Википедия об арт-терапии
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.
Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.
Популярные инструменты арт-терапии в работе с конфликтами
Упражнение помогает при решении сложных задач. Например, если вы хотите сменить профессию или начать ответственный проект, но сомневаетесь в выбранном направлении. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре небольшой круг. Оставьте его пустым. К нему с разных сторон, будто лучи, сводите линии.
В нижней части находится информация, заложенная родителями. Сюда можно вписать профессию мамы и папы, дедушек и бабушек, их увлечения и хобби. Справа и слева вписывайте то, что вы получили из окружающего мира: курсы и кружки, достижения в школе и в институте, опыт, полученный на работе. Сюда можно также вписать награды, положительные отзывы о вашей деятельности, счастливые воспоминания. Сверху пишите ваши искренние интересы и мечты, цели и сокровенные желания. Старайтесь писать кратко, желательно формулируйте в двух словах.
В итоге у вас получится схема, напоминающая цветок или солнце с лучами. И теперь нужно всё это оформить наглядно. Возьмите карандаши, фотографии, краски. Каждое слово нужно сопроводить картинкой-ассоциацией. Папа любит строить? Рисуем дом или молоток. Педагоги отправляли на литературную олимпиаду? Рисуем книгу. Дайте себе свободу воображения!
Когда заполните лист, отложите его в сторону и переключите внимание. Вернитесь через паузу. Подумайте: что объединяет все эти разрозненные картинки и слова? Что из этого бы вы хотели взять с собой в будущее? Поместите в центр генограммы самое важное! Это и есть ядро вашей нынешней деятельности. Осознание своего «центра» поможет принять решение и грамотно расставить акценты.
Например, креативная генограмма, которая привела меня к решению о работе с конфликтами:
Создание герба требует осмысления следующих моментов:
- Форма щита.
- Членение щита, которое может состоять из нескольких частей, разделенных самым разным образом, или быть заполнено орнаментом. Если я выбрал/-а две части, то почему именно две? Что внутри меня делится таким образом? Как именно проходит деление: по вертикали, горизонтали, диагонали? И т.д.
- Какие цвета будут на гербе, почему именно эти? Кстати, в ходе создания герба цвета в ходе работы могут меняться и в итоге оказаться не теми, которые были первоначально задуманы.
- Какие фигуры будут на щите? Почему они?
- Какая фигура будет главной? Какие – второстепенными? Что они значат для держателя герба?
- Будет ли девиз на гербе? Если да, то какой и почему?
Гербы удобно создаваться с помощью онлайн-сервисов типа Геральдика.ру.
Создание герба с помощью онлайн-сервиса, с одной стороны, ограничивает автора, но с другой – придает значимости создаваемому гербу, делает работу более серьезной и вводит в проработанные, обоснованные рамки. А главное – герб можно менять в ходе работы многократно, что позволяет повысить осознанность многих сопряженных моментов.
Пример герба, созданного Еленой Бреслав:
Очень богатое направление арт-терапии, которое при работе с конфликтами может использоваться самыми разными способами:
- метафорически, например, фотографии было-стало:
- метафорически, для визуализации чувств, планов, символов, желаний и т.д.;
- напрямую, чтобы увидеть «со стороны» людей, в том числе себя, и ситуацию;
- многими другими способами.
Также для работы с конфликтами используется арт-терапия на основе литературных сюжетов и другие «текстовые» направления. Вариаций очень много, перечислять смысла нет.
Приведем два реальных примера:
Техника направлена на выявление ресурсов человека и представляет собой создание рассказа/сказки по определенному плану. У одного из клиентов получился такой рассказ (публикуется с разрешения автора):
Шаг алгоритма «Миссия выполнима» | Ответ клиента |
Просим клиента определить цель, которую он хочет достичь. | Цель – научиться помогать волшебным словом. |
Предлагаем представить, что у него есть возможность сняться в кино в роли супергероя. | |
Опишите: | |
|
Это добрый волшебник. |
|
Примерно вот так: |
|
Может не появиться в нужное время, не всегда обязателен. |
|
Если появился и дал подсказку/совет, то она работает. |
Представьте, что Вашему супергерою в фильме доверили выполнение важной миссии. Какие чувства он при этом испытывает? | Ему, пожалуй, лень. |
Подумайте, какие ресурсы у него есть в начале фильма для того, чтобы выполнить миссию? | Он это умеет, но ему надо заставить себя выйти к людям, убедить их в своем мастерстве и что его помощь можно принимать. |
Какие 3-5 действий герой может выполнить уже в ближайшее время (в течение недели) для выполнения миссии, имея указанные ресурсы? |
|
На пути к цели в фильмах принято что-то терять, чего-то лишаться. Чего лишится Ваш супергерой, решая свою задачу? Назовите 2-3 потери. Как при этом он будет себя чувствовать? |
|
У героя фильма есть возможность для реализации цели привлечь в помощники двух существ (люди, животные, фантастические твари). Подумайте, кто это? Как они выглядят? | Это кошка и змея (питон). |
Какими качествами обладают? | Кошка ходит сама по себе и мало подвержена чужому влиянию; ее любят просто за то, что она есть. Поддерживает уже тем, что есть, и связывает с тайным миром.
