Некоторое время назад компания Business Matrix в рамках проекта «От обычного – к успешному!» провела опрос среди участников социальной сети Facebook о том, как они видят причины, по которым  владельцы неудачных сайтов продолжают их поддерживать в имеющиеся неудачном состоянии.

Выяснилось, что участники опроса чаще всего в качестве таких причин усматривают непонимание реалий современного продвижения и недостаточное внимание владельцев к сайтам как таковым. Сайт в их глазах не имеет нужного  приоритета. Собственного говоря, непонимание реалий продвижения и низкий приоритет сайта – это одно и то же. Суммарно они тянут немногим меньше, чем на половину ответов – 44%.

На третьем месте оказались проблемы с программистами или создателями контента (18%). Дальше шли отдельные, мелкие по своему удельному весу, причины: компания считает свой сайт удачным (12,3%), искаженно воспринимает свой имидж или не думает о своем имидже вообще (10%), или не понимают своих особенностей и преимуществ. На последнюю причину — непонимание своих особенностей и преимуществ – было отнесено всего 6,1% ответов, причем по мере накопления количества участников доля этой версии ответов становилась все меньше: с 10% поначалу ко 2 февраля нынешнего года опустилась до 6%.

Между тем, как показывает практика реальных проектов по изменению сайтов, сложности возникают совсем не в тех местах, где думают респонденты этого опроса.

Разберемся.

Как проходит проект по изменению сайта?

Начинается он сбором сведений, которым суждено превратиться в материалы сайта. В соответствии с циклом контакта нам в первую очередь нужны сведения о компании и предлагаемых ею решениях: какие проблемы своих клиентов она решает, кто является ее клиентами, причем и проблемы, и клиенты должны быть описаны так, чтобы они могли себя опознать, попав на сайт. Дальше требуются сведения о конкурентах и конкурирующих решениях, сведения о продуктах и услугах компании (это не то же самое, что решения!) и другая информация.

Второй этап изменения сайта – это его проектирование, то есть составление перечня материалов (тексты, изображения, интерактивные инструменты), которые будут размещены на сайте, формирование иерархии материалов, то есть навигация, карты переходов, которая покажет [предположительное] движение пользователя со страницы на страницу. Особенно это важно, если у нас есть ключевая страница, на которой пользуется и должен совершить иные действия: позвонить, заполнить форму, зарегистрироваться или купить.

Следующий этап – верстка или программирование. Параллельно реализуются дополнительные мероприятия, обычно фотосессия или разработка алгоритмов тестов, видеороликов, опросов и др.

На последнем этапе практически готовый сайт нужно отшлифовать и отладить, убрать ошибки и т.д.

По результатам нашего опроса получается, что основную сложность должен бы представлять этап программирования. В реальной же практике основную трудоемкость создает сбор сведений о компании и последующее согласование текстов.

Откуда они берутся, эти затруднения? Когда мы начинаем выяснять, какие проблемы своих клиентов решает компания и каковы выгоды от ее продуктов или услуг, то сразу же, мгновенно, натыкаемся на то, что вопрос «Что делает ваш продукт для своего пользователя, какая ему выгода?» ставит специалистов компании в тупик. Особенно ярко это проявляется в сфере сложных услуг – например, при разработке программного обеспечения. Вопрос: «Что делает эта софтина?» ставит разработчиков (!) в тупик. В некоторых случаях даже приходится самостоятельно изучать программу и записывать, что она делает – сортирует информацию, делает  сводку, отслеживает сроки, напоминает и т.д. Дело несложное – если продукт понятен нам, неспециалистам. Но ведь это куда легче было бы сделать разработчику!

Это кажется – кажется, что разработчику было бы легче. Реально же он смотрит изнутри, часто сконцентрирован на деталях/мелочах, и глазами клиента смотреть не умеет.

Не меньшие затруднения вызывает понимание целевой аудитории, поэтому часто оказывается ошибочным. Типичная ошибка – описание целевой аудитории по критериям, которые трудно наблюдать. Например, наша Методика успешного сайта в принципе годится абсолютно для любых сайтов. Однако она предъявляет требования к владельцу сайта или к руководителю проекта, который будет эти изменения реализовывать: человек должен быть исключительно заинтересован в том, чтобы разобраться в процессе контакта со своими клиентами. Если такого интереса у него нет, то реализовать методику ему будет хлопотно. По этой причине мы решили ограничить нашу целевую аудиторию производствен­ными и транспортными компаниями и компаниями сложных услуг – именно в этих сферах часты затруднения с пониманием собственных особенностей и преимуществ!

Клиентам мы рекомендуем сделать то же самое: ограничьтесь на первом этапе каким-то сегментом своей потенциальной целевой аудитории. Пусть это будет только часть от возможного, но часть легко наблюдаемая. Потом вы всегда сможете добавить новые сегменты, ведь у вас уже появился необходимый опыт!

Аналогичные сложности касаются и рынка, который зачастую путают с территорией. Между тем рынок – это понятие сложное, недостаточно определенное и, что еще важнее, переменчивое. Переменчивость рынка незаметна для самих компаний и нередко становится причиной их трудностей, даже банкротств. Например, рынок театральных услуг в вашем городе в принципе может идти на спад, но внутри этого рынка вполне может расти сегмент комедий или сегмент капустников. Вытащат эти растущие сегменты в рынок в целом или нет – большой вопрос, но он в рамках нашей статьи не имеет значения. Да и в ходе проекта по изменению сайта это не так важно. Важно, чтобы рынок описан правильно – это значит, что участник этого рынка себя в материалах сайта опознает.

Следующие сведения, которые мы должны узнать о компании – это ее конкуренты… но об этом в продолжении!