Как заключить контракт с первого дубля

Я делаю это не из-за денег. Денег у меня и без того много – гораздо больше, чем может когда-либо понадобиться. Я делаю это из любви к искусству, поскольку сделки – это та форма искусства, которой безраздельно отдано мое сердце. Некоторые рисуют прекрасные картины или сочиняют замечательные стихи. Я же люблю заключать сделки, желательно крупные. И это доставляет мне необыкновенное удовольствие.

Дональд Дж. Трамп, Отрывок из книги «Искусство заключать сделки»

Казалось бы, такие вещи, как искусство проведения переговоров и заключения сделок, сегодня должны быть изучены на высочайшем уровне понимания, но, к сожалению, в деловой среде мы этого не видим. Люди, которые преподают в бизнес школах, преподают на курсах MBA, которые создают отделы продаж и учат продажам, вряд ли смогут системно объяснить какие школы переговоров существуют в мире и чем они принципиально отличаются друг от друга. Поэтому эта статья, с одной стороны, имеет задачу прояснить какие 4 школы ведения переговоров существуют в мире на сегодняшний день. Некоторые названия этих школ условные и появились в результате исследования, которое находилось в свободном доступе и было мною изучено.

Andrey Francev, vc.ru


Сейчас у людей как никогда, критически стоит вопрос качества переговоров. Пандемия изменила правила игры, но незыблемым остается необходимость заключать сделки. Правда делается это уже в особых условиях. Не в ресторанах или на шумных вечеринках, как привыкли некоторые, а очень рационально и с холодной головой. Время карантина и запретов требует мастерства ведения переговоров и заключения контрактов с первого дубля. Эта статья с моими наблюдениями и практикой заключения контрактов будет полезна как раз таким людям, которые понимают, что нужно даже в таких условиях продолжать жить, вести деловую активность и перестраивать свой бизнес. Я проверил на практике, и убедился, что эти вещи безусловно эффективные и рабочие. Вы также сможете убедиться в их эффективности в вашей деятельности, где бы вы их не применяли — от холодных звонков до жестких переговоров с вашими конкурентами.

Ключевой навык эпохи

Начну статью с небольшого философского вопроса и рассуждения: “А что мы на самом деле знаем о том, что такое «Слово»?”. Первая строка Евангелия от Иоанна в переводе на славянский язык звучит так – «В начале было Слово». И первая же философская конструкция ломает все представления и всю академическую науку. Получается удивительное несоответствие и некий замкнутый круг. Выходит, что ни одно значение, которое у нас сегодня существует не может существовать без слова. И эта некая субстанция стоит над всем, что мы знаем, потому что без слова ничего не может существовать. Если говорить философски, то эта субстанция стоит даже над Богом, ведь как бы мы узнали, что такое Бог, если бы не было такого слова? И даже в Ветхом Завете написано, что вначале было слово. Но эти философские рассуждения оставлю вам на “подумать”, и подчеркну лишь невероятную важность «слова» в нашей жизни, о которой мало кто задумывается в обыденности.

Обратите внимание, что учимся говорить мы достаточно долго, а кто-то и вовсе не останавливается в изучении, потому что слово, как инструмент, многофункционально. Словом можно решить практически любую задачу, словом можно нападать и защищаться. Без слов невозможно научить человека чему-либо. Словами мы командуем и управляем, словами добываем информацию. С помощью слов можно решать споры, а психологи с помощью слов проводят терапии своим клиентам. Словами можно наказать человека и обрисовать ему то положение дел, в которое он попал. Видите, сколько всего полезного мы делаем с помощью слов, и, если бы существовала магия, то я бы в этот список добавил магические заклинания, как один из инструментов, но в современном мире, вся магия слова проявляется в ведении переговоров и заключении крупных сделок. Поэтому я смело утверждаю, что ключевой навык современной эпохи – это умение владеть этим словом.

