Государственное предприятие, рижский монополист в сфере общественного транспорта Ригас Сатиксме не просто привлекает пристальное внимание. Оно вызывает искреннее возмущение — тем, что, шантажируя жителей снижением объема услуг, вымогает дотации на ненужное расширение.

Дополнение 2020 года: коррупционный скандал вокруг Ригас Сатиксме стал причиной ухода Нила Ушакова с поста мэра Риги и значительного падения популярности партии Согласие.

Игорь ВАТОЛИН. Опубликовано в газете «Час» 05 ноября 2009 г.


Вчера рижский мэр Нил Ушаков посетил 5-е трамвайное депо, что у Вэфовского виадука на Бривибас, и лично убедился в готовности муниципального предприятия «Ригас сатиксме» уже весной приступить к испытанию низкопольного трамвая. Между тем к работе монополиста общественного транспорта по-прежнему остается много других вопросов.

После короткого совещания за закрытыми дверями председатель правления «Ригас сатиксме» Леон Бемхенс провел мэра и сопровождающих лиц по депо, центру обслуживания клиентов, ангарам и ремонтным цехам. В завершение экскурсии Нил Ушаков и Леон Бемхенс ответили на вопросы журналистов.

Они подтвердили, что договор по низкопольному трамваю стоимостью 142 млн. евро коррекции не подлежит. Первые машины прибудут в Ригу в марте следующего года. На улицах Риги новые составы могут появиться осенью. Еще предстоит немного перестроить депо и переложить рельсы.

Рижский мэр сообщил, что после урезания на 11 млн. думской дотации «Ригас сатиксме» руководству транспортного монополиста поручили в 2010 году сократить административные расходы на 400 тыс. латов. После сокращения на 20% зарплат работников РС в этом году их дальнейшее урезание не планируется.

Что касается транспортных расходов рижан, то Нил Ушаков гарантировал сохранение 50% скидок на проезд для учителей средних школ и объявил о таких же льготах для педагогов дошкольных учреждений и спортивных школ. Они вступят в силу с 1 декабря.

Мэр воздержался от прогноза по стоимости проезда. По его словам, пока Сейм не утвердил госбюджет, руководство думы не может говорить о стоимости билетов. В этом году и правительство сократило дотации на общественный транспорт на 7 млн. латов. На вопрос «Часа» о прозрачности решений руководства «Ригас сатиксме» Нил Ушаков ответил:

— В правлении предприятия четыре новых человека. Они в сотрудничестве с председателем правления отвечают за то, чтобы предприятие работало на благо рижан.

Комментарий эксперта

Экономист Елена Бреслав, пристально наблюдающая за работой «Ригас сатиксме»:

Ригас сатиксме— Финансовые проблемы «Ригас сатиксме» связаны не столько с экономическим кризисом, сколько с тем, что они накупили сверх всякой меры подвижного состава. Значительная часть дотаций, которые они получали от думы, шла на покупку новых трамваев, троллейбусов, автобусов. Например, в 2007 году дотации составили 50,3 млн. латов, из которых на покупку техники пошло 16,2 млн. (32,2% полученных средств). А ведь в 2007 году число перевезенных пассажиров уже стало падать, и эти приобретения были спорными. В 2008 году дотации составили 65 млн. латов, цена билетика поднялась до 40 сантимов, а на покупку техники пошло 39 млн., почти 60% дотаций. И это в год, когда спад в экономике уже не видел только слепой.

Но это еще не все. Помимо дотаций на приобретение техники направлялись банковские кредиты, хотя финансовые показатели «Ригас сатиксме» к тому времени уже были очень грустными: собственных оборотных средств нет, чистый оборотный капитал тоже отрицательный. Было бы интересно выяснить, почему банки так смело давали эти кредиты. Предположительно, под госгарантии.

У предприятия на 1 января этого года было 16 различных кредитных договоров в банке «Парэкс» на сумму 16,6 млн. латов, которыми было финансировано приобретение 308 автобусов. Swedbank, Norda и SEB финансировали покупку 150 троллейбусов, 20 низкопольных трамваев, 83 автобусов и еще трех договоров по реконструкции различных зданий и сооружений. Итого общая сумма займов на ту же дату — 57,1 млн. латов.

При такой структуре финансирования для бизнеса становится принципиальнейшим вопросом загрузка приобретенного оборудования — в данном случае автопарка. Между тем пассажирооборот падает, и «Ригас сатиксме» с большой вероятностью испытывает проблемы с погашением своих кредитных обязательств. А значит, и Рижская дума. И снова возникают вопросы: зачем они все это покупали и как наблюдающие за этим депутаты РД это допустили?

Очень хотелось бы знать прогноз на 2009 год, поскольку муниципальный монополист продолжает вовсю закупать новую технику. Так, не далее как 30 сентября появилось сообщение о получении 150 новых троллейбусов Skoda 24Tr Irisbus. Этим дело не закончилось: думская пресс-служба гордо сообщила, что «для полного обновления парка в ближайшее время необходимо также заменить 120 длинных троллейбусов». Новая техника однозначно лучше — но согласны ли пассажиры ездить с большим комфортом за такие деньги?

До сих пор РС удавалось, пользуясь своим монопольным положением, навязывать своим потребителям, то есть рижанам, услуги, за которые те явно не готовы платить (чего стоит система э-талонов). Потребителю в условиях сокращения числа пассажиров явно не нужен новый подвижной состав, не нужны ремонты зданий и сооружений, которые могут потерпеть до лучших времен. Тем более на кредиты, которые придется возвращать из кармана потребителя.

В ситуации экономии всего и вся Рижская дума объявила об урезании на 11% своих дотаций, которое явно запоздало — закупленное назад не вернешь. По всей видимости, сократится и госдотация на перевозку пассажиров. Цена на проезд наверняка повысится, число пассажиров сократится, а новая техника будет ржаветь в депо.

И еще один нюанс. Если бы Рижская дума не приняла постановление, привязывающее цены на билеты в частных маршрутках к ценам РС, то муниципальный монополист наверняка бы разорился. Здесь по факту мы имеем ценовой сговор — по антимонопольному законодательству дело подсудное.

Определенные надежды может внушать смена правления, но у меня есть сомнения в компетентности новых его членов. Транспортный бизнес относится к разряду очень сложных. И опытные руководители РС могут с легкостью заморочить голову зеленым новичкам. Они могут не быть глубокими профессионалами транспортной отрасли, но обязаны удерживать в голове три основных аспекта деятельности подведомственного предприятия — его экономику, денежные потоки и структуру финансирования. Этому можно и нужно научиться.

Сейчас новым членам правления и городскому руководству нужно засучив рукава садиться и разбираться в том, что они получили под эгидой РС: что из имеющейся техники можно продать и по какой цене, как снизить кредитную нагрузку, на каких работах можно сэкономить, как рационально организовать график движения подвижного состава, график работы водителей…

А также извиниться перед частными перевозчиками и отменить обязательные цены. И ни в коем случае не повышать стоимость билетов, а возможно, даже вводить дополнительные льготы для отдельных категорий рижан. Вчера мне рассказали о безработном, который отказался ехать на собеседование в другой конец Риги на двух видах транспорта, чтобы сэкономить два лата. Столько стоит его питание на два дня.

Правление

В правление «Ригас сатиксме» входит пять человек: Леонс Бемхенс (председатель), Ирина Фельдмане, Эрвин Страупе, Вадим Баранник, Андрис Берзиньш.

По информации СМИ, в начале года зарплата председателя Правления составляла 6000 латов.