Взвешивая возможности использования ресурсов других организаций с возможностями развития собственного производства, руководство предприятия вплотную подходит к решению проблемы «производить или покупать?». Взвешивая «за» и «против» внедрения аутсорсинга, необходимо учитывать различные стимулы к использованию аутсорсинга или к отказу от него. Наконец, существуют чисто эмоциональные причины. Руководство некоторых компаний гордится их масштабами.
Борис Александрович Aникин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой логистики Института управления на транспорте и логистики Государственного университета управления. Элитариум
Взвешивая возможности использования ресурсов других организаций с возможностями развития собственного производства, руководство предприятия вплотную подходит к решению проблемы «производить или покупать?».
На решение «производить, а не покупать», могут повлиять следующие факторы:
- Слишком маленький объем продукции и/или отсутствие заинтересованности поставщиков в ее продаже.
- Требования к качеству так точны или необычны, что необходимы особые методы обработки, которыми поставщики не располагают.
- Гарантированное снабжение или баланс снабжения и потребности.
- Сохранение технологических секретов.
- Снижение расходов.
- Получение преимущества и/или отсутствие простоя оборудования и/или рабочих.
- Обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей корпорации, в то время как поставщики испытывают неудобства из-за нестабильности спроса.
- Отсутствие зависимости от одного источника поставок.
- Вопросы конкурентоспособности, политические, социальные вопросы или вопросы защиты окружающей среды могут вынудить компанию производить изделия, даже если компании предпочтительнее их покупать. Когда конкурент приобретает в собственность ключевой источник снабжения сырьем, это может вызвать адекватные действия. Многие страны настаивают на том, чтобы определенный объем сырья перерабатывался внутри национальных границ. Компания, расположенная в районе с высоким уровнем безработицы, может принять решение о производстве конкретных изделий для облегчения ситуации с занятостью. Часто принимаются решения обрабатывать побочную продукцию для того, чтобы не загрязнять окружающую среду. В каждом из приведенных случаев стоимость может не являться ключевым вопросом.
- Наконец, существуют чисто эмоциональные причины. Руководство некоторых компаний гордится их масштабами.
Решение «покупать, а не производить» чаще всего может быть принято по следующим причинам:
- Желание сосредоточиться на основных видах деятельности.
- Необходимость повышения качества обслуживания.
- Острая потребность в снижении затрат.
- Компании не хватает административного или технического опыта для производства нужных изделий или услуг.
- Избыточное производство может заставить компанию выйти на рынок и даже конкурировать с ее бывшими поставщиками. Это может сказаться на отношениях с другими поставщиками или клиентами.
- Поставщики обладают отличной репутацией, побуждающей потребителя покупать их комплектующие. Как правило, такие комплектующие — это детали с торговой маркой, делающие конечный продукт более привлекательным для потребителя. Производители строительного оборудования или оборудования для горных разработок часто побуждают клиентов назвать предпочтительного для них производителя электрических компонентов этого оборудования и рассматривают такой вариант в качестве преимущественного при продаже их оборудования.
- Необходимость поддержания долгосрочной технологической и экономической жизнеспособности неосновной деятельности.
- Часто трудно отменить принятое решение. Сочетание общего давления и инерции руководства способствует сохранению существующего положения.
- Трудно определить истинные долгосрочные расходы, связанные с решением о производстве. По опыту известно, что когда руководство определенно привержено той или иной политике снабжения, нетрудно построить расчеты таким образом, чтобы оправдать изначальное решение и его реализацию.
- Существует большая гибкость в выборе возможных источников и изделий-заменителей.
- Компании должны определить, где их деятельность по созданию добавочной стоимости является частью основного бизнеса и где они желают отделить себя от других. В последние 10 лет наблюдается тенденция пересмотра решений о производстве или покупке в свете существующей сегодня конкуренции. Эта тенденция наряду со значительными возможностями рынка побудила многих заняться покупкой или поиском внешнего источника снабжения,
- Наличие квалифицированных специалистов по снабжению.
- Процесс приобретения обычно требует меньше накладных расходов.
