Исповедь предпринимателя-банкрота

В начале двухтысячных я работал наёмным сотрудником в компании — продавце оборудования для оснащения магазинов, ресторанов, баров, кафе, и так или иначе я сталкивался с множеством владельцев магазинов и магазинчиков, совсем маленьких шашлычек и больших ресторанов. Мы общались на разные темы, и я слышал много историй о ситуациях на рынке, о сложностях и вообще о проблемах предпринимателей.

Одно у меня никогда не укладывалось в голове — когда я узнавал, что у кого-то закрывается магазин, кафе или другой бизнес. Не укладывалось потому, что для меня всегда были едины тот человек, которого я знал, и его бизнес, который теперь закрыт. Я искренне считал, что это конец мира, шаг в небытие и крест на человеке. Нет, поймите правильно, крест не внешний, когда руки не подают, а такой, который люди ставят на себе внутри, который не даёт идти дальше, делать ещё попытки, который намертво прибивает все амбиции, стремления и после которого жизнь невозможна.

Александр Руденко, основатель сети «100ловка». Секрет фирмы, 22 июня 2015


Когда я сам стал предпринимателем, то думал, что самое главное табу — это продать любимую машину для спасения бизнеса. А что подумают люди? Как я смогу вернуть все свои позиции? А будет ли у меня такая ещё?

Наши страхи имеют свойство сбываться — сейчас я остался и без бизнеса, и без автомобиля. Но на поверку всё оказалось не таким уж страшным, и, оглядываясь назад, я думаю о своих бедах с благодарностью. Ведь это самый действенный путь к раскрытию собственного потенциала и выход за пределы пресловутой зоны комфорта.

В конце 2013 года началось разрушение моего бизнеса — хабаровской сети столовых «100ловка», службы доставки пиццы и пиццерии «Пицца есть!». За предшествующие этому три года нам удалось с нуля построить бизнес, состоящий из 11 предприятий — кафе, столовые, службы доставки, цех по производству полуфабрикатов, — со штатом 120 человек и оборотом более 100 млн рублей. К концу 2014 года была потеряна львиная доля того, что приносило деньги, и кредиторами была инициирована процедура банкротства компании. Мне всегда казалось, что это может произойти с кем угодно, но не со мной.

К потере большей части компании привели не внешние факторы, не какие-то эфемерные злодеи из налоговых, контролирующих, надзорных и прочих органов, кошмарящие бизнес. Всё гораздо банальнее и обыденнее — управленческие ошибки, ошибки в учёте, просчёты в планировании и в определённых моментах потеря контроля там, где его упускать было нельзя.

Пока проходила борьба за выживание, мне удалось погрузиться в анализ того, откуда берутся проблемы, как распознать их предпосылки, как они решаются, что можно и чего нельзя делать в случае, когда идёт стремительное падение. Я составил топ-10 взрывоопасных моментов в бизнесе, на которые нужно обязательно обращать внимание. Особенно это нужно делать тогда, когда есть предпосылки надвигающейся угрозы или вы уже в непростой ситуации, которая требует решений, и любая подсказка не повредит.

Кассовый разрыв

Да, друзья, так называется момент, когда не хватает денег. Не хватает на зарплату, налоги, аренду, платежи поставщикам и вообще на любые платежи. Если вы не в состоянии находить финансы своевременно или делаете это в ущерб чему-то, выставляя приоритеты, то это и есть кассовый разрыв. Один из самых тревожных симптомов, именно он является причиной закрытия множества бизнесов.

Научитесь ловить эту ситуацию в зародыше и выясняйте причины нехватки денег — низкие продажи, маленькая прибыль, раздутый фонд оплаты труда или ещё что-то. Главное — найти причину. В противном случае вы будете носить воду дырявым ведром. А сумма нехватки будет увеличиваться с каждым месяцем.

Рекомендуем посмотреть, как происходит поиск причин нехватки денег, а также раздел нашей библиотеки об управлении денежными потоками.

