Если именно вы занимаетесь описание бизнес процессов в компании, то наверняка есть большое количество процессов, с которыми вы не сталкивались в работе, а значит, описать их будет непросто. Непросто по одной причине — вы не знаете, как эти процессы происходят. Поэтому первое, что надо сделать — понять, в чем заключается сам процесс. Для этого существует определенный алгоритм.
Роман Зайцев, управляющий партнер, CEO, deep-vision.one
Описание бизнес-процессов предприятия. Краткий алгоритм
- Определите границы бизнес процесса.
- Выясните, что из себя представляют продукты процесса и что процесс использует в качестве входа.
- Узнайте из каких подпроцессов / операций состоит процесс и составьте простую схему процесса.
- Попытайтесь ответить на вопросы целостного описания бизнес процесса.
- Проверьте полученную схему.
- Дайте другим проверить вашу схему.
- Переходите к этапу подготовки вопросов на основании полученной информации.
Определите границы процесса
На данном этапе границы бизнес процесса можно не привязывать к организационной структуре и структуре ролей. Нас интересует 4 момента:
- С чего начинается бизнес процесс — какое событие является «спусковым крючком», после наступления которого процесс запускается?
- Чем заканчивается процесс — что должно произойти, чтобы мы считали что процесс завершен?
- Что поступает на вход бизнес процесса — какие объекты должны поступить в процесс, чтобы можно было его выполнить?
- Что является продуктом бизнес процесса — что появляется в результате процесса?
К примеру, процесс «Обработка клиентской заявки» имеет следующие границы: Начало процесса — уведомление о поступлении заявки клиента Вход процесса — заявка Окончание процесса — заявка закрыта Продукт процесса — решенная проблема клиента, запись в CRM
В первую очередь, крайне важно определить границы процесса.
Входы и продукты процесса
Узнайте, что поступает на вход процесса. Иными словами, что должно появится в процессе для того, чтобы он мог стартовать. Помимо самого определения, также необходимо понять количественные и качественные характеристики входов. Т.е. нужно знать, какое количество необходимо для начала процесса и какими характеристиками должен обладать объект входа.
К примеру, на вход процесса поступает заявка. Достаточно ли одной заявки для начала процесса? Может да, а может, и нет. Заявки могут обрабатываться пакетами.
Идем далее, заявка должна иметь строго определенный набор информации — нужно знать, что это за набор и каковы требования к его заполнению. На выходе процесса появляются продукты. Продукты могут быть основными и второстепенными. Основные продукты — это то, ради чего существует весь процесс.
Все остальное — второстепенные выходы. Соответственно также нужно понять количественные и качественные характеристики этих продуктов. И что самое важное, нужно знать, какие требования предъявляет последующий клиент этих продуктов.
Одна из основных мыслей процессного подхода заключается в том, что каждый процесс производит продукты. У каждого продукта есть свой клиент, который и задает требования к продукту. Если продукт процесса никем не используется, то процесс является лишним и его следует упразднить.
Иными словами, вы должны четко знать — что, в каком количестве и качестве нужно для начала процесса, а также что, в каком количестве и качестве производится вашим бизнес процессом.
Цепочка процесса
После того как границы и продукты определены, нам необходимо соединить их цепочкой работ самого процесса. Представьте, что начало процесса — это одна точка, а окончание процесса — это другая точка. Между собой они соединены линией. На данной линии располагаются подпроцессы и операции бизнес процесса. Они располагаются в определенном порядке — порядке выполнения в процессе. Вот эту цепочку и необходимо создать. Ничто не мешает это сделать, даже если вы совершенно ничего не знаете о процессе. Сейчас нам нужен лишь основной набросок, с которым вы будете работать дальше.
Используйте знания других людей, логику и доступные источники информации для создания цепочки бизнес процесса. Но только на данном этапе. По возможности постарайтесь самостоятельно разобраться в процессе и максимально детализировать его. Не бойтесь, если цепочка процесса будет сильно ближе к идеальной, нежели к реальной. Как раз с помощью интервью вы сможете преобразовать идеальный процесс в реальной.
Идеальный бизнес процесс — это то, как должен проходить процесс в идеальных условиях.
Говоря о «реальном процессе», я имею в виду, что описанный бизнес процесс соответствует реально выполняемому. Также стоит выделить «необходимые процессы». Это идеальные бизнес процессы, которые изменены в соответствии с жесткими ограничениями бизнеса. Иными словами, это нечто среднее между идеальным и реальным процессом.