Взвешивая «за» и «против» внедрения аутсорсинга в практику деятельности компании, необходимо учитывать такой фактор, как успехи, уже достигнутые конкурентами с помощью этого инструмента, и, соответственно, стимулы к использованию аутсорсинга или к отказу от него. Важную роль здесь играет и мнение высшего менеджмента компании, а именно: видит ли руководство реальные перспективы и улучшения, которые несет использование аутсорсинга в каждом конкретном случае? Решение об использовании аутсорсинга всегда связано с определенным риском, а реальность получения немедленной выгоды в виде сокращения издержек вызывает немалые сомнения. Тем не менее использование аутсорсинга сегодня — это объективное требование внешней среды, во многих ситуациях — залог выживания организации.
Какие причины побуждают руководство компании принять решение об использовании аутсорсинга? Это могут быть:
- необходимость сокращения или реструктуризации компании под давлением внешних (как правило, негативных) факторов;
- стремление сосредоточить ресурсы собственной организации на основных видах деятельности;
- необходимость повышения качества собственных продуктов и услуг, их наилучшего соответствия требованиям рынка;
- недостаток либо отсутствие собственных специалистов в отдельных видах или направлениях деятельности;
- недостаток опыта;
- высокое качество продуктов и услуг, технологии и ноу-хау, которыми располагает поставщик;
- привлекательность для потребителя установления партнерских отношений производителя с конкретными поставщиками комплектующих или услуг.
Итак, суть аутсорсинга — разделение труда и бизнес-интеграция на новом качественном уровне. Смысл такого «разделения труда» для отдельно взятой компании — использование услуг высококвалифицированных специалистов и специализированных организаций для выполнения отдельных функций. Результат аутсорсинга — повышение качества конечного продукта или услуги, что, в общем-то, и является целью компании в условиях дифференцированного спроса. В то же время опыт практического менеджмента компаний, ориентированных на аутсорсинг, дает множество не только позитивных, но и негативных примеров. С расширением области применения аутсорсинга для различных по содержанию видов деятельности количество примеров неуспеха аутсорсинг-проектов, возможно, будет увеличиваться. Особенно это касается цели снижения издержек, которая традиционно изначально выдвигается в качестве основной цели использования аутсорсинга. Аутсорсинг не может быть лишь модной тенденцией в практике бизнеса, временной мерой, направленной на оздоровление финансовой ситуации, или средством привлечения клиентов. В противовес мнению ряда специалистов отметим, что успех от использования аутсорсинга не может считаться также и результатом эффективного финансового менеджмента компании. Аутсорсинг требует перестройки мышления высшего менеджмента компании и выработки стратегии, направленной на создание эффективной структуры взаимовыгодных отношений с организациями-партнерами. Разработка и реализация аутсорсинг-проектов предполагает обобщение как позитивного, так и негативного опыта.
Какие причины препятствуют использованию аутсорсинга, несмотря на его возможные преимущества по сравнению с традиционными, «замкнутыми на собственные ресурсы» способами ведения бизнеса? Эти причины можно считать субъективными, если они касаются лишь известной инертности мышления отдельных руководителей, их нелюбви к переменам или личной заинтересованности в сохранении устоявшегося порядка вещей. Но есть и объективные причины, среди них:
- отсутствие необходимой достоверной информации о возможных поставщиках услуг аутсорсинга;
- отсутствие надежного и экономически обоснованного механизма внедрения аутсорсинга на конкретном предприятии;
- необходимость сохранения стратегически важных связей с другими субъектами рынка;
- необходимость сохранения собственного производства под давлением социальных, политических или других внешних факторов.
Понимание сущности процессов аутсорсинга позволяет сформировать целостное представление о современном менеджменте, в основе которого лежат экономическая и технологическая эффективность и рациональность. Делать то, что следует, как следует и с наименьшими затратами — потребность менеджмента сегодняшнего дня, так как конкуренция диктует жесткие условия выживания производителям товаров и услуг. Компании стремятся сохранить однажды занятые позиции, в то время как тенденции развития экономических процессов последних десятилетий от «рынка производителей» к «рынку потребителей» требуют гибкости и адаптивности во всем, начиная с сокращения затрат (в том числе затрат времени) на разработку новых продуктов и заканчивая максимальным соответствием продукта/услуги индивидуальным запросам клиента. Аутсорсинг позволяет компании получить и сохранить необходимые сегодня «степени свободы» в выборе пути развития и обеспечении стабильности функционирования.
