А что делаете с сильными и слабыми сторонами своего бизнеса Вы, уважаемый читатель? Развиваете то, что слабее, чтобы прийти к среднему уровню и стать «как все»? Или же развиваете то, в чём Вы сильны, чтобы стать «самым большим тигром»?

Александр Левитас, рассылка «Больше денег от Вашего бизнеса», выпуск #173, 2014-03-12


Когда я ездил обниматься с тиграми в «Королевстве тигров», я обратил внимание на одну забавную вещь. Электронная очередь на табло выглядела примерно так:

тигры поколенияК самым большим тиграм – 21 человек, к средним тиграм – 3 человека, к небольшим тиграм – 7 человек, к самым маленьким тиграм – 14 человек

Что это значит? Да то, что плохо быть средним – тогда ты мало кому интересен. И в бизнесе дело обстоит точно так же.

«Проблема телефонного справочника»

Представьте себе, что Вы приходите к клиенту и предлагаете ему свой товар или услугу. А тот, дурного слова не говоря, открывает телефонный справочник, находит там Вас – и показывает Вам эту страницу:

—Вот Ваша компания, вот ещё 18 других компаний перед Вами, вот ещё 23 других компании после Вас – почему мне следует выбрать именно Вас?

Если Вы – «самый большой тигр» или «самый маленький тигр», Вам есть, что ответить. Но вот если Вы «средний тигр» и ничем не отличаетесь от своих конкурентов, чьи объявления стоят на той же странице телефонного справочника – горе Вам…

Задачка из Гарвардской школы бизнеса

Представьте себе, что Вы учитесь в колледже (или в Хогвартсе, если Вам так больше нравится) и в конце семестра Вы прошли тестирование, которое показало:

  • Levitas 12_02_2014Переговорные навыки на 6% выше среднего
  • Владение иностранными языками на 4% ниже среднего
  • Креативность на 24% ниже среднего
  • Математика на 5% ниже среднего
  • Навыки системного анализа на 18% выше среднего
  • Навыки работы с компьютером на 4% выше среднего
  • Общая эрудиция на 3% выше среднего

Обратите внимание: учитесь Вы вполне результативно, об отчислении даже речи быть не может. Это не Ваши оценки, а лишь результат сравнения Ваших успехов с успехами других учеников.

Распределение значений по предметам могло бы быть и другим. Например, с точностью до наоборот: эрудиция +6% к среднему, компьютер -4% от среднего, системный анализ -24% от среднего, математика -5% от среднего, креативность +18% к среднему, иностранные языки +4% к среднему, переговорные навыки +3% к среднему. Иначе говоря, давайте для удобства считать, что предметы для Вас равноценны и в равной мере востребованы рынком, в равной мере влияют на Ваш успех.

Если до сих пор Вы тратили на развитие каждой из этих сфер по часу в день – как Вы измените своё расписание в свете результатов теста?

Как не стать «средним тигром»

Янгми Мун, профессор из Гарвардской школы бизнеса, которая давала эти результаты тестирования своим студентам, отмечает, что большинство студентов тут же бросаются компенсировать те параметры, которые у них оказываются ниже среднего. Креативность оказалась на 24% ниже среднего – значит, надо меньше сил вкладывать в то, что и так получается хорошо (например, в системный анализ, который на 18% выше среднего) и срочно заняться повышением креативности.

К чему это приводит? К концу обучения все студенты, которые действовали подобным образом, стали «средними тиграми» – все их показатели были близки к среднему по группе. Иначе говоря, они стали ничем не выделяющимися. Такими же, как все.

Но есть и другой подход.

Почему страусы плохо плавают

Опять двойкаЗадумывались ли Вы когда-нибудь о том, что почти все животные, о которых Вы знаете, в чём-то очень слабы. Пингвины не умеют летать. Страусы к тому же ещё и плохо плавают. Заяц не умеет лазить по деревьям и не способен постоять за себя. Тигр не способен есть траву. И так далее.

Почему же именно эти животные прошли процесс эволюционного отбора? Потому что у них развивались сильные стороны. Пингвин хорошо плавает и ныряет, а страус бегает со скоростью мотоцикла. И вот эти-то сильные стороны и помогли им выжить там, где не выжили обычные «средние птицы».

«Стратегию страуса» использовали и некоторые студенты Гарварда, которые вместо того, чтобы подтягивать к среднему уровню те вещи, в которых они были слабы, принимались вкладывать ещё больше времени в те качества, в которых они были и так сильны, чтобы стать ещё сильнее, а в идеале – сильнее всех.

И тогда к концу обучения они оказывались «самым большим тигром» – самым сильным аналитиком в классе, самым продуктивным генератором идей в классе и т.п. В этом качестве их знали все преподаватели и все студенты. Так что с последующим трудоустройством проблем не возникало.

При чём тут Ваш бизнес?

А что делаете с сильными и слабыми сторонами своего бизнеса Вы, уважаемый читатель? Развиваете то, что слабее, чтобы прийти к среднему уровню и стать «как все»? Или же развиваете то, в чём Вы сильны, чтобы стать «самым большим тигром»?

Подумайте, в чём Ваш бизнес особенный, что Вы умеете делать лучше других. А потом задумайтесь, не стоит ли сделать главный акцент именно на этом и ещё больше усилить это качество Вашего бизнеса, пусть даже и в ущерб другим сторонам?

Возможно, именно это сделает Вас «самым большим тигром» и создаст очередь из клиентов.