Попытайтесь ответить на вопросы целостного описания бизнес процесса. К таким вопросам относятся:
- Какие задачи и в каком порядке выполняются в процессе?
- Кто выполняет эти задачи?
- Сколько времени требуется на выполнение задач?
- Какие документы используются в процессе?
- Откуда появляются данные документы и кто несет ответственность за их предоставление?
- Какие документы и куда должны поступить по итогам и/или в ходе самого процесса?
- Что происходит с документами, когда их жизненный цикл в процессе завершен?
- Какие ресурсы (материалы, инструменты и пр.) и для чего необходимы для осуществления задач процесса? В каком количестве?
- Какие информационные системы используются в процессе? Как они используются?
- Какие показатели процесса отслеживаются? Когда и как они фиксируются, а также как часто их проверяют и кто это делает?
Проверьте полученную схему
Это делать строго обязательно. Есть один нюанс, на который я хочу обратить ваше внимание — после того как вы создали набросок схемы бизнес процесса самостоятельно, отложите его на день-два. Только после этого приступайте к проверке. В нашем деле крайне важно сохранять беспристрастность и свежесть взгляда, что может теряться при длительной работе над одним бизнес процессом. Еще раз поищите информацию о процессе, прочтите то, что еще не получилось прочитать. Откройте модель процесса и пробегитесь по своим записям. Мысленно пройдите все шаги бизнес процесса и удостоверьтесь, что логика стройна и будет понятна другим людям.
Дайте проверить модель процесса другим людям
Одно из важнейших требований к описанию бизнес процесса — простота. В идеале по описанию модели бизнес процесса посторонний человек сможет его выполнить. Так что дайте проверить вашу модель кому-то, кто не имеет к нему отношение. Пусть этот человек задаст свои вопросы. Зачастую таким путем можно найти интересные решения по оптимизации или представлению процесса.
Вторая часть проверки заключается в том, чтобы ее осуществил человек из компании, в которой вы проводите описание бизнес процессов. При этом желательно, чтобы человек имел представление об описываемом бизнес процессе, но не являлся его участником. Таким образом вы проверите модель с двух точек зрения — содержания и ясности. Теперь можно переходить к процессу подготовки вопросов к интервью.
Подготовка к интервью c участниками бизнес-процесса
Естественно, что проведение интервью имеет определенный порядок, требует подготовки и наличия определенных навыков у интервьюера. Давайте разберемся, что же необходимо для его проведения и как сделать его максимально эффективным с точки зрения описания бизнес процессов.
Основой для подготовки к интервью являются результаты, которые вы получили на этапе обработки и анализа документации процесса. Напомню, что итогом работы с документацией должны стать:
- Структура документации.
- Выжимка информации из документов и заметки к ним.
- Набросок модели процесса.
На основании этих документов и данных вы будете готовить вопросы для интервью. Вопросы для интервью можно разбить на 3 основных категории:
- Вопросы по содержанию процесса.
- Вопросы по взаимодействию с другими сотрудниками и процессами.
- Вопросы об особенностях и сложностях в работе сотрудника.
Вопросы по содержанию процесса
Для того чтобы составить максимально подробный список вопросов по содержанию бизнес процесса, нам придется еще раз вернуться к этапу обработки информации. Для того чтобы можно было понять и подробно описать процесс, вам для себя нужно ответить на следующие вопросы:
- Какие задачи и в каком порядке выполняются в процессе?
- Кто выполняет эти задачи?
- Сколько времени требуется на выполнение задач?
- Какие документы используются в процессе?
- Откуда появляются данные документы и кто несет ответственность за их предоставление?
- Какие документы и куда должны поступить по итогам и/или в ходе самого процесса?
- Что происходит с документами, когда их жизненный цикл в процессе завершен?
- Какие ресурсы (материалы, инструменты и пр.) и для чего необходимы для осуществления задач процесса? В каком количестве?
- Какие информационные системы используются в процессе? Как они используются?
- Какие показатели процесса отслеживаются? Когда и как они фиксируются, а также как часто их проверяют и кто это делает?
- И наконец, что является результатом процесса или его основным продуктом? Кто использует данный продукт в дальнейшем?
- Какие еще продукты (второстепенные) появляются в процессе?
Продукты процесса можно разделить на два типы — основные и второстепенные.
Основные продукты — это то, ради чего собственно весь процесс и существует.
Второстепенные — это продукты, которые появляются в результате процесса, но не ради них все затевалось.
К примеру, основным продуктом процесса «Производство пива» является непосредственно пиво. Но существует и побочный продукт, так называемая «дробина». По сути, это остаток после варки и отстаивания ячменного сусла. Кстати, используется в качестве корма для скота.
