Почему без миссии бизнес ждут проблемы? Как она помогает мотивировать сотрудников и привлекать клиентов?

Юлия Боланд, исполнительный директор, Avosend, Москва, e-xecutive.ru


Бизнес работает не только ради денег. В современном мире компаниям есть о чем заботиться, помимо финансового благополучия. Миссия — это смысл деятельности, своего рода маяк, который помогает компаниям двигаться в правильном направлении, и не сбиться с пути. Когда и как подойти к вопросу формирования миссии? Поделюсь своим опытом.

Какие тренды в миссии можно выделить сегодня

Осмысленность

Мы все нуждаемся в смыслах. Естественная потребность человека в осмыслении, принадлежности к чему-то большему. Всегда наступает тот момент, когда недостаточно работать просто за деньги. Любая деятельность становится приятнее, если мы понимаем ее смысл. Можно работать за финансовое вознаграждение 8 часов в день и тратить оставшееся свободное время на рефлексию и обсуждение «несчастных» будней, а можно при примерно одинаковой денежной мотивации делать то, что обладает смыслом. Это интереснее, приятнее, и эффективнее. Например:

  • Можно просто убираться, а можно делать этот мир чище, светлее, уютнее.
  • Можно заниматься техподдержкой изо дня в день или упрощать жизни людей, поднимать им настроение и помогать ежедневно, делая мир немного лучше.
  • С точки зрения покупателя: приобретать услугу, понимая, что вы — всего лишь средство зарабатывания денег, или осознавать, что получаете сервис, услугу или продукт и от этого становится легче вам, другим людям и, возможно, экологии, обществу.

Никто не хочет работать «на дядю» ради прибыли, как и пользоваться услугой ради обогащения какой-то «неприятной» компании.

Социальная ответственность, зеленые инвестиции

Это тренд меняется то в плюс, то в минус и отличается в разных странах, но был, есть и останется. Если какая-то крупная компания не просто получает прибыль, а занимает позицию социально ответственного бизнеса — поддерживает ту или иную социальную повестку, то в целом воспринимается лучше и легче. В результате становится намного проще доносить до клиентов, зачем следует обращаться в эту компанию, особенно в мире большой конкуренции.

Как зарождается миссия

Идеальный и, возможно, самый правильный вариант — это появление миссии вместе с бизнес-идеей. Обычно все начинается с возникновения проблемы, требующей решения. На этом этапе происходит формирование идеи. Решение проблемы рождает ценность, которая помогает людям справляться с их задачами, приносит пользу, вносит изменения этот мир.

Появление миссии можно описать так: небольшая история — проблема — решение — ценность решения — пользователи решения (на кого направлено) – смысл.

Другой вариант. Нередко бывает, что компания уже не первый год на рынке, но миссии нет. Или же она существует, но настолько размыта, нигде и никем не транслируется, что ни сотрудники, ни клиенты не могут ее озвучить. В таком случае компании сложнее развиваться, поскольку отсутствие миссии приводит к внутренним проблемам, конфликтам, трудностям, связанным с удержанием сотрудников, нарушению эффективности рабочих процессов.

Поэтому лучше формулировать миссию на начальном этапе запуска бизнеса. На старте миссия помогает мотивировать сотрудников, а в дальнейшем и клиентов. Чем дальше развивается компания, чем больше сотрудников и клиентов, тем важнее становится ее роль.

Миссия — инструмент: какие задачи решает

Важно понимать, что миссия — это не просто тренд или желание руководства, это реальный инструмент, который помогает решить ряд насущных проблем на пути развития компании:

  • Внутренние проблемы компании – мотивация сотрудников, корпоративная культура, вовлеченность, эффективность достижения целей, стратегия. Миссия и ценность формируют командный дух, объединяют сотрудников. Миссия обеспечивает долгосрочное видение, придает смысл деятельности. Каждый сотрудник начинает осознавать для чего он здесь. Выполнение осмысленной работы — это эффективное средство мотивации. Миссия объединяет и вдохновляет.
  • Внешние проблемы — позиционирование себя на рынке и в обществе, привлечение и удержание клиентов, донесение ценности до конкретных клиентов, инвесторов, заказчиков.

Как нащупать смыслы и ценности, которые работают

Если вы решили сформировать миссию компании, то нужно начать с ответов на вопросы, чтобы выделить ваши смыслы и ценности:

  • Какую проблему решаем?
  • Для кого мы это делаем и зачем?
  • Как решение этой проблемы сделает мир лучше?