Вынужден признать, что мы делали всё то, что делать было нельзя, — мы искали способы закрыть разрыв, не разбираясь в его причинах. Мы успешно с этим справлялись — брали займы, сдвигали и переносили оплаты и проводили прочие мероприятия, направленные на снятие симптомов, а не на выздоровление. За что и поплатились.

Розовые очки

У меня нет проверенного способа, как их снимать. У каждого он должен быть свой. Но вы должны чётко понимать, что если уже четвёртый месяц вы ждёте, что вот-вот продажи начнут увеличиваться, вот–вот нерадивый сотрудник начнёт работать, вот-вот мы запустим эту штуку и она нас спасет, то вы в розовых очках.

Одно дело — планы и проработка вариантов действий, другое — постоянная надежда на что–то спасительное. Чрезвычайно помогает полное отключение от внешнего мира для того, чтобы остаться только с цифрами, запретив себе прогнозировать. Потому что когда мы прогнозируем в розовых очках, то мы мечтаем. Мечтать не вредно, но и пользы от мечтаний мало.

Предательство

Вас обязательно предадут, как только ситуация начнёт ухудшаться. Будьте к этому готовы. Даже те, про кого вы и подумать не могли. Вам повезёт, если всё предательство будет в том, что от вас уйдут без предупреждения или к конкурентам. Но в жизни ситуации бывают гораздо хуже и неприятнее. В терпимых случаях я получал заявление об уходе на стол с 5-минутным сбором, что даже трудно предательством назвать, в более тяжёлых случаях были уводы целых коллективов на предприятия конкурентов или же попытки захвата отдельных предприятий с оборудованием и людьми. Не доверяйте единожды предавшим. Они повторят это при удобной для них возможности.

Невнимание к управленческой отчётности

К сожалению, я до нормальной формы отчётности дошёл уже тогда, когда было непоправимо поздно. До этого момента у меня были по сути дела только выдержки из бухгалтерского учёта с графами «расход/приход». Сейчас я понимаю, что собственник должен контролировать все ключевые параметры бизнеса. Заносите их в табличку сами наряду с количеством приходящих и расходуемых денег.

Рекомендуем всю ту же диагностику бизнеса, а также материалы по финансовому и экономическому анализу.

Параметры индивидуальны. У кого–то это продажа товара с высокой маржой, у кого–то количество чеков/покупателей, у кого–то продажа товаров-маячков или услуг. Не доверяйте вести управленческую отчётность бухгалтеру, он всего лишь предоставляет данные (как и другие отделы), а картину целиком видит только предприниматель. Настройте систему правильно и ведите её с нужным вам шагом — неделя или месяц. И вы сможете кожей почувствовать, если что-то пойдёт не так.

Кредиты для латания дыр

Никогда, никогда, никогда не берите кредиты на закрытие кассового разрыва. Забудьте об этом, отрезайте себе пальцы, чтобы не подписать кредитный договор, делайте всё что угодно, но не берите деньги на закрытие кассовых разрывов. С вероятностью 99,99% это путь к уничтожению компании.

Обычно кредиты для этого не нужны. Нужна грамотная и последовательная кредитная политика, а также хорошие продажи и эффективная организация внутренних процессов.

Финансовая безграмотность

Не имеет ничего общего с бухгалтерией и экономикой как таковой. Если вы до сих пор не начали учиться финансовой грамотности и считаете Роберта Кийосаки кем-то вроде американских проповедников из телевизора — самое время начать.

Я до определённого времени искренне считал, что мне нужно всего лишь больше работать и увеличивать размер компании. Оказывается, что это не совсем так. Не думаю, что вам обязательно проходить банкротство, чтобы освоить финансовую грамотность и хотя бы элементарно понять, как создать финансовую подушку безопасности. Для начала в поисковике достаточно набрать «Лучшие книги по финансовой грамотности». Когда прочитаете хотя бы три, мозги переворачиваются достаточно основательно.

