…сегодня мы не будем говорить о мотивации как таковой, речь пойдет о причинах спада личной мотивации, об отсутствии трудового энтузиазма, нежелании работать вообще.

Профессионалы.ру, Владимир Якуба


В последнее время часто обсуждается вопрос о методах мотивации персонала. Конечно, мотивацией нельзя пренебрегать. Зарплата, премии, дружный коллектив, удобное рабочее место, внимательный руководитель и т.д.,— все это сказывается на эффективности работы сотрудников. Однако сегодня мы не будем говорить о мотивации как таковой, речь пойдет о причинах спада личной мотивации, об отсутствии трудового энтузиазма, нежелании работать вообще.

Почему случается так, что при приеме на новую работу сотрудник несколько первых недель демонстрирует завидную активность и целеустремленность, а со времени превращается в робота, технично выполняющего механические задания без всякого воодушевления?

Если Вы столкнулись с такой проблемой, то Вам необходимо ознакомиться с причинами спада энтузиазма, а так же способами его восстановления. После чего приступить к практическим действиям.

Почему пропадает энтузиазм?

Новая работа всегда интересна специалисту, он берется за нее с энтузиазмом, предлагает какие-то идеи, старается все поскорее узнать и во всем поучаствовать. Однако спустя какой-то период времени воодушевление пропадает, к работнику приходит понимание того, что руководитель не ценит такую активность, не обращает внимания на пользу, которую приносит работник и, в конце концов, очень мало платит за старания. Таким образом, основными причинами потери трудового энтузиазма являются:

  • работа приносит небольшой материальный доход;
  • руководство не обращает внимания на старания сотрудника;
  • затянувшийся период адаптации к новой работе и коллективу.

Я сам, как руководитель, могу с уверенностью заявить, что ответственность за потерю энтузиазма несут только руководители, которые должны оценивать работу своих подчиненных.

6 этапов потери энтузиазма

1 этап. Растерянность

images (2)Первый этап характеризуется появлением у работника легкого стрессового состояния. Оно еще не сказывается на производительности труда, однако может привести к серьезным последствиям, например, эмоциональному выгоранию, и даже увольнению.

Причиной появления легкого стресса является растерянность, когда работник не совсем понимает, что он должен делать, почему он это делает и почему работа у него не ладится.

Совет руководителям: оказывайте всяческую поддержку новому сотруднику, четко формулируйте распоряжения, либо прикрепите к нему наставника, который давно работает в компании и сможет помочь новобранцу влиться в рабочий процесс.

2 этап. Раздражение

После растерянности наступает раздражение, в связи с отсутствием четких указаний, обозначенных границ зоны ответственности и т.д. У работника появляется чувство собственного бессилия. Он продолжает прикладывать много усилий для выполнения своей работы, чтобы зарекомендовать себя перед руководством, однако всем своим видом показывает, что недоволен сложившейся ситуацией и поведением своего руководителя.

3 этап. «Я знаю, кто виноват!»

47485Сотрудник начинает винить начальника в возникших трудностях. Он подсознательно ожидает, что руководитель ошибется и тогда сотрудник сможет доказать, что прав именно он. Такой озлобленный сотрудник способен утаить важную служебную информация, что может привести к невыполнению важных производственных задач. Не смотря на то, что эффективность работника остается в норме, его отношения с начальником перестают быть сотрудническими.

4 этап. Разочарование

Производительность труда снижается до минимума, полностью пропадает интерес к работе, который восстановить практически невозможно. Единственное, что удерживает работника – хорошие взаимоотношения с сослуживцами.

5 этап. Конец сотрудничеству!

Подчеркивание работником границы своих обязанностей, сужение их до минимума, пренебрежение работой, вымещение своей злости на коллегах,— это лишь часть признаков того, что работник уже перестал ожидать примирения с начальством.

6 этап. «Я ухожу!»

На заключительном этапе специалист, окончательно разочарованный в своей работе, либо увольняется, либо продолжает работать на старом месте, но относится к своей работе, как к ежедневной восьмичасовой пытке.

Каждый этап можно диагностировать и вовремя предпринять ряд действий, которые смогут уберечь сотрудника от потери энтузиазма.

Как восстановить энтузиазм работников?

Чтобы заранее предупредить разочарование, необходимо каждому работнику дать понять, что ему доверяют, его ценят и уважают. Как Вы сами понимаете, материальная составляющая далеко не всегда является ключевым фактором. Ни в коем случае нельзя забывать о моральном состоянии сотрудников, которые находятся в Вашем подчинении.

Чтобы сотрудникам было комфортно работать и воодушевление не спадало, работа всегда должна:

  • приводить к определенному результату;
  • оцениваться руководством и коллегами;
  • давать сотруднику определенную долю ответственности и свободу действий;
  • давать возможность работнику получать обратную связь от руководства;
  • приносить справедливое, с точки зрения работника, вознаграждение.

Естественно, что у каждого из нас собственные предпочтения, однако вышеизложенное описание работы поможет Вам иметь хорошие деловые отношения с Вашими подчиненными. В свою очередь, подчиненные будут максимально удовлетворены своей работой, что послужит причиной появления желания развиваться в своей сфере и продвигаться по карьерной лестнице.

Помимо работы над улучшением условий труда, руководителю следует подумать о других способах мотивации сотрудников на эффективную работу. Например:

  1. Создание творческих групп/бригад, определение в рамках групп рациональной степени ответственности и свободы. Участие сотрудников в управлении компанией, то есть принятие коллегиальных решений в рамках своих групп и вынесение их на рассмотрение начальству.
  2. Введение элементов конкурсности и соревновательности между творческими группами.
  3. Прозрачная системы материальной мотивации, гласность результатов труда, как групповых, так и индивидуальных.
  4. Обеспечение обратной связи с достигнутыми результатами и адекватности их оценки. Чтобы критика воспринималась сотрудником правильно, отрицательные отзывы о работе должны чередоваться с положительными.
  5. Повышение квалификации сотрудников, расширение круга их компетенций.
  6. Работа должна приводить к видимому для сотрудника результату, в этом случае появляется заинтересованность в эффективной работе, повышается ответственность.
  7. Делегирование полномочий, как следствие повышение автономии сотрудников.

Каждый руководитель не понаслышке знает, что люди – очень дорогой ресурс. В них необходимо вкладывать постоянно, и естественно, что если Вы, как работодатель, вложили в него определенные средства, то хотите получить их обратно. Именно поэтому следует обращать внимание на состояние сотрудников и их отношение к работе. В этом случае Вы снизите коэффициент текучки кадров, тем самым уменьшив экономические потери компании.

Сталкивались ли вы с потерей трудового энтузиазма? Как Вы с ним «боролись»?