Про профессиональное выгорание слышно из каждого утюга, а вот про выгорание предпринимателей говорят мало. Но в бизнесе есть своя специфика, которая способна выбить из седла очень стойких людей. Как вовремя распознать выгорание и не возненавидеть свой бизнес?

Maxim Shishov, vc.ru


Ко мне часто приходят предприниматели с вопросом: «Я так устал от своего бизнеса. Пристрелить его или еще помучиться, что посоветуете?» Начинаем разбираться в ситуации и оказывается, что у предпринимателя отличный бизнес. Есть хороший продукт с замечательными отзывами. Есть команда. Есть налаженные процессы. Есть клиенты. Есть даже деньги, которые приносит этот бизнес, правда, обычно сильно меньше, чем хотелось бы.

Словом, все замечательно, но еще есть предприниматель, который устал тащить на себе этот замечательный бизнес. Что пошло не так и почему предприниматель оказался близок к выгоранию?

Я очень хорошо знаю, почему это происходит, поскольку сам оказался в такой ситуации несколько лет назад, когда у меня было свое маркетинговое агентство. Первые два года пролетели захватывающе. Мы вписывались в разные проекты, постоянно учились новому, развивали компанию и мечтали как покорим мир. На третий год прыти поубавилось, а на четвертый меня стало легонько подташнивать от агентской жизни и появились признаки выгорания. Что же пошло не так?

Ошибочный фокус

Будем честны. Большинство предпринимателей — это специалисты, которые почувствовали тягу к свободной жизни и решили уйти на вольные хлеба. А у специалистов практически всегда приложение ключевых усилий сконцентрировано на продукте. Бухгалтер будет упарываться над тем, что его команда качественно оказывала услуги по ведению учета. Стоматолог сконцентрируется на том, чтобы врачи его клиники хорошо лечили зубы.

Это важно, но помимо продукта в любом бизнесе есть еще два компонента — это маркетинг и продажи. Так вот если предприниматель пришел из специалистов, он часто занимается этими задачами вынуждено и при первой же возможности норовит их спихнуть на любого, кто готов ими заниматься.

И вот тут кроется громадная проблема. Ведь бизнес вы открыли не просто так. Вы открыли его, чтобы хорошо зарабатывать, иметь больше свободного времени и возможность им распоряжаться. Но именно через маркетинг и продажи лежит путь к нормальным деньгам. Если заниматься ими кое-как, то бизнес очень быстро упирается в потолок, и предпринимателю хватает лишь на то, чтобы держаться на плаву. Естественно, такой бизнес начинаешь ненавидеть.

Не те цели

Принято считать, что бизнес открывают, чтобы больше зарабатывать, реализовывать амбициозные цели, менять мир и т.д. Однако очень часто бизнес открывают, чтобы создать свою уютную норку, где действуют ваши правила, а сотрудники воспринимаются как своеобразная семья или банда, с которой здорово проводить время.

Недавно общался с предпринимателем, который очень точно сформулировал эту проблему: «Я нанимал тех людей, которые меня поддерживали и делали так, чтобы я был доволен. По сути они обслуживали мои эмоциональные интересы. Но прошло время, я изменился, и мне больше не нужно, чтобы сотрудники заботились обо мне, мне нужно, чтобы они показатели выполняли. А они не привыкли, и не понимают, что я от них хочу».

В отличие от моего клиента многие предприниматели не отдают себе в этом отчета. Им важно, чтобы сотрудники разделяли их увлечение йогой, преданно смотрели в глаза, чтобы с ними можно было посплетничать, и получают еще одну семью, которую надо обеспечивать, но с которой не потребуешь результата. Итог — разочарование в бизнесе. Ведь подспудно хотелось еще и денег, а не просто веселой движухи.

Взять побольше ответственности

Третья распространенная причина выгорания — это желание контролировать действия сотрудников. Предприниматель замыкает на себя множество процессов, и бизнес превращается в театр одного актера, где предприниматель играет множество ролей.

Вот он в роли маркетолога размещает объявления на Авито. А вот в роли финансиста анализирует дебиторскую задолженность. Сегодня он HR, который нанимает нового сотрудника, а завтра операционный директор (хотя и сегодня он тоже операционный директор). А еще он главный продажник, руководитель производства и немного дизайнер.

Самое интересное, что дело вовсе не в том, что у предпринимателя нет денег, чтобы нанять сотрудников — сотрудники обычно есть. Чаще всего дело в другом.