Не надо искать — обратитесь к книге 7 нот бизнеса и к дистанционному курсу «Диагностика бизнеса и резервов эффективности«, в ходе которого вы разберетесь и в финансовой отчетности в принципе, и в состоянии своей компании, и наметите пути решения проблем.

Разные карманы

У нас было больше десятка предприятий и единая касса. Здоровые, работающие организмы-предприятия работали на поддержание хилых и иногда умирающих. А хилые, в свою очередь, не имели стимула бороться, так как их дотировали. И в конечном итоге мы недополучали ощутимую часть прибыли.

Если у вас несколько торговых точек, несколько магазинов, кафе, столовых, чего угодно, то выстройте систему учёта так, чтобы каждое предприятие представляло собой отдельную кассу. Нельзя допускать, чтобы одно предприятие гасило проблемы другого. В долгосрочной перспективе таким образом вы убьёте оба предприятия. Или в лучшем случае просто недополучите ту прибыль, которую могли бы получить.

Бегство от кредиторов

Даже когда ситуация кажется совсем безвыходной, идите и разговаривайте с кредиторами и банками. Можно договориться со всеми, поверьте — они заинтересованы в том, чтобы с вами всё было в порядке и вы вернули долг. Пусть не сразу, пусть частями, пусть ползком и скрипя зубами, но чтобы вы не отворачивались и не снимали с себя ответственность. Бывает так, что неожиданно ваши кредиторы оказываются вашими союзниками и предлагают вам помощь — не в виде новых займов, но в виде советов, или решений, или просто поддержки. Это важно.

Подготовьтесь к переговорам

Невнимание к документам

Когда у меня дело начало доходить до споров и судов, я часто оказывался в ситуации, когда полностью отсутствовали документы, которыми можно было прикрываться. Договорённости были устными, и зачастую они касались больших денег. Документы не особенно требуются в повседневной жизни, но жизненно необходимы тогда, когда ситуация начинает обостряться. Без них ни один суд не принимает объяснения. Определите список документов, важных для вашего бизнеса с точки зрения возможных рисков, и храните их лично у себя, не доверяйте никому.

Это могут быть письма с проставленными входящими номерами, которые вы писали проблемному арендодателю или арендатору, письмо, которое вы писали в налоговую о предоставлении рассрочки на выплаты, расписка в получении денег проблемным сотрудником, который может выйти от вас и направиться в прокуратуру, и так далее. Предприниматели в большинстве своём творческие люди, а работа с документами требует определённых усилий. Но они окупятся сторицей в том случае, если ситуация будет усложняться.

Надежда на юристов

Когда я начал ходить к юристам консультироваться, то обычно уходил с волосами, стоящими дыбом. Мне обрисовывали перспективы, а они, как правило, всегда были не радужными. Друзья, юристы не решают ваших проблем. Они лишь дают информацию и отвечают на поставленные вопросы.

С юристами нужно уметь работать так же, как и с любым другим отделом, периодически определяя задачи, которые могут показаться невыполнимыми. И хорошие юристы всегда смогут найти выход из ситуации или правильную трактовку требующегося решения. Но с ними нужно работать, и работать с точки зрения предпринимателя — человека, который видит картину целиком и может прогнозировать будущее, опираясь на своё видение. Об этом многие не догадываются и приходят как к доктору: пришли — спросили — ушли.

Как бы это странно ни звучало, но если вас завалили трудности — это отличный повод на какое-то время отвлечься от бизнеса. Наслаждайтесь тем, что вокруг вас и не требует оплат и погашения долгов, ведь когда вы начнёте набирать обороты и снова попадёте в тот самый поток, то увидеть эти моменты будет сложнее. Трудности дают нам знания, которые мы бы не получили при других обстоятельствах, и по большому счёту лишь приближают к цели.