Политик компании не менее десятка, а часто больше, и все одни должны поддерживать стратегию и не противоречить друг другу. Рассогласование между ними — одна из наиболее частых причин потерь в бизнесе.

Бреслав Елена


Компания так или иначе проводит следующие политики, которые должны быть согласованы со стратегией и между собой:

Политики Основные вопросы
A.      Клиентская политика: Каких клиентов привлекаем, каких любим и каких – не очень? В чем проявляется «любовь» — обслуживание, цены (см. ниже), скорость, реклама и т.д.
Удерживаем клиентов старых или ориентируемся на весьма вероятное появление новых? Как именно удерживаем и чем привлекаем?
B.      Ценовая политика: Каковы цены компании: высокие (претендуем на лидерство по качеству), низкие (лидерство по издержкам), средние (близость к клиенту, работаем на связях)?
Предоставляем ли скидки? В зависимости от чего, за что? Как рассчитываем?
Когда и/или при каких условиях пересматриваем цены или скидки?
C.      Ассортиментная политика: Какой широты ассортимент поддерживаем? Отслежена ли связь с клиентской политикой? С ценовой политикой?
Если запрашиваемый товар отсутствует, что делаем (отсылаем непонятно куда, отсылаем к конкуренту, срочно пытаемся купить и т.д.).
D.      Политика расходования средств: Как расходуем средства — строго запланированно или допускаем вольности?
Пользуемся услугами каких поставщиков – дорогих, но точных и качественных или ищем подешевле? По каким принципам их выбираем? Выбираем ли вообще или пользуемся привычными связями? По каким принципам их выбираем?

Выбираем ли вообще или пользуемся привычными связями? Или кто подвернется?

То же самое – по отношению к другим контрагентам: реклама, офисные товары, связь, консультанты и т.д.
E.       Политика по персоналу: Каких сотрудников ищем – уже квалифицированных или учим сами? Какие требования предъявляем к новичкам?
Есть ли привилегированные специалисты (работают с определенными клиентами или товаром, поставщиками)?
Какова система оплаты труда?
Насколько сильно нематериальное стимулирование?
Есть ли связь оплаты труда и/или премирования с результатами работы? Какая? Результаты у каждого свои или все привязаны к общему?
F.       Инвестиционная политика: Как определяем, во что вкладывать деньги надолго (принимаем решение о приобретении оборудования, помещений, транспорта и т.д.)?
Как происходит выбор конкретного объекта инвестирования? Что предпочитается – удобство, престиж, низкая цена? Что еще принимается во внимание?
Как обслуживаются потом инвестиции (ухаживаем, бережем или купили – теперь пусть работает)?
G.      Кредитная политика: Кому предоставляем отсрочку платежа, кому – нет? Есть ли возможность получить отсрочку со временем, если сразу она не предоставляется? Разная ли отсрочка для разных категорий клиентов, как происходит перевод клиента из одной категории в другую?
Как взыскиваем задолженность?
H.      Собственная платежная политика: Платим вовремя (при первой возможности, если с деньгами не густо) или тянем до последнего?
Если денег не хватает, кому задерживаем выплаты – поставщикам или персоналу? Если есть поставщики особо важные, указать, как их определяют.
I.         Политика финансирования: Предпочитаем кредит поставщиков или банка? Средства владельцев?
Допустима ли просрочка платежей по налогам? Есть ли возможность договориться об отсрочке их выплаты?
J.        Политика запасов Какой уровень товарных запасов кажется удобным и приятным? Соответствует ли реальный уровень этому эталону?
Как происходит закуп товаров? Кто и как определяет момент закупа?
Как выбираются их поставщики (см. выше), как определяется размер партии?
K.       Политика свободных средств: Что компания делает с временно свободными денежными средствами – вкладывает в основной оборот, во временные проекты, тратит, изымает на нужды владельцев?
L.       ИТ-политика Какая требуется ИТ-инфраструктура и персонал? Какие функции должен выполнять софт, что автоматизируется?

На интеллект-карте ниже можно видеть перечень политик компании, причем политика по персоналу разделена на две: собственно политика по персоналу и политика оплаты труда.

Для многих компаний целесообразно выделить продуктовую политику, особенно для производственных, а также расписать на политики стратегию маркетинга, не ограничиваясь ценовой и клиентской политикой.