Исследование центра Reform сообщает, что искусственный интеллект и роботы в ближайшие годы заменят 250 тысяч госслужащих из Великобритании. А по данным отчёта McKinsey, существующие технологии способны автоматизировать 45% действий сотрудников компаний, включая общение с клиентами и работу с документами.

Обозреватель vc.ru выяснил, какие профессии уже уходят в прошлое и грозит ли человечеству повальная безработица. 


Начиная с 2000-х годов инвестиционный банк Goldman Sachs постепенно сокращал штат трейдеров по ценным бумагам, пока от 600 сотрудников не осталось двое. Работу уволенных сотрудников выполняют алгоритмы автоматического трейдинга, которые обслуживают 200 программистов. Компенсация квалифицированного трейдера в Нью-Йорке вместе с бонусами составляет от $500 тысяч в год, и автоматизация позволяет инвестбанку экономить на зарплатах десятки миллионов долларов в год.

По статистике Coalition, сегодня почти 45% торговли на биржах происходит без участия людей в электронном виде

Технологии искусственного интеллекта в ближайшие годы сделают неактуальными целый ряд профессий, связанных с рутиной

— Михаил Биленко, руководитель управления машинного интеллекта и исследований «Яндекс»

В январе 2017 года японская страховая компания Fukoku Mutual Lifeуволила 34 человека и заменила их алгоритмами искусственного интеллекта. Уволенные сотрудники занимались расчётами страховых выплат, впредь это будет делать технология IBM Watson Explorer AI.

Руководство компании посчитало, что автоматизация увеличит производительность на 30% и сэкономит $1,2 миллиона на зарплатах в год. IBM описывает свою систему Watson Explorer как когнитивную технологию, которая может думать как человек и анализировать любые данные, включая видео, аудио, и рукописные тексты.

Японское издание Mainichi Shimbun пишет, что в ближайшее время примеру Fukoku Mutual Life могут последовать ещё три японские страховые компании. По данным исследования, проведённого по заказу Всемирного экономического форума, развитие робототехники и искусственного интеллекта в ближайшие пять лет приведёт к потере 5,1 миллиона рабочих мест в 15 ведущих странах мира. А исследование Nomura Research Institute предрекает, что к 2035 году роботы и вовсе заменят половину сотрудников японских компаний.

Тренд искусственного интеллекта занял первое место в исследовании «10 Hot Consumer Trends 2017», проводимом компанией Ericsson. Каждый четвёртый респондент хочет, чтобы искусственный интеллект возглавил его компанию, а 18% опрошенных жителей Москвы воспользовались бы возможностью загрузить своё сознание в интернет.

Некоторые компании уже начинают автоматизировать бизнес-процессы с помощью искусственного интеллекта. Украинская компания WebProduction в 2015 году наняла 11 программистов и уволила одного стажёра с помощью CRM собственного производства OneBox.

Система взяла на себя всю рутинную работу HR-отдела, включая автоматическое размещение вакансий, подбор резюме, организацию тестового задания и согласование времени финального собеседования. Техническому директору осталось лично встретиться с разработчиком и, в случае положительного решения, принять его на работу.

 

Ещё одна профессия, которой скоро не станет, — это операторы первой линии call-центров. Чат-боты уже умеют решать большинство простых проблем клиентов — например, могут подсказать подходящий тариф для мобильного телефона или проконсультировать об операциях по банковской карте. Это позволяет компаниям сократить затраты на сотрудников и перепоручить часть их работы ботам.

По данным пресс-службы украинского мобильного оператора «Киевстар», чат-бот компании Зоряна обрабатывает 10% всех обращений клиентов в компанию. Бот отвечает на вопросы на сайте компании, в мессенджерах Facebook, Telegram и Viber. В общей сложности с ним уже пообщались более 700 тысяч пользователей.

Если бы не бот, нам бы пришлось расширять штат сотрудников. Запустив Зоряну, нам удалось сократить расходы на поддержку.

— Пресс-служба «Киевстар»

На первых порах боты часто подключают консультантов, но со временем учатся отвечать на всё большее количество вопросов. Бот украинского «ПриватБанка» обрабатывает до 60% обращений от клиентов в чате.

Наша версия роботов основана на формах и позволяет не вести бесконечные диалоги с пользователями, а распознать вопрос и немедленно приступить к его исполнению. Клиенты не хотят разговаривать с бизнесом, они хотят быстро решить свои вопросы или проблемы и уйти разговаривать со своей девушкой.

— Светлана Ошерова, руководитель киевского пресс-офиса банка

И классический пример автоматизации рутинного труда — это рабочие на заводах. Роботизация делает ненужным содержание тысяч сборщиков техники на конвейерах. Компания Changying Precision Technology заменила 650 сотрудников 60 роботами. Благодаря автоматизации фабрика уже в следующем месяце произвела в три раза больше деталей, а процент брака сократился на 80%.

По этому же пути пошла и крупнейшая тайваньская фабрика Foxconn, собирающая технику Apple. Тайваньцы совместно с другими заводами инвестировали несколько сотен миллионов долларов на замену сотрудников на конвейерах роботами, а также на исследования в сфере искусственного интеллекта. В прошлом году Foxconn заменил роботами 60 тысяч человек.

