Если тебе когда-нибудь захочется найти такого человека, который сможет одолеть любую, даже самую тяжелую беду и сделать тебя счастливым, когда у тебя больше ничего не осталось: ты просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!» Р. Бах

Хлуденцов Игорь Вячеславович, рассылка Жизнь и бизнес — как сделать проще от 11.08.2013


Сегодня я расскажу про один случай из своей жизни и на его примере показать пример запуска бизнеса, когда на это нет денег.

Вообще, я считаю, что смогу расписать пошагово стратегию запуска ЛЮБОГО бизнес-проекта (и Вашего тоже) до этапа получения первых заработанных денег, без использования Ваших денег и даже без взятых долгов или кредитов. Что значительно снизит риски и увеличит реализуемость проекта. Но нужно понимать, что расплачиваться всё равно придётся и чаще всего – своим временем. То есть, для меня деньги являются ускорителем бизнес-процессов, но не являются обязательно необходимыми для их старта. Это не значит, что я обязуюсь расписывать старт всех проектов своих читателей (их сейчас больше 30 тысяч человек), но интересные предложения рассмотрю обязательно.

«Тебя заботит будущее? Строй сегодня. И ты можешь изменить все. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена.»

Антуан де Сент-Экзюпери

Однажды, один мой знакомый обратился ко мне с просьбой дать ему денег для запуска нового бизнеса.

Вообще, это очень распространённая ошибка большинства людей – когда они хотят начать что-то новое, то начинают искать деньги, а не возможности начать это новое. 

Итак, мой знакомый захотел денег, чтобы купить оборудование по хромированию деталей авто и мототехники. Ведь многие владельцы машин и мотоциклов хотят недорого защитить свою технику от коррозии, и этого можно достичь путём хромирования часто коррозирующих деталей (они ещё и выглядят намного лучше после этого).

Я стал выяснять, на что именно планируется потратить деньги и сколько их нужно. Оказалось, что планируется покупка оборудования для конвейерной линии и нужно примерно миллион рублей (если брать новое) или 600 тысяч рублей, если брать б/у оборудование. Тогда же я НЕ стал выяснять, есть ли гарантии возврата, есть ли опыт создания подобного бизнеса, есть ли стратегия продвижения проекта, есть ли помещение под это оборудование и т.д… Ответ и так был понятен – ничего этого не было (так и оказалось, в дальнейшем). Но мне не хотелось лишать своего знакомого шанса начать новый проект, нужно было только убрать финансовые риски и дать возможность зарабатывать деньги раньше, чем он их начнёт тратить. Согласитесь – финансирование развивающегося бизнеса, который уже приносит прибыль, и финансирование начинающего предпринимателя без опыта — это огромная разница. Вот и я предложил ему начать этот проект без привлечения заёмных денег, а финансирование привлекать уже на этапе роста и расширения проекта. При этом — старт будет в разы масштабнее и в разы менее рискованный. Заманчиво, правда? :-) Вот и он согласился следовать моим советам…

Те, кто давно читает мои выпуски знают, что мой основной принцип запуска нового бизнеса: сначала продавай и только потом – создавай. Вот и тут я предложил его использовать. И для начала, нужно было не тратить деньги, а создать потоки клиентов на эту услугу. Для этого был составлен начальный план действий и анализа рынка (то что, я буду приводить дальше, это сокращённый раз в 10 вариант, только для общего понимания):

  1. Выявление мест концентрации потенциальных клиентов, на услугу по хромированию авто и мотодеталей.  Это оказались места по продаже и ремонту автомашин и мотоциклов.
  2. Опрос всех знакомых на наличие контактов в нужных нам местах. Самый малорезультативный вопрос – знаешь ли ты человека в этих местах (в нашем случае – точки продаж и ремонта машин)? Чаще всего получаешь результат, когда спрашиваешь человека – знаешь ли ты того, кто может знать нужных нам людей?
  3. Провести анализ цен у аналогичных компаний, занимающихся хромированием деталей, и выбрать лучшие 2-3 по соотношению цена/качество их услуги. Цель – договориться об особых условиях для себя. Например, об оптовых ценах при регулярных заказах. Это будет сделать легко, так как им нужны такие заказчики, как мы, и, значит, нам проще будет договариваться.
  4. При нахождении нужных прямых контактов в местах концентрации наших потенциальных клиентов – идти на переговоры с целью понять способы получения регулярных рекомендаций нашим потенциальным клиентам. При отсутствии прямых контактов – переговоры с ближайшими к нашему дому нужными нам местами с целью расширения перечня их услуг (с нулевыми затратами с их стороны). При обоих вариантах – нужно будет делиться своей прибылью (как с их юрлицом по договору, так и с конкретными исполнителями порекомендовавшими нашу услугу). В случае возникновения трудностей с переговорами нужно проявлять гибкость и соглашаться на приемлемые варианты (например, размещение плаката на их территории с нашим интересным предложением для ИХ клиентов). Цель — получить договорённость о постоянных рекомендациях нашей услуги на их территории.
  5. Сделать финансовых прогноз по себестоимости нашей услуги и согласовать его с нашими рекомендателями (может быть, они смогут рекомендовать нашу услугу дороже расчётной цены).
  6. Получить первый заказ и выполнить его, даже если получится нулевая прибыль (бывает, что неправильно учли сторонние расходы на транспортировку, хранение, установку деталей на место и т.д.). Цель – сравнить расчётную прибыль с реальной и принять решение о дальнейшей судьбе проекта.

Видите? Здесь нет денежных затрат на покупку оборудования, нет затрат, на создание и раскрутку сайта (это нужно делать позже, когда заработается достаточно денег), нет затрат на дорогостоящую рекламу, но есть проверка потенциального рынка и на свою способность его обеспечивать. И чем больше будет развиваться этот проект, тем больше у нас будет точек сбыта нашей услуги, а значит больший опт и ниже отпускные цены у поставщика. У нас же – большая прибыль. И на определённом этапе уже не вслепую принимать решение – нужно ли нам своё оборудование и какое финансирование для этого потребуется.

«Все гениальное просто. Нужно только сложную задачу разложить на простые (именно для вас) задачи и выполнить их, начиная с самой лёгкой.»

Сергей Бардов

Конечно, с другими проектами будет другая цепочка, приводящая к запуску проекта и первой прибыли, но общий принцип тот же – сначала продавай, а потом создавай. Я это применял в совершенно разных областях: покупке недвижимости без денег; приобретении контрольного пакета крупных компаний без своих затрат; в IT проектах, антикризисном управлении и даже в госпрограммах… Всё на законных правах и без обманов людей. Результат везде один – минимизация финансовых рисков и одновременное увеличение реализуемости проекта.

И помните – всегда есть люди, которым ВЫГОДНО, чтобы у вас получилось именно то, что Вы хотите реализовать! Подумайте, кто же это? Ищите их и договаривайтесь, тогда у Вас всё будет получаться намного проще.

Значимость человека определяется не тем, чего он достиг, а скорее тем, чего он решается достигнуть.