При поиске ответов вы можете опираться на сферы реализации, которые были описаны Ричардом Боллсом в книге «Какого цвета ваш парашют?». Эти сферы можно использовать как для выбора личной миссии, так и для миссии компании:

  1. Ощущения. Будет ли в мире больше красоты, эстетики? Какой именно? Это может быть искусство, музыка, цветы, фотографии, что-то другое.
  2. Здоровье. Станет ли больше здоровых, активных людей, больше помощи нуждающимся? Речь об улучшении качества жизни, медицины, спорта.
  3. Имущество. Возможно ваша деятельность приведет к тому, что люди от личного до группового, национального, глобального уровня станут лучше и эффективнее распоряжаться имуществом.
  4. Справедливость, нравственность. Какие сферы вы хотели бы улучшить, в какой стране? Опровергнуть какие предрассудки и стереотипы? Кому помочь?
  5. Доброта. С какими проблемами вы могли бы помочь? На кого и где может быть направлено сострадание, любовь?
  6. Развлечения. Смогут ли люди отдыхать от забот, забывать о тревогах в результате вашей деятельности? Какие развлечения вы дадите людям?
  7. Природа. Это широкое поле деятельности, которое может включать заботу о животных, экологии, что влияет абсолютно на все — от еды до нашего здоровья. Будут ли о природе лучше заботиться, изучать ее и вселенную? Решатся ли хотя бы немного проблемы ресурсов?
  8. Одухотворенность. Миссия компании может быть связана с привнесением в мир больше веры, милосердия, прощения.
  9. Знания и разум. Будет ли в мире больше ясности, истины, знания? Может где-то повысится уровень образования или люди получат новые знания?

Наш опыт

Мы быстро вышли на рынок в 2022 году в сложное время. Запустили сервис денежных переводов, образно понимая, что помогаем людям переводить деньги. Но миссию сформировали чуть позже.

Ключевые участники команды собрались на сессию для обсуждения ценности, которую компания приносит людям, и проблемы, которые решает, разложили базовые ситуации клиентов. Например:

  • Человек живет в одной из стран СНГ, имеет семью. В своей стране не может получить желаемый доход, поэтому видит возможность заработать больше в России. Получая доход в России, он улучшает жизнь своей семьи на родине. Естественно, что этот человек скучает по близким, и единственное, как можно дотянуться до близкого сквозь расстояние — это, как ни странно, деньги, такая электронная сущность. Сегодня деньги присутствуют на твоей карте, а через несколько секунд они окажутся уже у другого человека. Близкий почувствует заботу и незримое присутствие отправителя.
  • Руководитель развивает бизнес, активно ищет новых поставщиков за пределами своей страны. Выход на другие рынки предполагает постоянный обмен деньгами, и сервис денежных переводов выступает неким телепортом этого ресурса.

Из всего этого у нас родилась миссия: мы соединяем людей и бизнесы, несмотря на расстояние.

Рука об руку с миссией должны идти и ценности компании. Они дополняют миссию. Важно сформировать их на начальном этапе развития компании, поскольку в последующем это поможет в разрешении спорных или конфликтных ситуаций.

Одновременно с сессией по формированию миссии мы провели встречи, где обсудили ценности компании. Есть три сущности:

  1. Личность.
  2. Команда, в которой мы все работаем.
  3. Клиент, которому мы помогаем.

По каждой из этих сущностей мы выделили то, что для нас важно, что помогает работать, развиваться, достигать целей, приносить пользу клиенту. Миссия и ценности объединяют всех нас, и мы регулярно транслируем их внутри компании, клиентам и партнерам. Как это работает на практике? При возникновении спорных моментов, некоторые сотрудники апеллируют как раз к миссии и ценностям: «мы должны помогать друг другу, быть добрее и поддерживать командную взаимовыручку».

Есть миссия — есть смысл

Важно помнить, что люди в команде — это основная ценность и конкурентное преимущество. Для сотрудников, и соответственно для компании, важны горящие глаза и смыслы. И в этом как раз помогает миссия. Большинству сотрудников приятнее приходить на работу, понимая, как его деятельность хотя бы немного меняет мир, оказывает влияние на других людей, и, возможно, упрощает их жизнь. Это лучшая нематериальная мотивация работать больше и качественнее!