В наше время сайт – это первое, с чем знакомятся потенциальные клиенты компании: не с рекламой, не с вывеской, не с продавцами. Первое, что они видят – это сайт компании. И владельцы компании ждут от сайта в первую очередь прироста клиентов, прироста покупателей. Причeм ждут, не меняя технологию работы компании, без учeта загрузки людей и оборудования, без учeта других необходимых изменений, которые потребуются, если количество покупателей резко возрастeт.
- Вот главные страницы компаний, ставших победителями поисковой выдачи Google по словам «сайт компании». Примечательно, что торговая компания среди них одна (Тенториум), а дальше идут страховые фирмы (Альфа страхование и Согласие). Еще примечательнее, что ни один из победителей не пишет о проблемах своих клиентов, которые наверняка решает, и решает успешно! Все пишут о том, «какие они», а Альфа страхование – в первой же строчке об отказе от поддержки Аэрофлот-бонус:
Несмотря на некоторую наивность этих желаний – отлично, если они исполняются!
Но в последние пару лет они исполняются всe реже и реже. Причина в том, что в первые годы, когда сайты только появились, и чуть позже, когда они были не у всех, они давали своим владельцам преимущество уже потому, что были. Сейчас, когда сайт стал обязательным атрибутом бизнеса, сам факт его наличия воспринимается как норма. Однозначно вредит бизнесу отсутствие сайта – но и сайт, как ни странно, может компании навредить. Причина заключается в том, что сайт отражает реальное положение вещей компании с неприятной точностью. Если у компании нет уникального торгового предложения, на сайте это будет заметно. Если компания плохо себе представляет проблемы клиентов и больше ориентируется на то, что делает она (как на иллюстрации выше), а не на то, что нужно еe заказчику, это тоже будет понятно. Если в компании нечeтко прописаны продажные легенды, если слаб персонал – всe будет видно. Причем, театральное правило «публика не дура» справедливо и здесь! Зачастую посетители сайта не могут объяснить, почему у них сложилось впечатление, что к этой компании обращаться не стоит, что в этой компании недружелюбно относятся к своим клиентам, но если такое впечатление сложилось, то оно, скорее всего, правильное и отражает реальное положение вещей.
Мы не будем вдаваться в причины, почему так происходит и каковы механизмы отражения реального положения вещей во внешнем виде и контенте сайта. Примем просто за факт то, что данный феномен существует.
Что реально можно ждать от сайта, если вы решили создать свой сайт или, что на данном этапе бывает чаще, – изменить?
Рассмотрим типичные сценарии.
- Основной целесообразный и эффективный сценарий – это улучшить бизнес в соответствии с измененным сайтом. Компанию надо описать на сайте чуть лучше, чем она есть сейчас, и уже в ходе работы над сайтом дотянуть компанию до этого «улучшенного отражения».
- Сделать контент принципиально лучше, чем бизнес, чем компания. Это провальный вариант потому, что является рекламой, по сути дела, плохого товара. Привлечeнный сайтом покупатель придет в компанию, обнаружит совсем не то, что ожидал, и отреагирует соответствующим образом. Как говорил Джек Траут (на эту фразу мы уже неоднократно ссылались): «Хочешь уменьшить продажи, начни рекламировать плохой товар». Эффект будет, но очень краткосрочный.
- С другой стороны, можно столкнуться с заказом владельца сайта «описать все как есть», отмахиваясь от любых попыток принарядить ситуацию. Это тоже ошибка, и причину этой ошибки мы уже указали — демонстрация пробелов бизнеса. так делать не то чтобы нельзя – технически, конечно, можно. Но неразумно.
- Ещe один провальный сценарий, — это, не изменяя сайт и не изменяя бизнес, всеми силами продвигать то, что есть, средствами SEO-оптимизации, делая ставку на массовое привлечение посетителей. Логика здесь примерно такая же, как у поиска жизни во Вселенной. Да, вероятность обнаружить жизнь ничтожно мала, но ведь и Вселенная бесконечна! А какую маленькую вероятность ни умножь на бесконечность, всe равно получается значимое число. То же самое происходит с продвижением сайта. Расчeт делается на то, что если будут заходить тысячи посетителей в день, то кто-нибудь таки превратится в клиента. Но здесь мы опять видим разновидность сценария рекламы плохого товара, который скорее приносит компании вред, чем пользу. Вернее, польза появляется в первый момент, а потом оборачивается бедой. Кроме того, SEO-продвижение дорого, плюс поисковики время от времени меняют алгоритмы, после чего ранее сделанные вложения, по сути дела, аннулируются. Например, недавно Google в своем официальном блоге объявил о новом рекорде: за месяц внесено 40 изменений в поисковые алгоритмы. Предстоят еще изменения, причем радикальные – и так без конца.
Какой же должна быть успешная стратегия по отношению к сайту, без жесткой зависимости от поисковиков? И возможна ли она?
По нашему мнению – очень даже возможна. А при толковой реализации – гарантированно успешна.
Первый шаг – это разработать структуру сайта в соответствии с циклом контакта.
Второй шаг – создать контент сайта, параллельно заполнив бреши и подтянув бизнес до улучшенного уровня. Улучшение должно находиться в так называемой «зоне ближайшего развития» компании, то есть быть посильным компании в целом и каждому еe сотруднику в отдельности.
Третий шаг – это разворачивание продвижения, как компании в реале, так и сайта в Интернете. Мы являемся сторонниками так называемого малобюджетного продвижения (оно же – партизанский маркетинг), которое ориентировано на то, чтобы клиент получал информацию о продуктах или услугах компании в тот момент и в том месте, когда он наиболее остро ощущает в них потребность. Однако суть малобюджетного продвижения выходит за рамки данного поста, и углубляться мы не будем.
Продвижение сайта тоже может и даже должно быть малобюджетным и проводиться посредством социальных сетей, партнерских ссылок, популярности среди клиентов и продающей рассылки. В результате рост посещаемости будет не такой быстрый, как средствами SEO, но полноценный – за ним стоят реальные сделки и дополнительные деньги. Скорость этого роста перестает иметь значение: компания очень быстро начинает ощущать увеличение продаж, причeм в приятных для неe пределах свободных производственных мощностей. Срабатывают счeт следующие факторы:
- улучшения технологии продаж, в том числе подкрепление продаж сайтом.
- улучшения контакта с клиентами и другими партнерами, вследствие чего оптимизируется ассортимент, изменяется ценовая политика, и происходят другие приятные и малозатратные для компании изменения.
Ещe одним замечательным фактором является улучшение корпоративной культуры, поскольку, как вы помните, в процессе разработки сайта были созданы уникальное торговое предложение, продающие легенды и многое другое, чем можно гордиться. А гордость – как знамя для полка, верно?
Вот послушайте, как убедительно рассуждает об этом генерал-лейтенант в исполнении замечательного актера А. Булдакова:
Оставить комментарий