Пишет Левитас о партизанском маркетинге и — в этой статье — о стратегии (alex_levitas)

Иллюстрации подобраны авторами сайта.


Как Вы думаете, а кто определяет Вашу стратегию в бизнесе?

Вопрос не праздный, вопрос не простой — заслуживает того, чтобы Вы над ним помозговали.

В качестве разминки предлагаю подумать над тем, кто или что определяет Вашу стратегию на войне?

казаки кавалерияДопустим, у Вас крутая кавалерия, Ваши казаки уже побывали в Берлине и в Париже, у Вас хороший военно-морской флот, у Вас отважная и умелая пехота… Как Вы будете определять свою стратегию в будущей войне?

Во-первых, Вашу стратегию будет определять Ваша цель. Чего Вы хотите добиться — защитить свою территорию, занять территорию врага, добиться уступок политического характера, обескровить экономику врага, не вступая в прямое столкновение, что-то ещё?

Во-вторых, Вашу стратегию будет определять сам враг — его сильные и слабые стороны. У Вас превосходная кавалерия, а у врага плохонькие танки — и Ваша кавалерия становится годна разве что для парадов. У Вас крутой морской флот, но основные позиции врага находятся в сотне километров от берега — и все пушки Ваших кораблей бесполезны. У Вас крутая пехота, а у врага крутая штурмовая авиация — и либо Вы как-то организуете себе средства ПВО, либо Ваша пехота погибнет — пусть даже героически, но всё равно погибнет.

флот корабль В-третьих, Вашу стратегию будет определять театр военных действий. Если Вы собираетесь вести войну посреди Атлантики, полагаться на танки, полевую артиллерию или ракетные войска Вы не можете, тут рулят авианосные соединения, подводные лодки и разведывательные спутники. А если Вы планируете высадку в Нормандии или там на Окинаве, то без десантных судов и прикрывающей их авиации задача едва ли решается.

И, наконец, в-четвёртых, Вашу стратегию будут определять Ваши ресурсы. Если Вы превосходите врага во всём, стратегия проста, как у Москаленко под Прагой или у Жукова при штурме Берлина: «При двухстах орудиях на километр фронта о противнике не спрашивают и не докладывают». Но чаще бывает так, что у Вас «то серу не завезли, то котлы треснутые, то у чертей партсобрание», и в итоге приходится исхитряться и воевать не числом, а умением — искать свои сильные ресурсы и противопоставлять их слабым местам врага. Самый наглядный пример — это тактика партизанской войны, когда отряд из нескольких десятков человек может создать кучу проблем стотысячной армии с танками и авиацией.

А Вам как стратегу остаётся лишь выбор между теми возможностями, которые продиктовали эти четыре вещи: цель, враг, обстановка и ресурсы.

факторы выбора стратегииЧто же происходит в бизнесе? Да примерно те же уши, только в профиль. Вашу стратегию будет определять Ваша цель, Ваши конкуренты, Ваш рынок и Ваши ресурсы. Причём цель должна быть ещё и скорректирована по рынку.

И никого при этом не волнует, что Вам нравится, что не нравится, что бы Вы предпочли делать… Или Вы вписываетесь в рыночную ситуацию, либо не вписываетесь — и узнаёте на практике, что такое дарвиновский отбор.

Правда, в отличие от войны у Вас всегда есть ещё и выбор «выйти из бизнеса и прекратить играть в эту игру». Никто не расстреляет Вас, не сделает мыло из Ваших детей и не изнасилует Вашу жену, если Вы закроете своё ООО или ЗАО в ситуации, когда ведение бизнеса становится нецелесообразным или некомфортным. А в остальном — логика та же. Не зря бизнесменам в одних странах рекомендуют играть в шахматы, а в других — изучать трактаты по стратегии.

Поэтому просто помните: Вашу стратегию на 90% определяет рынок, а Ваша свобода выбора лежит лишь между вариантами, жизнеспособными на этом рынке. Если же ни один из этих вариантов не устраивает Вас, всегда можно выйти из бизнеса, продав или закрыв его.