Большинство правительств ставит целью высокие темпы экономического роста, считая, что это приведет их страны к более высоким жизненным стандартам. Проводя денежную политику, правительство пытается оказать влияние на совокупный спрос, управляя расходами и доступностью кредитов. Рассмотрим основные аргументы, которые подтверждают пользу экономического роста, и аргументы, которые предостерегают от него.

Лeoнид Eвгeньeвич Cтpoвcкий, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления внешнеэкономической деятельностью предприятия факультета международных отношений Уpaльского федерального университета (УpФУ).  Элитариум


Большинство правительств ставит целью высокие темпы экономического роста, считая, что это приведет их страны к более высоким жизненным стандартам. Кроме того, правительства стремятся добиваться национального престижа. Для достижения этих целей правительства используют инструменты денежной и фискальной политики. Денежная политика реализуется путем изменения количества денег в обращении.

Проводя денежную политику, правительство пытается оказать влияние на совокупный спрос, управляя расходами и доступностью кредитов. Эффективность денежной политики зависит от эластичности инвестиций и эластичности спроса на деньги по отношению к процентной ставке. Здесь можно сформулировать следующие два правила.

  1. Чем менее эластичен спрос на деньги по отношению к процентной ставке при прочих равных условиях, тем более эффективна денежная политика.
  2. Чем более эластичны инвестиции по отношению к процентной ставке при прочих равных условиях, тем более эффективна денежная политика.

Есть у правительства и еще один путь увеличения количества денег — через печатный станок: оно может просто напечатать дополнительные банкноты. В условиях совершенной конкуренции это приводит лишь к повышению цен. В реальной экономике, из-за того, что покупатели и продавцы реагируют на новые условия с задержкой, увеличение денег в обращении приводит реально не только к повышению цен, но и к некоторому экономическому росту.

Фискальная политика проводится правительством в стремлении оказывать влияние на совокупный спрос путем изменения объема общественных расходов и регулирования размеров налогов. Эта политика становится более гибкой, если правительство не стремится удерживать сбалансированный бюджет. Вполне допустимо иметь бюджетный профицит, если расходовать меньше средств, чем собрано налогов, или бюджетный дефицит, если тратить больше, чем собрано налогов. В последнем случае дополнительные расходы могут быть покрыты за счет займов или за счет печатания новых денег.

Эффективность фискальной политики зависит от эластичности спроса на деньги по отношению к процентной ставке и эластичности инвестиций по отношению к процентной ставки.

Имея целью высокие темпы экономического роста, людям, находящимся у власти, следует иметь в виду, что рост приносит как выигрыши, так и издержки. Следует правильно оценивать те и другие, чтобы не принимать ошибочных решений. Рассмотрим основные аргументы, которые подтверждают пользу экономического роста, и аргументы, которые предостерегают от него.

  1. Экономический рост ведет к повышению жизненных стандартов. Поскольку экономический рост означает увеличение дохода на душу населения, он предполагает, что большее количество или лучшее качество (или и то и другое) товаров и услуг могут быть доступными для потребления каждым человеком. Конечно, может быть и так, что экономический рост приводит не к реальному, а лишь к потенциальному росту благосостояния.
  2. Экономический рост может ограничить бедность. Точка зрения, что экономический рост дает возможность ограничить бедность, является дискуссионной. Нет единого мнения по поводу того, что такое бедность: является ли она абсолютным или относительным понятием. Если это относительное понятие, то бедность при существующей системе распределения доходов будет существовать всегда, независимо от того, есть экономический рост или его нет. Например, если доход каждого увеличился на сто рублей, бедный останется на той же относительной позиции, на которой он был, и по-прежнему останется бедным. Следует заметить, что бедные составляют ту часть общества, которая меньше всего выигрывает от экономического роста.
  3. Экономический рост дает возможность повысить справедливость распределения доходов, не делая никого хуже обеспеченным.

Теперь назовем издержки экономического роста. Именно они заставляют часть экономистов сомневаться в целесообразности непрерывного экономического развития.

