупателя по самой сделки, даже если на этой страничке нет никакого уникального контента, подготовленного профессиональным или почти профессиональным журналистом. Почему? И что там должно таки быть?

Полшага назад – странички в соцсетях малопригодны для ступеньки интереса! Они позволяют познакомиться, но вряд ли посетитель социальной сети, независимо от того, какая это сеть, расположен изучать назначение, преимущества и особенности товаров и услуг вашей компании. Но он очень даже расположен поближе познакомиться с людьми (именно! С людьми, а не с сотрудниками!) вашей компании, понять их ценности, подход к жизни, уровень организованности и т.д.

Поэтому просматриваются два «маршрута» потенциального покупателя:

1. Если потенциальный клиент узнал о вашей компании в социальных сетях:

В этом случае хорошо бы, чтобы страничка в соцсетях выполняла следующие функции:

  • Коротко и увлекательно сообщала о том, чем занимается компания и каковы ее уникальные торговые предложения. Это делается через шапку, описание и кое-какие – время от времени – посты. Такие посты должны быть нечастыми, люди, еще раз смеем напомнить, ходят в социальные сети не за этим! За этим они придут на ваш сайт, понимаете?
  • Показывала, чем живет компания и каковы ее ценности. Для этого желательно:
    • Раз-два в день размещать те или иные посты: новости отрасли, продукции, мира. Это вполне могут быть ссылки, собственного контента вообще-то не требуется. Сам выбор ссылок достаточно красноречив и сообщает клиентам то, что тем нужно.
    • Обязательно – юмор! С ним, конечно, надо быть осторожным, но он очень нужен!
    • Дважды в неделю – иллюстрации: фото, графики и пр. Требуются для формирования внешнего вида страницы. Опять же могут быть заимствованными и опять же обязателен юмор. Из этих иллюстраций не больше 25% при указанной периодичности должны напрямую относиться к продукции компании, иначе тягостного ощущения впаривания не избежать. Итак: 75% иллюстраций – о мире, бизнесе, отрасли, клиентах, о жизни, причем многое – с улыбкой. 25% — о компании, ее товарах и услугах.
    • Раз в неделю – видео на тех принципах.

2. Если клиент уже вашу компанию знает, в т.ч. является реальным клиентом, или знаком с вашим сайтом. В этом случае его «маршрут» становится следующим:

Желательное содержание страничек в социальных сетях при этом точно такое же, но хорошо видно, что становится принципиальным соблюдение периодичности пополнения страничек, чтобы потенциальный клиент убедился в обязательности персонала и организованности процессов: это является очень сильным сигналом доверия.

А теперь возвращаемся к исходной проблеме, для которой затевалась эта статья: расходы на присутствие в социальных сетях. У нас получается, что для достижения целей бизнеса – ускоренного формирования доверия клиентов к компании – требуются все те же организационные факторы и закрытие маркетинговых брешей: четкое понимание бизнес-идеи, уникальные торговые предложения (хотя бы одно), знание проблем клиентов, продающие тексты, последовательность, дисциплина, доброжелательность.

Не уверены, что это можно купить за деньги, если общий дух в компании напряженный и злобный (попадались).

И наоборот – приветливый коллектив прекрасно организует все это при очень небольших вложениях и быстром доучивании и легко расширяет свою рыночную известность, привлекая новых клиентов и производя повторные продажи уже имеющимся.

А что еще надо бизнесу? При наличии хороших продаж — еще хорошая внутренняя организация.

Но никак «работать в социальном медиа…» само по себе.