Вы спрашиваете, что такое ключевой навык эпохи? Попробую объяснить. С незапамятных веков у каждой эпохи был ключевой навык, и этот ключевой навык определял развитие науки в тот период. Классическая история говорит, что человечество в определенный момент времени, жило первобытнообщинным строем, и в ту эпоху ключевым навыком было умение достать себе пищу. Нужно было где-то взять одежду, найти еду и пещеру, и вся наука строилась вокруг этого ключевого навыка. Позже наступило время, когда важно было уметь убивать. Ключевым навыком достаточно длительное время, начиная со времен древнего Рима до конца XIX века, было умение держать в руках оружие. Кто умел убивать — жил хорошо, а кто не умел — жил плохо. Именно в это время появляются научные трактаты об оружии и фехтовании, которые по сути своей являются квинтэссенцией научной мысли того времени. Важно учесть, что убивать при этом разрешено было только определенным способом. Любой спор, без лишних слов, можно было решить на Дуэли, и это не считалось чем-то незаконным, это был Божий суд. В текущей эпохе вместо оружия люди начали массово использовать деньги, а ключевым навыком стало умение говорить и использовать слово.

Школы переговоров

Современному бизнесмену необходимо научиться проводить переговоры так, чтобы заключать сделки с первого дубля, потому что чаще всего у него не будет второй попытки. Но прежде, чем что-то делать, нужно понимать варианты и инструменты, с помощью которых можно решать задачи. Возможно, на переговорах вы пытаетесь использовать приемы НЛП или методы, которым вас научили на курсах MBA? Если ваша сделка на этапе переговоров срывается, то скорее всего вы выбрали неправильную школу переговоров или, что еще хуже, действовали по наитию.

В мире на сегодняшний день существует 4 школы переговоров: Европейская, Американская, Японская и Кремлевская. Понимание основных принципов школ переговоров позволит заранее знать приемы, которые к вам могут применить и быть на шаг впереди. Исследование школ переговоров, о котором я писал в начале, сделал украинский ученый, академик, доктор философии, руководитель Одесского регионального отделения «Украинской академии наук» — Олег Мальцев.

В планировании сделки первое, с чего нужно начинать, — это осознание конечного инцидента, что лично вы, будете считать успехом. Пока вы не поймете, к чему вы стремитесь, вам будет крайне тяжело выбрать правильный путь достижения результата. Но и этого недостаточно. Помимо планируемого результата, нужно осознать самый худший из возможных вариантов, возможные последствия для себя, и подготовить план действий на этот случай. Даже в результате худшего из возможных вариантов, вы будете готовы действовать, и страха поражения во время переговоров у вас не будет. К сожалению, очень небольшое количество людей думают о том, что случится, если все пойдет не по плану, и уповают на любимое “Авось”. Люди привыкли думать, что всегда есть второй шанс, но это не совсем так.

Важно также осознать, что вся наша деятельность состоит из сценариев. Мы можем условно разделить все сценарии: на сценарии с победами и сценарии с поражениями. Сценарий с победой — это, например, успешное закрытие сделки, а сценарий с поражением – это, например, отказ клиента от сотрудничества с вами. Если Вас привел в тупик или не сработал какой-то сценарий, то сможет сработать параллельный, запасной. Всегда надо начинать с самого сложного и переходить на более простой, который безотказно сработает, если не получилось сложное. Логично, что для этого вы должны продумать несколько сценариев, ведь сценарии постоянно меняются.

Если вы хотите совершать меньше ошибок, то никогда не делайте то, что вам первым приходит в голову. Первая реакция — это всегда сценарий с поражением. Даже статистически у вас больше шансов допустить ошибку, а в бизнесе эмоциям нет места — только холодный расчет. Многие мне попробуют возразить: “я дескать, рассчитываю на свой опыт, и свои убеждения”, но поверьте мне, это громадная ошибка. Ваш опыт — это временная категория, и то, что сработало безотказно вчера, сегодня уже может не сработать. Двух одинаковых ситуаций не бывает, и всегда нужно разбираться в каждой ситуации. Но если вам лень, и проще постоянно повторять одно и тоже действие, доводя до автоматизма, то это конечно ваш выбор, но мастером заключения сделок с таким подходом вы никогда не станете.

Вы, наверное, удивитесь, но большинство людей чаще выбирают сценарии с поражениями. Быть жертвой, психологически гораздо проще, чем победителем. Поэтому спросите себя: вы жертва или охотник? Вы готовы быть “терминатором” — машиной заключения контрактов? Знаете ли, у терминатора внутри ядерный реактор и он не остановится, пока не добьется своей цели. У вас внутри есть такой?