В прошлом посте мы начали обсуждать ту концепцию сайта, которую мы реализовали в своей Методике успешного сайта. В той концепции сайта рассматривается как интерактивный инструмент взаимодействия владельца сайта и его посетителей: посредством сайта его владелец провоцирует посетителя сделать то, что ему нужно/он хочет, а посетитель сайта при помощи того же сайта «дотягивается» до людей, стоящих за сайтом, пробует «на вкус» контакт с ними, а потом закрепляет этот контакт реальной сделкой. Конечно, если «проба» ему понравилась.

Поэтому на сайтах приветствуются инструменты взаимодействия: средства оперативной связи, обсуждения, анкеты и опросы, видео и аудио, особенно записанные с участием сотрудников компании-владельца сайта.


Но главным была и остается цель сайта – мы об этом много говорим и будем говорить и дальше. С нее все начинается – когда мы предлагаем посетителю сделать то, что нам хочется. И ею же все заканчивается – когда посетитель это действие совершает. Но – начинается и заканчивается на сайте. Для компании «исток» возникает раньше, когда принимается решение о том, что должен сделать посетитель сайта. И желаемое действие посетителя сайта – только начало работы с ним.

И сегодня нам хотелось бы отступить от своих правил и выбрать не абстрактный сайт в поисковике, а показать конкретный сайт с ошибками, которые мешают ему достигать цели своего владельца.

Речь пойдет о сайте Рижского театра свободных актеров – театра замечательного! Мы смотрели там «Варшавскую мелодию» — плакал весь зал. Зал там маленький, но всхлипывали дружно. Эта трактовка очень сильно отличалась от привычного с детства исполнения Борисовой и Ульянова: прошло 40 (!) лет, и тогдашние события мы видим иначе. Это было здорово!

Но вернемся к сайту.

Какова его цель? Чтобы в театр пришли зрители.

Как мы определим, что цель достигнута? Если зрителей в зале будет больше. Во время спектакля, заметьте.

Что нужно, чтобы их становилось больше? НУЖНО, ЧТОБЫ ОНИ ПОКУПАЛИ БИЛЕТЫ.

И вот тут возникает заминка – на сайте театра есть все, чтобы билеты можно было купить: афиша на текущий месяц, фотографии и видео, галерея актеров, подписка на новости и связь с самой популярной среди рижан социальной сетью – Facebook’ом. Но нет ключевого звена – собственно продажи билетов.

Е. Бр.: я спрашивала у сотрудников театра, почему бы им не ввести продажу билетов с сайта? Ведь это очень и очень упростило бы дело. Получила в ответ ссылку на сложности организационного и финансового плана. Наверное, у такого маленького театра они и в самом деле имеют место быть.

Но, смею заметить, от отсутствия нужного функционала театр теряет гораздо больше:

  1. Посетителям неудобно покупать билеты: даже если их заказать по телефону, выкупить их надо с 16 до 19 часов, т.е. на границе рабочего дня. А театр, хоть и находится в центре города, не каждому по пути. И парковки рядом с ним нет. Значит, какая-то часть зрителей теряется. И тех, кто решил не связываться в принципе, и тех, кто билет-то заказал, а выкупит не успел (невыкупленные билеты за 3 дня до спектакля могут быть проданы другим желающим).
  2. Прием заказов по телефону – не самый надежный способ их фиксации, как оказалось. Заказа (собственный опыт, который и подвиг меня к написанию этой заметки) может не найтись в списке, даже если ты пришел своевременно. Выводы зритель делает в зависимости от того, достался ему в итоге билет или нет и каким оказалось впечатление от спектакля. Если он на него попал.
  3. Главное: администрация театра не знает, каковы пожелания зрителей. Сейчас те, кто хотел бы попасть не спектакль, но не попал, остаются для нее «невидимыми». Между тем, собирая заявки на спектакли, можно было бы организовывать дополнительные представления – а выручка от них небольшому театру ой как не помешала бы! И зрителей порадовала бы, а уж о пользе для русскоязычной культуры Латвии и говорить как-то неловко. Слишком пафосно получается, хоть и верно по сути.

Итак – кто же выиграл в этой ситуации? Зрители в проигрыше, театр при своих (очень небогатых), актеры в проигрыше… С точки зрения математики, здесь выигравших может и не быть: это игра с ненулевой суммой, и в данном случае эта сумма отрицательна. Выигрывает, по сути, неорганизованность.

Недостаточный функционал сайта отчетливо тормозит развитие своей компании-владельца.

Теперь давайте поставим вопрос обобщенно: что делать владельцу сайта, которому не хватает, говоря научным языком, управленческого ресурса для реализации нужного функционала? мы ждем ваших мнений! Только – давайте сразу договоримся – мнения по типу «пусть неудачник плачет» не принимаются. Это мнение простое и понятное, но скучное. Давайте обсудим (можно в комментах здесь, но лучше на Фейсбуке) способы проще всего, например, настроить прием платежей. Или другие (какие?) функции, которые привыкли воспринимать как сложные, но для них уже появились доступные решения.