Википедия об арт-терапии

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоциилюбовьненавистьобидузлостьстрахрадость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

Популярные инструменты арт-терапии в работе с конфликтами

Упражнение помогает при решении сложных задач. Например, если вы хотите сменить профессию или начать ответственный проект, но сомневаетесь в выбранном направлении. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре небольшой круг. Оставьте его пустым. К нему с разных сторон, будто лучи, сводите линии.

В нижней части находится информация, заложенная родителями. Сюда можно вписать профессию мамы и папы, дедушек и бабушек, их увлечения и хобби. Справа и слева вписывайте то, что вы получили из окружающего мира: курсы и кружки, достижения в школе и в институте, опыт, полученный на работе. Сюда можно также вписать награды, положительные отзывы о вашей деятельности, счастливые воспоминания. Сверху пишите ваши искренние интересы и мечты, цели и сокровенные желания. Старайтесь писать кратко, желательно формулируйте в двух словах.

Креативная генограмма

В итоге у вас получится схема, напоминающая цветок или солнце с лучами. И теперь нужно всё это оформить наглядно. Возьмите карандаши, фотографии, краски. Каждое слово нужно сопроводить картинкой-ассоциацией. Папа любит строить? Рисуем дом или молоток. Педагоги отправляли на литературную олимпиаду? Рисуем книгу. Дайте себе свободу воображения!

Когда заполните лист, отложите его в сторону и переключите внимание. Вернитесь через паузу. Подумайте: что объединяет все эти разрозненные картинки и слова? Что из этого бы вы хотели взять с собой в будущее? Поместите в центр генограммы самое важное! Это и есть ядро вашей нынешней деятельности. Осознание своего «центра» поможет принять решение и грамотно расставить акценты.

Например, креативная генограмма, которая привела меня к решению о работе с конфликтами:

Создание герба требует осмысления следующих моментов:

  • Форма щита.
  • Членение щита, которое может состоять из нескольких частей, разделенных самым разным образом, или быть заполнено орнаментом. Если я выбрал/-а две части, то почему именно две? Что внутри меня делится таким образом? Как именно проходит деление: по вертикали, горизонтали, диагонали? И т.д.
  • Какие цвета будут на гербе, почему именно эти? Кстати, в ходе создания герба цвета в ходе работы могут меняться и в итоге оказаться не теми, которые были первоначально задуманы.
  • Какие фигуры будут на щите? Почему они?
  • Какая фигура будет главной? Какие – второстепенными? Что они значат для держателя герба?
  • Будет ли девиз на гербе? Если да, то какой и почему?

Гербы удобно создаваться с помощью онлайн-сервисов типа Геральдика.ру.

Создание герба с помощью онлайн-сервиса, с одной стороны, ограничивает автора, но с другой – придает значимости создаваемому гербу, делает работу более серьезной и вводит в проработанные, обоснованные рамки. А главное – герб можно менять в ходе работы многократно, что позволяет повысить осознанность многих сопряженных моментов.

Пример герба, созданного Еленой Бреслав:

Очень богатое направление арт-терапии, которое при работе с конфликтами может использоваться самыми разными способами:

  • метафорически, например, фотографии было-стало:
Хутор в начале ремонтаХутор в середине ремонта. Ракурс съемки примерно тот же, хоть в это и трудно поверить.
  • метафорически, для визуализации чувств, планов, символов, желаний и т.д.;
  • напрямую, чтобы увидеть «со стороны» людей, в том числе себя, и ситуацию;
  • многими другими способами.

Также для работы с конфликтами используется арт-терапия на основе литературных сюжетов и другие «текстовые» направления. Вариаций очень много, перечислять смысла нет.

Приведем два реальных примера:

Техника направлена на выявление ресурсов человека и представляет собой создание рассказа/сказки по определенному плану. У одного из клиентов получился такой рассказ (публикуется с разрешения автора):

Шаг алгоритма «Миссия выполнима» Ответ клиента
Просим клиента определить цель, которую он хочет достичь. Цель – научиться помогать волшебным словом.
Предлагаем представить, что у него есть возможность сняться в кино в роли супергероя.
Опишите:
  • Каким будет ваш супергерой?
Это добрый волшебник.
  • Как он выглядит внешне?
Примерно вот так:

  • Какие у него есть недостатки?
Может не появиться в нужное время, не всегда обязателен.
  • Какие есть положительные качества?
Если появился и дал подсказку/совет, то она работает.
Представьте, что Вашему супергерою в фильме доверили выполнение важной миссии. Какие чувства он при этом испытывает? Ему, пожалуй, лень.
Подумайте, какие ресурсы у него есть в начале фильма для того, чтобы выполнить миссию? Он это умеет, но ему надо заставить себя выйти к людям, убедить их в своем мастерстве и что его помощь можно принимать.
Какие 3-5 действий герой может выполнить уже в ближайшее время (в течение недели) для выполнения миссии, имея указанные ресурсы?
  • Может показать несколько «фокусов»
  • Может появиться там, где его не ждут
  • Может превратиться в обычного человека, сохранив свое мастерство.
На пути к цели в фильмах принято что-то терять, чего-то лишаться. Чего лишится Ваш супергерой, решая свою задачу? Назовите 2-3 потери. Как при этом он будет себя чувствовать?
  • Свободного времени, будет чувствовать себя принужденным
  • Беззаботности, будет чувствовать себя немного придавленным
  • Обязанным соответствовать, будет чувствовать себя озадаченным
У героя фильма есть возможность для реа­лизации цели привлечь в помощники двух существ (люди, животные, фантастические твари). Подумайте, кто это? Как они выглядят? Это кошка и змея (питон).