Технологии заменяют людей даже в творческих задачах. Финско-украинский стартап PromoRepublic позиционирует свой продукт как замену SMM-специалистам для малого и среднего бизнеса. Календарь шаблонов предлагает идеи для публикаций на каждый день с учётом тематики бизнеса и конкретной даты. В общей сложности сейчас сервис «ведёт» 53 тысячи страниц в соцсетях с аудиторий в 5,5 миллионов подписчиков.

С большой долей вероятности беспилотные автомобили и дроны в будущем вытеснят водителей такси. Агентство дорог и транспорта Дубая в июле 2017 года запускает беспилотные пассажирские квадрокоптеры EHang 184.

Квадрокоптер весит 200 килограмм, может поднять до 100 килограмм веса и пролететь до 50 километров. Его средняя скорость составляет 100 км/ч. Пассажир EHang 184 должен будет задать конечный пункт назначения, всё остальное происходит в автоматическом режиме. За работой дрона будет следить оператор с земли с помощью 4G-сети.

Параллельно Дубай закупает более 200 автомобилей Tesla Model S и Model X, оснащённых автопилотом. На базе электрокаров транспортный департамент планирует создать крупнейший беспилотный таксопарк в мире. Даты его запуска не анонсируются, но вероятно, что это произойдёт уже в ближайшее время.

Водителям такси в СНГ едва ли стоит бояться потерять работу, но есть надежда, что через несколько десятков лет фразу оператора «выходите, машинка подана» будут помнить только старшие поколения.

Профессия младшего юриста продолжает перечень должностей, которых потеснил искусственный интеллект. В 2016 году мир обошла история про студента Стэнфорда Джошуа Броудера. Он создал сайт DoNotPay, который помогает пользователям решать различные юридические проблемы: оспаривать штрафы за парковку, требовать компенсации за отмену рейсов и так далее. Робот задаёт пользователю ряд вопросов, определяет, есть ли у того основания для подачи иска, и, в случае положительного ответа, создаёт текст апелляционного документа.

За первые четыре месяца работы услугами ресурса воспользовалось 86 тысяч человек, которые выиграли иски на два миллиона фунтов. В январе 2017 года ресурс запустился в Сан-Франциско.

Похожие истории есть и на просторах СНГ. Украинская юридическая компания «Юскутум» запустила Telegram-бота, который умеет собирать документы, необходимые для регистрации бизнеса.

Ещё один бот от Axon Partners умеет создавать политику конфиденциальности (Privacy Policy) для приложений Google Play. Бот по имени «Франкенштейн» за несколько минут создаёт шаблонный документ Privacy Policy на основании ответов клиента. Сокращать персонал компаниям не пришлось, но запуск ботов позволил освободить время юристов для решения более творческих задач.

Несмотря на серьёзные успехи роботехники и искусственного интеллекта, опрошенные vc.ru эксперты уверены, что повальная безработица людям не грозит.

В украинском офисе «Лаборатории интернета вещей» прошлой осенью выпустился перспективный стартап UA-Robotics с проектом EcoBox. Это «умная» система дистанционного ухода за экзотическими растениями. Дальнейшее развитие этой системы не приведёт к исчезновению садовников. Наоборот, в будущем мы будем плотно сотрудничать с роботами на равных. В мире остается всё меньше профессий, которые бы не требовали базовых компьютерных навыков.

— Надежда Васильева, генеральный директор «Microsoft Украина»

Похожего мнения придерживается и руководитель управления машинного интеллекта и исследований «Яндекс» Михаил Биленко. Он уверен, что взамен старых профессий появляется не меньше новых, более творческих и сложных.

«Можно предположить, что через какое-то время многие курьеры будут заменены дронами. Это создаст спрос на инженеров по обслуживанию дронов, по обеспечению их безопасности, а также на программистов, которые будут писать для них алгоритмы и оптимизировать маршруты. То же самое касается и беспилотных автомобилей — в перспективе и они могут оптимизировать ту же доставку товаров и избавить людей от такой рутинной работы», — резюмирует Михаил.

Владимир Хренков, директор «Центра инноваций МТС»
Новости о том, что искусственный интеллект вскоре заменит ряд специальностей, начинают вызывать в обществе некоторую тревогу. Не случайно Билл Гейтс уже предложил ввести налог на использование роботов.
А я предлагаю обратить внимание на другую сторону медали и вспомнить о том, что искусственный интеллект, во-первых, повысит качество выполнения некоторых операций, во-вторых, станет прекрасным помощником тем, кто свою работу сохранит, а это всё же большинство из нас.
Например, казалось бы, в такой фундаментальной и в прямом смысле жизненно важной отрасли как медицина роботам никогда не заменить человеческий интеллект. Но это не так: уже сейчас, по данным медицинского стартапа Enlitic, искусственный интеллект на 50% точнее, чем врачи-рентгенологи, интерпретирует результаты компьютерной томографии, а это значит, что вероятность выявления опасных заболеваний на ранних стадиях вдвое выше.
Искусственный интеллект также может стать для врачей помощником, подсказывающим, исходя из симптомов и истории болезни пациента, какие анализы ему стоило бы назначить и какие дополнительные вопросы задать для постановки диагноза. Он может даже выполнять роль второго мнения для врача в сложных случаях, анализируя исходные данные пациента, сравнивая их с данными миллионов других людей, обратившихся со схожими симптомами, и в результате предлагая и обосновывая диагноз.
Всё это говорит о том, что искусственный интеллект не только оставит в прошлом ряд профессий, но и, что намного важнее, повысит качество жизни буквально каждого из нас.