Начав разговор об ошибках, связанных с управлением разработкой сайта самими дизайнерами, мы перешли к ошибкам, которые допускают заказчики сайта – отсутствие цели и подмена потребностей клиентов своими вкусами. Сегодня мы поговорим тоже об ошибках заказчиков, но ошибках организационного и финансового плана.

Напоминаем – сначала идут цитаты из материала агентства Webicom, потом (другим стилем) – наши комментарии.


4. Привлечение нескольких студий

Если каждый новый веб-проект вы будете передавать новой студии, в результате ваш сайт будет выглядеть как лоскутное одеяло. Проблема с использованием нескольких студий в том, что каждая их них будет стремиться наложить свою печать на сайт: и потому, что все они руководствуются различными философиями дизайна, и потому, что им нужен будет ваш сайт для портфолио. Нет смысла говорить «мы создали эти и эти страницы», если все страницы сайта будут похожи друг на друга.

Пользователей очень раздражает, когда, переходя с одной страницы на другу, они всякий раз сталкиваются с различным дизайном. Единообразие – ключ к удобному дизайну: когда все элементы интерфейса выглядят и работают одинаково, пользователи чувствуют себя более уверенно с сайтом, так как они могу переносить обретенные навыки с одного подсайта на другой вместо того, чтобы на каждом сайте учиться всему заново.

Правило стилевого единства рассматривается А. Левитасом в рассылке №9 «Почему ваш бизнес-сайт не работает?» еще от 11.03.2005 года, а также в разделе 2 Методики успешного сайта. Аргументация этого правила точно такая же, как в приведенной цитате.

Для достижения единообразия лучше всего создать один отдел, который отвечает за создание всего веб-сайта. Если это нельзя сделать, по крайней мере следует создать центральную группу, которая наблюдает за всей дизайнерской работой и которой дано право определять единый стиль для всех сайтов. Даже если эта центральная группа и не будет создавать страницы сама, это подчинение различных отделов единому центру позволит достичь единообразия во всех частях веб-сайта. Или даже лучше: пусть эта центральная группа создает шаблоны и распространяет по группам обновленные и переделанные графические материалы.

А вот этот совет, к сожалению, применим очень и очень ограниченно и носит скорее утопический характер. Почему? Потому что, если его расшифровать, он звучит следующим образом: «предприятие-заказчик само выдерживает постоянный стиль сайта даже при смене веб-разработчика». Но это невозможно или как минимум очень маловероятно. Во-первых, сформировать рабочую группу можно только в средних и крупных компаниях, численность персонала которых достаточна для формирования такого мини-коллектива. Для небольших компаний это невозможно просто арифметически. Однако – во-вторых – сам факт создания такой группы не обеспечивает единства вкусов и подходов: время идет, вкусы меняются, в любой группе, и в этой в т.ч., идет борьба за лидерство и возможность настоять на своем. Итог: заказчик при смене разработчика следить за единством стиля сайта при его доработке вряд ли сможет. Поэтому лучшее решение, если разработчика приходится менять – это зафиксировать стиль сайта, если он устраивает, и настаивать на его сохранении следующим разработчиком. Если же вид и стиль сайта не очень – пусть новый сделает лучше.

5. На поддержку сайта не запланирован бюджет

Как правило, годовой бюджет на поддержку веб-сайта должен равняться сумме, истраченной на его создание, ну или как абсолютный минимум – 50 процентам от этой суммы. Несомненно, еще большими будут расходы на поддержание новостного сайта и других проектов, которые обновляются ежедневно или в реальном времени. Если вы попросту истратите все деньги на создание эффектного сайта, но не будете его обновлять, ваше вложение очень быстро превратится в прах.

Целиком поддерживаем! Удивительным образом необновляемые сайты перестают привлекать посетителей, даже если в силу отраслевой принадлежности информация на сайте быстро меняться и не должна. Привести пример потери популярности необновляемым сайтом мы не можем, т.к. у нас нет внутренней информации о посещаемости сайтов. Но привести пример полезного для клиентов обновления сайта, где такого обновления могло и не быть можно и даже не сложно. возьмем транспорт, железнодорожные перевозки. Это сфера стабильная, устойчивая. Но на сайте компании Райдерс с периодичностью раз в месяц появляются новости, а также обновляются цены – этого достаточно, чтобы посетитель понимал, что здесь происходит движение, его ждут:

железнодорожные перевозки Райдерс

Сегодня Web меняется так быстро, что основательный редизайн сайта необходимо проводить как минимум раз в год просто потому, чтобы его вид не устарел, а также для того, чтобы он соответствовал меняющимся требованиям посетителей. Дополнительное обслуживание сайта требуется на протяжении всего года для публикации свежих материалов, реорганизации страниц, удаления старой информации и «починки» сломанных ссылок.

Расходы на информационное обновление подтверждаем – без них никуда. Даже если в компании есть сотрудники, которые обновляют сайт в рамках своих окладов, они как минимум тратят на это время. Но вот ежегодный редизайн – это скорее роскошь. Нормально сделанный внешний вид сайта служит верой и правдой, создавая нужные ассоциации и не создавая ненужных, отражая отраслевую принадлежность, ценовой уровень, клиентский сегмент компании как минимум два года, а в норме – три. Бывают сайты, которые уже в момент сдачи разработчиком выглядят так, как будто сделаны пятилеткой раньше – ну так это плохо сработал дизайнер, и ежегодный редизайн тут ни при чем.

Если вы решили придерживаться определенного стиля и разработали набор страниц-шаблонов с целью достичь единства и постоянства (о чем говорилось в Ошибке №4), вам также придется заложить бюджет на поддержание этих ресурсов. Если стиль дизайна и шаблоны не будут меняться с изменением требований посетителей, очень скоро сайт поразит энтропия, и он распадется на части. В самом типичном случае вам, скажем, понадобится новый график для отображения котировок, новые заголовки, новый кнопки навигации или новые пиктограммы. Если у вас нет художника, который может выполнить всю эту работу, разработчик страниц попросит создать эти элементы графики стороннее лицо, и общий вид сайт начнет разлагаться.

Тут тоже все не так трагично: квалифицированные художники, способные с уважением имитировать чужой стиль, есть, и найти их даже не так сложно. максимум ваших потерь – это оплата тестовых заданий, если не удастся договориться о бесплатных тестовых работах в случае неудачного результата.


Итого, вывод: бюджет на поддержание сайта нужен, однозначно! Но ежегодный редизайн – ненужная роскошь как по деньгам, так и по реакции посетителей: это слишком часто, они не будут успевать привыкать. Два-три года – в самый раз.