Змея не всякая, а добрая, и такая, с которой можно поговорить. Она говорит мало, но именно то, что нужно. Воплощенная мудрость. |
Чем два этих персонажа (по необходимости – больше) могут помочь главному герою выполнить его миссию? | Источник ресурсов. Четко подсказывают, как себя вести. |
Назовите 2-4 действия, которые может выполнить супергерой с помощниками или при их наставничестве. |
|
Представьте, что перед героем в определенный момент возникает непреодолимая, на первый взгляд, преграда. Что это будет за преграда? | Стена между ними людьми, которым он должен помочь. |
Назовите 3-5 пунктов, которые могут помешать выполнению миссии. |
|
В самый кульминационный момент фильма супергерой достает козырь, который помогает справиться с миссией наилучшим образом. Озвучьте 3-5 качеств, которые раскрывает в герое этот козырь. |
|
Представьте, что герой выполнил поставленную перед ним задачу. | |
Какие испытывает эмоции? | Он очень рад и горд |
Как он себя чувствует? | Как Фауст в момент триумфа |
Кто его окружает? | Его помощники и люди, которым он помог |
Что изменилось в его окружении? | Оно стало многочисленным и оживленным |
После выполнения задачи у Вашего супергероя рождается фраза, которая будет теперь его визитной карточкой. | |
Какой будет эта фраза? (Это может быть как девиз, так и просто прилагательное. Например: «Бонд, Джеймс Бонд») Можете придумать фирменный жест или нарисовать логотип, если захотите. | Вместе и вперед! |
Вы прекрасно справились со своей ролью и даже получили высшую награду в виде статуэтки Оскара. | |
Вы наполнены новыми положительными эмоциями от пережитой работы в роли супергероя и готовы теперь свернуть горы в своей, пока более спокойной жизни. | |
Какие 3-5 действий для решения Вашего запроса Вы готовы выполнить уже в течение ближайших семи дней? | Надо думать и двигаться к людям. |
SWOT–анализ в арт-терапии категорически не похож на SWOT–анализ в стратегическом менеджменте. Сходство их в том, что оба анализируют силы и слабости субъекта в сопоставлении с возможностями и угрозами внешней среды. Отличие SWOT–анализ в арт-терапии в том, что содержание разделов не собирается тщательно, а формулируется образно.
Вот пример SWOT–анализа реального клиента (того, который написал рассказ выше) и короткий комментарий к нему.
Цель (см. выше) — научиться помогать «волшебным словом».
Если бы эта цель была похожа на какой-то вид спорта или танца, то она была бы вальсом.
Силы | Слабости |
Если бы вы могли ассоциировать все свои сильные стороны с некоторым видом транспорта — что это был бы за транспорт?
|
Если бы эти минусы и недостатки можно было изобразить в виде преграды, то что это была бы за преграда?
|
Возможности | Угрозы |
Если бы вы могли реализовать все ваши возможности или большую их часть, то в какую постройку вы бы превратились?
|
Если вы не сможете достичь своей цели и все риски и угрозы реализуются по максимуму, то на что вы будете похожи?
|
Последующее обсуждение SWOT–анализа:
Вместе с клиентом оцениваем увиденный образ: больше внимания он уделил сильным сторонам и возможностям или «негативной» части? | Больше внимания уделено сильным сторонам, хотя «негативная» часть выглядит достаточно опасной и явно требует проработки. |
Если поставить рядом вашу постройку (вопрос 3) и то, во что вы могли бы превратиться (вопрос 4) — что вас привлекает больше? | Больше привлекает терем, но и он недостаточно. Требуется поработать над соответствующими ассоциациями с учетом того, что дом является адекватной моделью бизнеса. |
Какие 3 простые действия вы можете сделать в ближайшие 3 дня, чтобы продвинуться к цели уже сейчас и минимизировать риски | Нужно завершить это упражнение и довести его до реализуемых полезных выводов. |
Оставить комментарий