  1. Экономический рост предполагает изменения, от которых многие выигрывают, но некоторые страдают. Например, технологический прогресс может создать много новых рабочих мест, но в то же время может сделать существующие рабочие места устаревшими и ненужными. Необходимость переездов для поиска новой работы или переучивания для освоения новых профессий накладывает значительные издержки на тех, кого прогресс лишил рабочего места.
  2. Экономический рост имеет альтернативные издержки. В тех случаях, когда рост стал результатом инвестиций ресурсов в капитал, альтернативными издержками роста является текущее потребление, которое при отсутствии инвестиций могло бы принести полезность. Чем больше ресурсов страна направляет на производство инвестиционных товаров, тем большую скорость экономического роста можно ожидать и тем большее количество потребительских товаров можно ожидать в будущем. Стоит ли ради этого идти на пожертвования в текущем потреблении, зависит от количества дополнительных потребительских товаров, которые планируется произвести в будущем, и от объема того, чем придется пожертвовать.
  3. Экономический рост связан с ускоренным расходованием природных ресурсов. Непрерывный рост не может быть вечным. Ресурсы Земли ограничены и часто невосполнимы. Есть мнение, что по этой причине в какой-то критический момент в будущем рост может прекратиться. Независимо от того, какие открытия будут сделаны, используемые ресурсы в конце концов могут оказаться исчерпанными, и чем выше темп роста сейчас, тем быстрее критическая дата наступит. Поэтому можно говорить о целесообразности ограничения экономического роста с тем, чтобы ограничить скорость расходования ресурсов.
  4. Экономический рост порождает отрицательные внешние эффекты. Увеличивающийся реальный национальный доход может накладывать издержки на общество в виде загрязнений, шума, перенаселенности. Если бы эти издержки могли быть правильно оценены и включены в стоимость реального национального продукта, то оказалось бы, что существующие представления о выигрышах от экономического роста заметно преувеличены.

Несмотря на то что экономический рост приносит и пользу, и издержки, пока развитие подчинено в основном стремлению получить максимальный национальный доход. В этом направлении передовые страны продвигаются довольно быстро. В табл. 1. показано, как изменился ВВП в наиболее развитых странах в период с 1870 по 1985 г.

Следует иметь в виду, что данные о доходах не дают полного представления о том, как изменился уровень жизни людей. Во-первых, в ВВП включаются расходы на армию, службы безопасности и правопорядка, которые мало влияют на благосостояние. За последние сто лет эти расходы выросли в процентном отношении от ВВП, а доля потребления, скорее всего, упала. Для оценки благосостояния лучше использовать показатель личного потребления товаров и услуг. Во-вторых, благосостояние зависит от запаса у людей свободного времени. По этому показателю ситуация существенно улучшилась. В США, например, рабочая неделя в 1870 году составляла более 60 ч., а сейчас она менее 40 ч. За последние сто лет количество свободного времени существенно выросло. Наконец, в третьих, благосостояние зависит от качества окружающей среды, а в ВВП затраты на сохранение окружающей среды не отражены. За последние более чем сто лет объем производства многократно возрос и объем загрязнений увеличился гораздо больше, чем в 8 раз.

Следует сделать и еще одно замечание. В таблице приведены результаты сравнения стоимостей произведенных товаров и услуг. Но за прошедшие сто с лишним лет очень сильно изменились сами товары: появились товары, которые не имеют своих аналогов в прошлом. С чем можно сравнивать современные компьютеры, телевизоры, пассажирские самолеты? Из всего сказанного следует, что к оценкам долгосрочных изменений надо подходить с осторожностью.

Отметим в заключение, что степень удовлетворенности людей своей жизнью зависит и от их относительного положения в обществе. При одном и том же уровне средних доходов на душу населения в разных странах могут существовать разные схемы распределения доходов и разные оценки людьми своего состояния. В промышленно развитых странах в последние десятилетия отмечалось движение к более равномерному распределению доходов, а в относительно бедных и слаборазвитых странах, наоборот, различие между доходами узкого круга богатых людей и основной массы населения сохранялось очень большим и даже росло.