  1. Предприниматель настолько затянут в рутину, что не видит очевидных возможностей себя разгрузить. Например, нанять бизнес-ассистента, на которого можно сгрузить множество простых и мелких задач. Или описать повторяющийся процесс, чтобы не объяснять его заново новому сотруднику.
  2. Предприниматель боится делегировать ответственность. Обычно он обжегся на том, что сотрудники его подвели, и вот вместо того, чтобы развивать навык делегирования, который как и любой другой навык надо прокачивать, предприниматель компенсирует это тем, что замыкает на себя принятие решений.

Естественно, такая нагрузка оказывается непосильной, и через 2-3 года предприниматель выгорает.

Собственно, именно эти две причины — мало денег и много нелюбимых ролей в своем бизнесе приводят к выгоранию.

Дело усугубляется тем, что многие предприниматели воспитаны в героических традициях, бьются до последнего, воспринимают каждую сложность как очередное препятствие, которое надо победить, и совершенно изматывают себя в этой борьбе.

Чего не надо делать!

Опасность выгорания не только в усталости, но и в безумном соблазне бросить ненавистный бизнес. Действительно, зачем его тянуть? Денег нормальных не приносит, сил отбирает много.

«Вот брошу этот чемодан без ручки и открою студию дизайна!— думает основатель строительной компании. — Вот тогда начнется совсем другая жизнь!»

Иногда да. Но чаще всего нет. Почему нет?

В новом бизнесе вы столкнетесь ровно с теми же трудностями, которые не сумели преодолеть в своем текущем бизнесе.

Не выстроили маркетинг и продажи? Так в новом бизнесе не факт, что получится их выстроить. Не научились делегировать ответственность за результат сотрудникам? Так и в новом бизнесе пройдете по тем же граблям. Просто зря потратите пару лет, чтобы разобраться в специфике нового бизнеса, собрать команду, заработать репутацию, а потом упретесь в тот же потолок и выгорите.

Что делать?

Первое — разложить проблему на составные части и понять, что именно вызвало выгорание. Это важно, поскольку может оказаться так, что вам не бизнес не нравится, а избыточное количество ролей в нем. Если вы делегируете роль бухгалтера, менеджера проектов, эйчара и сосредоточитесь на продажах и управлении бизнесом, то вам будет в кайф продолжать им заниматься.

Второе — разобраться со своими личными целями и отделить их от бизнес-целей. Часто бизнес затевается из романтических соображений: «открою кафе, где будем собираться с друзьями», «создам с ребятами агентство и будем вместе дружить и работать», «запущу стартап и изменю мир», «создам бизнес и буду работать 4 часа в день», «создам компанию, чтобы утереть нос своему бывшему руководителю» (все это реальные примеры).

Вся эта куча мотивов мешает отнестись к бизнесу как к машине по созданию ценности для клиентов и заработку денег, и жизнь оказывается намертво переплетена с бизнесом. Очень важно развести эти вещи, определить бизнесу место в вашей жизни и в иерархии целей.

Третье — разобраться с установками в отношении денег и достижении целей. Очень часто бизнес идет туго из-за убеждений предпринимателя (часто неосознанных), которые усложняют ему жизнь.

Например, многие предприниматели хотят роста, но одновременно боятся масштабировать бизнес. Почему? Потому что они убеждены — «чтобы заработать больше денег, надо работать еще больше», а поскольку они и так уже на пределе, то больше работать не способны. Поэтому рост саботируется, бизнес остается на том же месте, денег не хватает, и предприниматель выгорает.

Приходится проделать определенную работу, чтобы человек перестал воспринимать рост и ответственность как геморрой и научился тратить столько же времени, но получать большие результаты.

Четвертое — проанализировать бизнес-процессы с двух точек зрения:

  1. Что надо поменять, чтобы денег стало больше? В чем сейчас узкое место: мало заявок, низкая конверсия, маленький средний чек и т.д. найм каких людей поможет вырасти? Какие расходы надо оптимизировать?
  2. Что надо поменять, чтобы стало больше свободного времени? Какие задачи съедают львиную долю времени? Что можно делегировать? Какого нанять, чтобы себя разгрузить? Что можно автоматизировать?

Это простые вопросы, но, во-первых, когда предприниматель постоянно занят рутиной, ему некогда о них думать. Во-вторых, глаз настолько замыливается, что перестаешь видеть очевидные решения. Поэтому очень полезно пригласить стороннего консультанта или наставника, который поможет превратить ваш бизнес в то, чем он должен быть — инструментом, который дает вам больше денег и свободы.