Российские капиталисты первой волны, обладатели больших состояний, стареют. В 2004 году средний возраст 100 самых богатых бизнесменов, участников рейтинга Forbes, составлял 47 лет, в 2019 году – 56 лет. Состав списка за это время обновился более чем наполовину. В то же время средний возраст участников рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров» газеты «Коммерсант», составленного в 2018 году, 40,4 года. Таким образом, можно предположить, что часто владельцы компаний старше своих менеджеров.
Впрочем, разница в 16 лет в возрасте между самыми богатыми людьми страны и самыми успешными менеджерами очень условна. К тому же нас интересуют не демография и не биология, а организационное поведение, управленческие практики: по каким индикаторам можно понять, что лидер начал отставать от потребностей компании? Как проявляется это отставание в стратегическом планировании, HR-менеджменте, маркетинге, технологическом развитии, в вопросах цифровой трансформации бизнеса? Какие вопросы можно было бы включить в чек-лист «Старение лидера»? Именно с этими вопросами редакция Executive.ru обратилась к экспертам.
Старение лидера проявляется в его неспособности дать энергию для перемен
Елена Яхонтова, профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС
Помимо лидерских компетенций от лидера компании ждут энергетического донорства. Лидер инициирует и возглавляет перемены. Чем масштабнее организационное преобразование, тем больше энергии необходимо «впрыскивать» в человеческие ресурсы для их мобилизации на задачи и слом сопротивления.
Старение лидера компании, прежде всего, проявляется в его неспособности дать энергию для перемен. Если других источников для получения необходимой энергии нет (например, в команде топов), то реальные трансформации бизнеса подменяются бюрократической имитацией, которая энергии не требует. Причины иссякания лидерской энергии – в психологическом и профессиональном выгорании, разочаровании, потери здоровья.
Еще один признак – когда масштаб сознания лидера уже не соответствует масштабу компании. У лидера ограниченный кругозор, который не позволяет ему в турбулентной и многофакторной среде видеть и предвидеть возможности и угрозы. Дефекты системности и перспективности мышления лидера компании также ведут к ошибкам в принятии стратегических решений. Причина – изначально лидер взялся «за кусок, который ему не откусить и не заглотить» или перестал развиваться, тем самым формируя свое несоответствие занимаемой должности. Регулярное тестирование бизнес-лидеров на способность к обучению позволит мониторить ситуацию и не допускать фатальных ошибок.
Авторитарность мышления и стиля управления не позволяет «лидеру» компании опираться на людей, активно использовать их таланты, что ведет к падению мотивации и вовлеченности персонала, снижению уровня доверия и понимания между менеджментом и сотрудниками, и неспособности компании адекватно реагировать на вызовы цифровой экономики. Причины – неспособность лидера к изменению привычек, недоверие к людям, презрение к экспертным знаниям своих сотрудников, самоуверенность.
Старение начинается с нежелания менять подходы
Константин Кора, управляющий партнер Tailored
Одно из самых важных качеств лидера – понимание перспективы и быстрая адаптация под меняющийся технологический, конъюнктурный и конкурентный контекст. Часто «старение» лидера начинается с того, что он не готов менять подходы, которые некогда сам и создал, признавать, что его былые заявления уже устарели и неактуальны. Лидер должен всегда адаптировать свои подходы в зависимости от количества и качества людей, которых он или она ведет за собой. Если лидер этого не делает, а работает одними и теми же «старыми добрыми подходами» – это еще один признак его «старения».
Эмоциональное прирастание к людям, которым лидер чем-то обязан в прошлом, но которые по разным причинам уже недостаточно эффективны – также естественный признак «старения».
Выстраивание иерархически выверенного и ограниченного окружения, и как следствие – непринятие прямых мнений от подчиненных на два уровня ниже и далее – еще одна «лакмусовая бумажка».
Важным признаком лидера является то, что он работает для других – от пула клиентов до стран и человечества, в разном масштабе в зависимости от масштаба лидера. Если лидер понимает, что уже работает в первую очередь во имя своих интересов – это тревожный звоночек.
Снижение творческой энергии: высокий уровень критики, склонность поучать, частый и жесткий юмор, нацеленный на людей вокруг. Этот способ добыть недостающую энергию через эмоции оппонента также говорит за себя.
Настоящие лидеры работают с командами и в командах, а учащающееся желание лидера действовать в одиночку часто может индексировать его «старение».
Внутренняя ревность, когда талант работника внутренне воспринимается как проблема для лидера, говорит о том, что процессы старения «не за горами».
Каждый из пунктов этого «чек-листа» можно детализировать и разбивать на подпункты. Но если мы хотим держать себя в форме вопреки времени, эти признаки стоит держать перед глазами и помнить, что настоящий лидер способен как к обновлению, так и к трезвой самооценке.
Лидерство переходит в тотальный контроль
Татьяна Долякова, основатель ProPersonnel
«Старение лидера» в управленческом и стратегическом смысле означает:
- Снижение скорости реагирования на вызовы (риск-менеджмент), инерция, снижение креативности, адаптивности и готовности к изменениям.
- Недостаточные компетенции в управлении финансами и коммерцией, работе с инвестициями.
- Профессиональная деформация – от лидерства к подчинению и авторитарному стилю руководства, тотальному контролю.
- Недостаточное владение технологиями, жизнь вне digital-среды.
- Снижение обучаемости, мотивации к развитию, способности слышать и видеть новые перспективные идеи.
