Много лет назад я работала под началом талантливого руководителя, каталонца. В крупной компании, старающейся удержаться на плаву в нестабильном российском бизнесе, часто случаются кризисы и возникают серьезные проблемы. Когда я врывалась в кабинет к моему начальнику с криком «Босс, у нас большая проблема!», он спокойно просил меня выйти за дверь, войти вновь и попробовать начать разговор более позитивно, не употребляя слово проблема. Как теперь оказывается, его методика была основана на серьезных научных исследованиях, доказывающих, что успех или провал компании на рынке зависит, в том числе, и от того, насколько позитивны или негативны высказывания ее сотрудников!
Источник Деловой мир
Коэффициент позитивности
Соотношение позитивных и негативных высказываний называется коэффициентом Лосады по имени психолога, который провел наиболее глубокие исследования данного феномена.
Мартин Селигман в книге «Путь к процветанию: новое понимание счастья и благополучия» следующим образом описывает эти исследования и их результаты.
«Вот что мы недавно установили, — рассказала Барб (Фредриксон)… — Мы обследовали компании, записывая каждое слово, прозвучавшее на совещаниях. Побывали в шестидесяти организациях. Треть из них финансово процветает, у трети дела идут неплохо, положение последней трети незавидно. Каждая произнесенная фраза маркировалась как позитивная или негативная, а затем мы рассчитывали отношение позитивных высказываний к негативным.
— Прослеживается отчетливая закономерность, — продолжила Барб. — Если отношение позитивных высказываний к негативным превышает 2,9:1, компания процветает. Если оно ниже, дела в компании идут неважно.
Но не переборщите с позитивностью. Жизнь — корабль, у которого должны быть паруса и руль. При соотношении выше 13:1, без негативного руля, позитивные паруса бесцельно полощутся на ветру, а вы теряете чувство реальности».
Где применим коэффициент позитивности?
Но насколько универсален этот коэффициент? Ведь существуют такие области человеческой деятельности, где негативные высказывания являются частью повседневной работы. Вот комментарий Барбары Фредриксон по этому поводу:
«— Низкий коэффициент Лосады сделает вас успешным адвокатом, — парировала Барб, — но цена может оказаться слишком высокой. У юристов особенно часты депрессии, самоубийства и разводы. Если ваши коллеги приносят офисный коэффициент домой, пора бить тревогу. Джон Готтман, который провел не одни выходные, наблюдая за супружескими парами, пришел к тем же выводам. Соотношение 2,9:1 означает, что вы на пути к разводу. О любви и крепком браке свидетельствует соотношение 5:1 (пять позитивных высказываний на каждое критическое замечание). Стойкое 1:3 говорит о неминуемой катастрофе».
Что подводит нас к очень важному аспекту позитивной психологии – результаты ее исследований важны не только для крупных корпораций, но и для личной жизни каждого из нас.
«Построение сильного коэффициента Лосады (позитивных мыслей больше, чем негативных) за счет того, что положительные эмоции испытываешь чаще отрицательных, создает психологический и социальный «капитал». Стратегия столь же важная в армейской среде, как и в зале заседаний совета директоров, в браке или в воспитании подростков» — пишет Селигман.
Подсчитайте коэффициент Лосады своей семьи и задумайтесь над полученными цифрами!
Что общего между работой и домом?
И здесь идеи Мартина Селигмана полностью совпадают с мыслями Стивена Кови, высказанными в культовой книге «7 привычек высокоэффективных людей». Кови утверждает, что не существует навыков личной эффективности, применимых лишь на рабочем месте. Эти навыки только тогда принесут успех, когда станут привычкой и будут использоваться «по умолчанию» как на работе, так и дома.
Мартин Селигман пишет: «Позже другая студентка призналась: «Хотя Барбара и говорила о профессиональной команде, я могла думать только о своей домашней «команде», о семье. Во время лекции я вдруг поняла, что со старшим сыном у меня 1:1, и на глаза навернулись слезы. Оказалось, что я обращаю внимание на его ошибки, а не на то, что он делает правильно».
А вот еще один пример из книги Селигмана из той части, где он рассказывает об обучении военнослужащих позитивной психологии: «Утром на последнем занятии один из сержантов сказал: «Прошлым вечером пообщался с восьмилетним сыном. Он рассказал мне о полученной в школе награде. Обычно я говорю что-нибудь вроде «здорово». Но я подключил навыки, которые мы изучали вчера, и задал кучу вопросов вроде: кто там был, когда ему вручали награду? Что он чувствовал при этом? Куда он собирается ее повесить? Примерно на середине разговора сын прервал меня и спросил: «Пап, а это правда ты?» Я понял, что он имел в виду. Так долго мы никогда не говорили, и, думаю, оба были удивлены. Это было здорово».
Сколько видов реакции на сообщение собеседника существуют? И какая их них приведет нас к успеху?
Так что же надо делать, чтобы улучшить коэффициент Лосады и, тем самым, изменить в лучшую сторону отношения с близкими, сослуживцами, да и вообще добиться успеха в делах?
Селигман пишет о том, что позитивная реакция тоже может быть разной. Бывает пассивно-позитивная реакция. Как в случае с сержантом, который обычно отвечал односложным «здорово» на рассказы сына о его успехах.
Но возможна и активно-позитивная реакция, когда вы расспрашиваете собеседника о подробностях его успеха и демонстрируете позитивный язык тела (улыбка, рукопожатие, обнимание). Такая реакция вызывает прилив позитивных эмоций у вашего собеседника, которые передаются и вам.
Кстати, негативная реакция может также быть как пассивной («Отстань от папы, я устал»), так и активно-негативной («И тебе не надоело этой дурью маяться?! Лучше бы посуду вымыл»).
Согласно научным исследованиям, используя подобного рода, как пассивные, так и активные негативные высказывания, мы своими руками, то есть, устами, разрушаем свое благополучие!
Вот пример из частной жизни самого Селигмана:
«Тем не менее был вечер пятницы, четверть двенадцатого, а я весь день ломал голову над новой теорией, с которой Барбара Фредриксон познакомила нас на лекции. Я не мог отделаться от мысли о минимальном коэффициенте позитивности, необходимом для процветания, и во время семейного ужина думал только об этом.
— Никки, скоро полночь. Не видишь, я работаю? Иди делай уроки или ложись спать! — прокричал я и поймал взгляд дочери.
— Папа, у тебя ужасный коэффициент Лосады, — сказала она».
Итак, согласно исследованиям позитивной психологии, «фильтрация базара» — путь к успеху и процветанию как крупных корпораций, так и отдельных людей. Следите, за тем, что вы говорите, что говорят ваши подчиненные и близкие, — и вы добьетесь успеха в работе и личной жизни.
Оставить комментарий