Такими «степенями свободы» являются:
- использование современных технологий и ноу-хау, в том числе доступных и конкурентам, без необходимости вкладывать собственные средства в их разработку и освоение;
- использование передовых технологий и методов управления, услуг высококвалифицированных специалистов в отдельных областях, неспецифических для основной деятельности компании;
- сокращение непрофильных активов, вплоть до полного их отсутствия, а также всех затрат, связанных с их содержанием и развитием;
- гибкость и мобильность в управлении активами, повышение показателей деловой активности и финансовых показателей;
- сокращение собственного персонала, в том числе управленческого, изменение структуры затрат на персонал, значительная мобильность в выборе кадровой политики в целом;
- значительное расширение спектра услуг, предоставляемых заказчику, гибкое реагирование на спрос без расширения собственной инфраструктуры;
- своевременное обеспечение необходимой информацией, в том числе маркетинговой, без затрат на содержание и развитие соответствующих подразделений и информационных служб;
- независимость от территориальных и региональных проблем, связанных с функционированием масштабного производства (вопросы охраны окружающей среды, доступности сырья, электроэнергии и других ресурсов, стоимость рабочей силы и т.п.);
- возможности вкладывать средства в развитие тех основных направлений деятельности, которые составляют сильные стороны организации и являются залогом успеха в будущем;
- распределение ответственности и снижение рисков, связанных с внедрением новых проектов, и др.
Риски и возможности, которые скрывает аутсорсинг, связаны также и с теми навыками, которыми обладает компания в сфере управления проектами, так как изменение конфигурации бизнес-системы в результате аутсорсинг-проекта требует тщательной подготовки решений на каждом этапе его реализации. Недостаток компетенции в менеджменте проектов приводит к возникновению новых проблем, среди которых могут быть следующие:
- в результате реализации аутсорсинг-проекта компания теряет ряд преимуществ перед конкурентами в основном виде деятельности;
- постоянные издержки не снижаются в течение длительного времени;
- снижается мотивация собственного персонала;
- снижается качество продуктов или услуг, поставляемых конечному потребителю;
- фактические затраты на аутсорсинг оказались выше, чем затраты на производство собственными силами;
- нанесен ущерб деловой репутации компании.
Существует также ряд возможных проблем, непосредственно связанных с деятельностью возможного поставщика услуг аутсорсинга, увеличивающих риски:
- поставщик услуг (аутсорсер) может стать финансово нестабильным или обанкротиться;
- другая компания может приобрести фирму — поставщика услуг, и отношение этой компании к существующим соглашениям об аутсорсинге может быть резко отрицательным;
- уровень оперативности аутсорсера при исполнении условий соглашения может снизиться, если он заключил одновременно более выгодные и интересные с профессиональной точки зрения соглашения с другими клиентами;
- качество услуг может снизиться до недопустимого уровня вследствие внутренних проблем фирмы — поставщика услуг. Нельзя не обращать внимания на риск, связанный с утечкой коммерческой или даже конфиденциальной информации. Это имеет огромное значение при вынесении за пределы собственной организации финансовых бизнес-процессов, обработки данных о клиентах организации, сведений о персонале. Утечка стратегически важной информации может нанести значительный вред бизнесу, даже в том случае, когда в результате судебных разбирательств удастся компенсировать материальный ущерб.
В каком случае затраты, связанные с достижением успеха аутсорсинг-проекта, будут наименьшими, а долгосрочный эффект этих затрат — наибольшим? Это зависит от множества факторов, но главных из них два:
- принципиальная возможность для менеджмента организации принять решение об использовании аутсорсинга;
- фактор времени.
Время, необходимое для достижения успеха тем или иным путем, наряду с другими «за» и «против» аутсорсинга, играет чрезвычайно важную роль в условиях конкуренции. Иными словами, развивая собственные ресурсы и добиваясь успеха в тех направлениях деятельности, для которых существуют уже оформленные предложения со стороны потенциальных аутсорсеров, руководство компании рискует никогда не добиться того результата, который обеспечит ей реальные конкурентные преимущества.
Оставить комментарий