- Слабую способность ориентироваться в больших информационных потоках.
- Сложности при планировании долгосрочных отношений.
«Старение лидера» зависит от динамики окружения компании
Татьяна Галаган, руководитель отдела кадрового администрирования Alta Via
Лидер, идущий в ногу со временем, более успешен, чем консерватор, не желающий меняться и развиваться. Но в действительности не все так однозначно, любые изменения должны быть к месту. К примеру, не всегда, обеспечив персонал новейшими гаджетами, вы получите первоклассный результат, мгновенное решение задач и экономию времени.
Признаки, по которым можно отследить отставание лидера от компании, следующие:
- Лидер всеми силами пытается сохранить существующие в компании бизнес-процессы. При попытке сотрудников внести изменения в данные процессы он, ссылаясь на специфику ведения бизнеса, блокирует изменения.
- Попытки HR-директора внедрить в компании новшества, касающиеся развития персонала, встречают сопротивление и отговорки (обучение, новая система мотивации, расширение или сокращение штата).
- Инновации в области автоматизации вызывают вопросы о необходимых затратах (что справедливо, если это не вызвано страхом перед новыми веяниями, а потребность в автоматизации существует), аргументы о выгодных перспективах таких изменений встречают сопротивление.
- При наличии эффективной команды все изменения, которые предлагаются топ-менеджерами по оптимизации персонала, не принимаются: «Все работает как часы, зачем что-то менять?».
На первый взгляд, старение лидера плохо сказывается на работе компании. Но важно принять во внимание то, на каком этапе развития находится бизнес. Агрессивность стратегии организации зависит от фазы ее развития. На этапе зарождения (стадия «Звезды») компания нуждается в активной позиции лидера, в его готовности к нестандартным решениям. Когда компания находится на стадии «Дойной коровы», а рынок меняется медленно, лидер, находящийся в состоянии стагнации, возможно, не так уж плох для бизнеса. Понятие «старения лидера» зависит также от динамики окружения компании, от состояния рынка, индустрии, политики…
Как правило, рассуждения о старении ассоциируются с неумением применять современные технологии, например, компьютерное моделирование. Однако не всегда это имеет отношение к реалиям. В качестве контрпримера можно привести руководителя технического департамента Red Bull Racing Эдриана Ньюи, который считает себя «одним из последних динозавров прежней Формулы 1», продолжая чертить карандашом на бумаге схему болида, в то время как сотни высококлассных инженеров, которыми он руководит, давно используют высокие технологии. Но это не мешает Ньюи стабильно создавать одни из лучших машин чемпионата.
Основной индикатор старения: отсутствие мониторинга происходящего
Александр Сагун, исполнительный директор сообщества «Бизнес Молодость»
Устаревание взглядов лидера может происходить очень быстро в силу увеличения скорости изменений во внешней среде компании. Ежедневно происходят тысячи и тысячи событий и нововведений в каждом из рынков.
Основным индикатором устаревания взглядов будет отсутствие мониторинга происходящего на своем рынке в отношении предложений конкурентов и потребностей клиентской стороны. Если ранее было достаточно ежегодных аналитических исследований, то теперь этот период сокращается до полугода, а в некоторых отраслях – до квартала. Игнорирование потребности в анализе или его результатах будет не лучшим сигналом.
Изменения касаются всех бизнес-блоков, начиная от маркетинга и каналов продвижения до работы с подбором персонала. Отставание в маркетинге проявляется в отличии форм, посылов и каналов коммуникации от используемых целевой аудиторией. В случае работы на b2c-рынке ваше отсутствие в мобильном телефоне клиента становится фатальным, необходимость в совершении действий, отличных от одного клика или свайпа для отклика на предложение, снижают вероятность отклика вообще. В b2b-секторе все большая прозрачность и доступность информации создается за счет формирования все новых и новых маркетплейсов и сервисов стыковки производителя и конечного потребителя.
В стратегическом планировании отсутствие ежеквартальных окон для корректировок и старта новых проектов тоже стало необходимым. Уже недостаточно платить выше рынка сотрудникам в технологических отраслях, нужно иметь потенциал для будущего превосходства и развития специалистов и менеджмента.
Технологии позволяют потребителю в несколько секунд найти интересующие его товары или услуги, а ждать ответа или реакции он готов не дольше, чем занимает ознакомление с одним постом в Instagram. Ваша технологическая база и подготовка должны этому соответствовать.
В качестве чек-листа проверки устаревания взглядов и позиции лидера компании могут служить следующие вопросы:
- Знаете ли вы, на сколько процентов за последний квартал произошла миграция вашей целевой аудитории между каналами коммуникаций?
- Присутствует ли ваша компания во всех растущих каналах и поддерживает ли коммуникацию в режиме ответа в течение минуты?
- Были ли в вашей компании внедрены решения, повышающие скорость реакции на обращения клиентов, за последний квартал?
- Запланированы ли в этом году технологические нововведения для повышения гибкости бизнес-модели в вашей компании?
- Становится ли ваша компания более привлекательной и перспективной для новых сотрудников и «старожилов»?
- Возможно ли внести корректировки в планы компании на будущий квартал или год?
- Ваша компания делает более десяти изменений через новые проекты за квартал?
Положительные ответы на эти вопросы говорят о том, что компания идет в ногу со временем за лидером. Отрицательные ответы свидетельствуют об обратном.
Оставить комментарий