Какими качествами обладают? Кошка ходит сама по себе и мало подвержена чужому влиянию; ее любят просто за то, что она есть. Поддерживает уже тем, что есть, и связывает с тайным миром.

Змея не всякая, а добрая, и такая, с которой можно поговорить. Она говорит мало, но именно то, что нужно. Воплощенная мудрость.

Чем два этих персонажа (по необходимости – больше) могут помочь главному герою выполнить его миссию? Источник ресурсов. Четко подсказывают, как себя вести.
Назовите 2-4 действия, которые может выполнить супергерой с помощниками или при их наставничестве.
  • Может найти решение в областях, которые знает мало или не знает никто.
  • Может найти силу в трудный момент.
  • Может получить помощь, когда рядом нет людей.
Представьте, что перед героем в опреде­ленный момент возникает непреодолимая, на первый взгляд, преграда. Что это будет за преграда? Стена между ними людьми, которым он должен помочь.
Назовите 3-5 пунктов, которые могут помешать выполнению миссии.
  • Люди не воспримут моего героя всерьез.
  • Люди не захотят следовать его советам.
  • Герой устанет и разочаруется в своей цели и миссии.
В самый кульминационный момент фильма супергерой достает козырь, который помогает справиться с миссией наилучшим образом. Озвучьте 3-5 качеств, которые раскрывает в герое этот козырь.
  • Выразительность
  • Убедительность
  • Привлечение внимания к себе
  • Уверенность в себе
Представьте, что герой выполнил поставленную перед ним задачу.
Какие испытывает эмоции? Он очень рад и горд
Как он себя чувствует? Как Фауст в момент триумфа
Кто его окружает? Его помощники и люди, которым он помог
Что изменилось в его окружении? Оно стало многочисленным и оживленным
После выполнения задачи у Вашего супергероя рождается фраза, которая будет теперь его визитной карточкой.
Какой будет эта фраза? (Это может быть как девиз, так и просто прилагательное. Например: «Бонд, Джеймс Бонд») Можете придумать фирменный жест или нарисовать логотип, если захотите. Вместе и вперед!

Вы прекрасно справились со своей ролью и даже получили высшую награду в виде статуэтки Оскара.
Вы наполнены новыми положительными эмоциями от пережитой работы в роли супергероя и готовы теперь свернуть горы в своей, пока более спокойной жизни.
Какие 3-5 действий для решения Вашего запроса Вы готовы выполнить уже в течение ближайших семи дней? Надо думать и двигаться к людям.

SWOT–анализ в арт-терапии категорически не похож на SWOT–анализ в стратегическом менеджменте. Сходство их в том, что оба анализируют силы и слабости субъекта в сопоставлении с возможностями и угрозами внешней среды. Отличие SWOT–анализ в арт-терапии в том, что содержание разделов не собирается тщательно, а формулируется образно.

Вот пример SWOT–анализа реального клиента (того, который написал рассказ выше) и короткий комментарий к нему.

Цель (см. выше) — научиться помогать «волшебным словом».

Если бы эта цель была похожа на какой-то вид спорта или танца, то она была бы вальсом.

Силы Слабости
Если бы вы могли ассоциировать все свои сильные стороны с некоторым видом тран­спорта — что это был бы за транспорт?

  • Электричка: удобно, быстро, доступно, но только на относительно небольшие расстояния.
Если бы эти минусы и недостатки можно было изобразить в виде преграды, то что это была бы за преграда?

  • Река. Средней ширины, может, даже вообще небольшая. Берега пологие. Но для электрички она непреодолима.
Возможности Угрозы
Если бы вы могли реализовать все ваши возможности или большую их часть, то в какую постройку вы бы превратились?

  • В что-то похожее на русский терем.
Если вы не сможете достичь своей цели и все риски и угрозы реализуются по максимуму, то на что вы будете похожи?

  • На разрушенный старый сарай.

Последующее обсуждение SWOT–анализа:

Вместе с клиентом оцениваем увиденный образ: больше внимания он уделил сильным сторонам и возможностям или «негативной» части? Больше внимания уделено сильным сторонам, хотя «негативная» часть выглядит достаточно опасной и явно требует проработки.
Если поставить рядом вашу постройку (вопрос 3) и то, во что вы могли бы превратиться (вопрос 4) — что вас привлекает больше? Больше привлекает терем, но и он недостаточно. Требуется поработать над соответствующими ассоциациями с учетом того, что дом является адекватной моделью бизнеса.
Какие 3 простые действия вы можете сделать в ближайшие 3 дня, чтобы продвинуться к цели уже сейчас и минимизировать риски Нужно завершить это упражнение и довести его до реализуемых полезных выводов.