Прошлый выпуск закончился вопросом о том, какой же этап цикла контакта вызывает у посетителя сайта наибольшее доверие к владельцу сайта – человеку или компании, стоящей за сайтом. Конечно, судить об этом мы можем только по ответам наших респондентов, а их с точки зрения статистики совсем немного, да и состав у них своеобразный. Своеобразие состава заключается, во-первых, в «источниках респондентов», во-вторых,  в большой группе представителей одной компании. Как так, — спросите вы? – одна компания с разными сайтами, да еще в большом количестве?


Полный список публикаций цикла о доверии к сайту:

  1. Почему теряется доверие к сайту?
  2. Почему теряется доверие к сайту? Продолжение.
  3. Почему теряется доверие к сайту? Навигация.
  4. Почему теряется доверие к сайту? Дизайн.
  5. Нужна ли для доверия к сайту обратная связь?
  6. Самый сильный фактор доверия
  7. Доверие сначала, регистрация потом

Поясняю.

Первая группа респондентов присоединилась к акции по бесплатному анализу сайтов через Facebook, т.е. это люди, которые так или иначе с нами знакомы лично – или очно, или через этот самый Facebook. Вторая группа пришла через Twitter с исходной подачи Дмитрия Кота – но, как это и бывает в Twitterе, многие через третьи, а то и пятые «руки». Респонденты «второй волны» зачастую не знали вообще, кому они доверяют анализировать свой сайт! И тем не менее доверяют  – спасибо им за эту смелость.

Но в этой «второй волне» оказалось 11 сайтов, посвященных продукции Vision (10 проанализированы и входят в анализ, 1 не входит в итоговые результаты акции, т.к. заявка на анализ поступила уже после ее окончания, с заметным опозданием). Сайты в массе своей слабоватые и могут быть разделены на несколько групп по допущенным на них ошибкам, но широкому кругу читателей это уже вряд ли интересно. Важно то, что ошибки не только различаются, но и повторяются – а потому искажают результаты нашей небольшой выборки. И там, где это искажение принципиально, показатели сайтов Vision из общих результатов исключались. Поэтому количество респондентов в одних таблицах и графиках будет равно 46, а в других – 36, на те самые 10 меньше.

Эти цифры появятся через пару абзацев, а пока не будем томить читателей ответом и покажем – доверие к сайту успешнее всего появляется тогда, когда на сайте присутствует УМЕРЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ ПОСЫЛ. Смотрите:

Доверие к сайту торговый посыл

Причем включение или исключение сайтов Vision на этот вывод не влияет, в процентах распределение остается примерно тем же самым.

Как интерпретировать полученные результаты? Получается, что доверие формируется («да» и «скорее да» по оси Х), когда на сайте торговый посыл ЕСТЬ, но не слишком навязчивый. Если же он слишком сильный (обозначен как «хороший» — но это оценка посыла, а не сайта вообще) или слабый/отсутствует, есть риск доверие у посетителя не сформировать. Почему именно – зависит от каждого конкретного сайта. Но однозначно, если посетителю продукцию на сайте продают слишком настойчиво, он ей не верит. Ассоциирует со впариванием и прочими радостями навязчивого сервиса.

Прекрасную комбинацию составляет умеренный торговый посыл с общим видом и стилем сайта, которые соответствуют специфике бизнеса:

Доверие к сайту стиль сайта

Строго говоря, по этому графику хорошо видно, что сайты, ОБЩИЙ ВИД которых не соответствует специфике бизнеса, доверия не вызывают вообще. И самая частая ошибка при технически качественном и дорогом дизайне – это подбор иллюстраций, которые не вызывают ассоциаций с данным бизнесом. Полбеды, если вызываемые ассоциации нейтральны, хуже, если они ассоциируются с другой сферой. Об этом мы писали уже в заметке о дизайне сайтов, но это настолько важно, что хочется привести еще пример.

Проведем поиск по слову «логистика» — оно выбрано потому, что за ним могут стоять самые разные бизнесы, от транспорта до образования на разных уровнях. И принципиально важно, чтобы сайт в первые же моменты (правило 5 секунд) вызывал НУЖНЫЕ ассоциации. Первым в списке стоит статья из Википедии, вторым – учебный центр. А вот на третье месте нечто с названием «логистика» и таким же неопределенным адресом «startlogistic». Заходим… смотрим:

startlogistic логистика

Чем занимается эта компания?

Если смотреть совсем издалека, то часами. Если поближе, то как будто транспортом. Если вчитаться – то категорически непонятно, как будто просто набор каких-то информационных материалов. Т.е. к неопределенному дизайну добавляется еще отсутствие цели и контактов.

Но вернемся к факторам формирования доверия. Для него обязательна СВЯЗКА нормальной навигации и более или менее приемлемых текстов.  Почему именно связка? Потому что человек как потребитель информации очень чувствителен к наличию или отсутствию некоего, если можно так выразиться, «общего сюжета». Об этом знают все мало-мальски толковые редакторы сборников материалов – газет, журналов, сборников тезисов и пр. Даже если у редактора нет возможности отобрать нужные ему материалы, он старается расположить их внутри сборника  так, чтобы образовать логическую линию.

В известном смысле это напоминает требование, чтобы блоки сайта образовывали ясно видимую общую линию, для этого даже придумана модульная сетка сайта.

И если авторы сайта имеют сквозной замысел предъявления информации посетителям сайта (мы настоятельно рекомендуем Методику успешного сайта с описанным в 7 и 9 главах циклом контакта с посетителями, там сквозной замысле сформируется практически сам собой), то создать соответствующую этому замыслу последовательную и понятную навигацию совсем несложно. А вот если сквозного замысла нет, то все упирается в уровень последовательности изложения, который образовался в итоге. Часто случайно. Полученный набор текстов может быть упорядочен при помощи продуманной навигации + изначально продуманная навигация все-таки какой-то порядок задает. Но может быть и наоборот – навигационный хаос замаскирует даже тот порядок, который в текстах как будто был.

Получаются следующие комбинации:

Навигация
Последовательная Неупорядоченная
Тексты Последовательные Информация на сайте воспринимается легко и формирует доверие. В сочетании с торговым посылом средней настойчивости цель сайта достигается успешно. Достоинства текстов могут быть сведены практически на нет.
Разрозненные Посетителю такая комбинация не нравится, но ситуация очень легко может быть скорректирована при помощи толкового копирайтера. Формирование доверия маловероятно. При такой комбинации текстов и навигации цель сайта зачастую тоже не осознается, ее достижение всерьез не проектируется.

Думается, наш общий подход «нужные ассоциации – последовательный контент – умеренный торговый посыл» читателю уже понятен. Тем не менее в следующих наших заметках мы будем приводить еще примеры и объяснять вновь появляющиеся нюансы. Поэтому ждем ваших комментариев и вопросов!