- Последний вопрос — какие продукты других процессов используются в данном процессе и кто отвечает за их передачу? Иными словами, что поступает на вход процесса, откуда и кто за это отвечает?
Когда вы нашли ответы на все эти вопросы, можно говорить о том, что вы имеете достаточно информации для подробного описания бизнес процесса. Но (и это вполне естественно) вряд ли вы сможете все это почерпнуть из полученной для изучения документации. А значит, именно эти вопросы и станут основой списка для проведения интервью с бизнесменом.
Вне зависимости от того, достаточно информации в полученной документации или нет, вы должны подготовить набросок диаграммы процесса. Из этого наброска сразу возникнут вопросы, связанные непосредственно с задачами процесса и порядком их выполнения. Это значит, что вам предстоит задать кучу вопросов, начинающихся со слов «А что происходит после…?».
Вопросы по взаимодействию с другими сотрудниками и процессами
Следующей группой вопросов являются вопросы, связанные со взаимодействием сотрудника с коллегами в рамках данного процесса и других процессов. Если мы говорим о взаимодействии в рамках одного процесса, то вы должны четко понимать — что, в каком виде, при каких условиях и кому передается в процессе.
К примеру, если вы понимаете что сотрудник передает некую заготовку (информацию, документ, указание и т.д.) другому сотруднику, то необходимо выяснить, как это происходит — из рук в руки или через какой-то механизм? Или передается партия? Или оставляется в каком-то месте? Механизм взаимодействия необходимо понимать детально, так что готовьте вопросы. Это крайне важно, т.к. возможности оптимизации очень часто скрываются как раз в таких моментах.
Если же мы говорим о взаимодействии между другими процессами, то нужно быть абсолютно уверенным, что вы точно можете ответить на следующие вопросы:
- Какие продукты других процессов используются в изучаемом процессе?
- Кто отвечает за передачу этих продуктов на стороне процесса-поставщика?
- Кто и как принимает данные продукты в текущем процессе?
- Сопровождается ли это какой-то документацией или требуется выполнение неких условий?
- Какие продукты появляются в результате текущего процесса?
- Кто использует данные продукты в дальнейшем?
- Как он их использует?
- Есть ли требования к нашему продукту со стороны процесса-клиента?
- Как происходит передача наших продуктов процессу-клиенту?
- Какие особенности существуют в процессе передачи?
Не смогли найти ответы на часть этих вопросов? Смело записывайте их в свой список для интервью. Также добавьте в список следующий вопрос «Как вы взаимодействуете с … (указать имя сотрудника)?» Понятное дело, что такой вопрос необходимо задать применительно ко всем сотрудникам, с которыми взаимодействует наш интервьюируемый в рамках изучаемого процесса. Такой вопрос или его вариации могут дать очень много полезной информации.
Вопросы об особенностях и сложностях в работе сотрудника
Одна из самых полезных категорий вопросов с точки зрения дальнейшей оптимизации. При этом крайне сложно эти вопросы реально подготовить. Но если вы знаете об определенных сложностях, с которыми сотруднику приходится сталкиваться в рамках изучаемого процесса, обязательно запишите эти сложности как вопросы.
Просто начните фразу с «А как вы справляетесь с …» Также в рамках этой группы стоит задать один очень простой вопрос «Что бы вы хотели изменить, улучшить в процессе?» Ставьте данный вопрос в самый конец списка. Возможно, именно он станет настоящей золотой жилой с точки зрения оптимизации бизнес процесса.
В результате смысловой подготовки к интервью у вас должен появиться список вопросов о бизнесе, который включает в себя:
- Вопросы по операциям процесса и порядку их выполнения — А что происходит после … ?
- Вопросы, на которые вы не знаете ответа для полного описания процесса — Кто, что, когда, какие документы, ресурсы, KPI и т.д.?
- Вопросы по взаимодействию в рамках процесса — Как вы передаете отчет А?
- Вопросы по взаимодействию с другими процессами — Кто вам поставляет сырье?
- Вопросы о сложностях и особенностях работы сотрудника в процессе — А как вы справляетесь, когда покупателей очень много?
Подготовку к интервью можно разбить на две части — смысловая подготовка и коммуникационная. То, о чем я писал чуть выше, является смысловой подготовкой. Т.е. вы готовились к проведению интервью бизнес аналитике именно с точки зрения содержания процесса. О коммуникационной подготовке можно прочитать здесь.
Оставить комментарий