В каком формате лучше сотрудничать с IT-командами: нанять штатных специалистов или обратиться к посредникам?

Владислав Кармаков, генеральный директор, Siberian.pro, Санкт-Петербург, e-xecutive.ru


Обычно руководители предпочитают создавать, развивать и тестировать IT-продукты силами штатной команды. В других компаниях выбирают для этих целей формат аутсорсинга или аутстаффинга персонала. Давайте разберемся, в каких случаях оправданно набирать штат сотрудников, а когда лучше обратить внимание на другие виды сотрудничества, чтобы оперативно решать разные IT-задачи.

Собственная команда для создания IT-продукта

Такой формат позволяет объединить вокруг себя вовлеченных единомышленников с похожими ценностями, которые будут работать только над вашим проектом и под вашим контролем. Однако придется заниматься наймом, онбордингом, обучением, мотивацией и заменой сотрудников.

Такие издержки обоснованы, если:

  • Продукт уже запущен и точно нужен целевой аудитории. Многие стартапы пользуются аутсорсом разработки на этапе создания MVP и релиза, а после получения инвестиций набирают IT-команду в штат.
  • Проект долгосрочный с годовым бюджетом от 10 млн рублей. В этом случае затраты на налоги, страхование, аренду офиса в будущем окупятся и помогут выйти в плюс.
  • В компании запускается новый проект, и уже есть своя IT-инфраструктура.

Также важно оценить плюсы и минусы перед тем, как собирать собственную команду.

Преимущества штатной IT-команды

  • Хорошая слаженность. Работая вместе долгое время, люди начинают лучше понимать друг друга и учитывать особенности каждого, досконально изучают продукт. За счет сплоченности сотрудники быстрее вникают в новые задачи и быстрее справляются с доработками.
  • Сильная экспертиза. Со временем во внутренних командах вырабатываются свои методы работы, инструменты и навыки.
  • Вовлеченность. Если сотрудников объединяют не только общие проекты, но и внерабочие активности, они сильнее привяжутся к компании. А это значит, что в их действиях будет больше энтузиазма, новых идей и лояльности.
  • Быстрая коммуникация. Работая в одном офисе с одинаковым графиком, обсудить вопросы получается быстрее и проще.

Недостатки штатной IT-команды

  • Большие затраты на содержание персонала. Нанимая собственных разработчиков, понадобится найти дополнительных сотрудников, которые будут обслуживать этот процесс: HR-менеджеров, рекрутеров, офис-менеджеров, бухгалтеров и тех, кто будет продвигать HR-бренд. Плюс затраты на офис, налоги, страхование, больничные, отпускные, фирменный мерч и пр.
  • Найти лидера команды, которому можно доверять, – дело непростое и небыстрое. Для управления IT-специалистами руководителю нужно либо самому хорошо разбираться в технической части, либо найти сильного эксперта, который приведет к результату. Если ошибиться в выборе, можно слить весь бюджет, но так и не получить нужного продукта.
  • Долгий поиск подходящих специалистов. Не так просто найти человека с нужными навыками и опытом, который примет именно ваш оффер. На это может уйти несколько месяцев + время на адаптацию + риск, что сотрудник в итоге не подойдет или сам решит уйти.
  • Нужно платить зарплату, даже когда нет задач и стабильной рабочей загрузки. Работодатель в любом случае оплачивает часы простоя.
  • Человеческий фактор. В процессе разработки могут возникать моменты, которые будут тормозить процесс: кто-то заболел, выгорел, потерял мотивацию или решил уйти прямо перед релизом. И быстро заменить сотрудника будет сложнее.

Формат аутсорсинга для создания IT-продукта

Компания-заказчик делегирует определенные функции и задачи аутсорс-компании на долгий срок и часто без привязки к конкретному проекту. Например, крупные интернет-магазины, ритейл или владельцы стартапов заказывают или дорабатывают мобильное приложение, бэкенд для цифровых продуктов, мобильный дизайн, бизнес-аналитику или отдельные услуги. Бывают ситуации, когда уже идет работа с разработчиками, но отдельно привлекают другого подрядчика, когда нужна дополнительная экспертиза.

К аутсорсингу чаще всего обращаются в трех случаях:

  • Нужно быстро создать MVP для тестирования идеи. Нанимать целую команду в штат на начальном этапе нецелесообразно и слишком затратно.
  • Если не хватает экспертизы внутри компании. Например, существующий продукт быстро растет, требуя специалистов с другим стеком технологий. Чтобы не рисковать, бывает легче отдать какие-то задачи на аутсорс.
  • Разработка – не основное направление работы. Малому и среднему бизнесу бывает достаточно заказать сайт или мобильное приложение с техподдержкой у сторонней компании, чем нанимать для этого целый IT-отдел.

Преимущества аутсорс-команды

  • Нет затрат на содержание персонала. Не нужно платить страховые и пенсионные взносы, покупать оборудование, нанимать обслуживающих специалистов, нет издержек за простой. Если задачи закончились, команда просто переходит на другой проект. Оплата только за результат.
  • Почти нет бюрократии. Не нужно вести документацию по воинскому учету, решать вопросы с трудовыми договорами и зарплатами.
  • Можно быстро найти специалистов под нужный стек и направление работы.
  • Гибкий подход к составу команды. Можно попросить подрядчика быстро заменить или убрать неподходящих специалистов, а если продукт не взлетел или отпала необходимость в услуге, расторгнуть договор.

Недостатки аутсорс-команды

  • Разница в часовых поясах, языковый барьер, если ищете исполнителей в других регионах или странах. Нужно быть готовым к тому, что подрядчики не всегда быстро отвечают на запросы или работают по собственному графику.
  • Есть риск утечки информации. Отдавая задачи сторонней команде, вы предоставляете ей конфиденциальные данные компании и даете доступ к внутренним процессам. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, важно сразу прописать в договоре условия конфиденциальности.
  • Трудно с первого раза найти хорошего подрядчика. Если до этого вы никогда не сталкивались с аутсорсом, можно запутаться в своих запросах и большом количестве разных предложений.

Формат аутстаффинга для создания IT-продукта

Такое сотрудничество предполагает «аренду» конкретного специалиста с определенными навыками и опытом. Заказчик и посредник заключают договор о предоставлении персонала. Сотрудник заключает трудовой договор с компанией-аутстаффером, но работает на территории заказчика – в офисе или в корпоративных мессенджерах, следует его графику работы и правилам.

Аутстаффинг отдельных IT-специалистов обычно подходит в случаях, когда:

  • Нужно внедрить узконаправленную технологию, но нет разработчиков с подходящим опытом.
  • Есть потребность ускорить процессы и запустить проект в срок, но не хватает рабочих рук.

Преимущества аутстаффинга

  • Нужного специалиста можно найти за несколько дней, а подходящего человека в штат придется искать месяцами, особенно на рынке с дефицитом опытных кадров.
  • Заказчик освобождает себя от юридических и административных сложностей. Большую часть кадрового документооборота берет на себя компания-аутстаффер.
  • Гибкое управление сотрудниками. Можно нанять столько людей, сколько нужно, на любой срок. А если сотрудник не подойдет, аутстаффер быстро найдет ему замену.
  • Гарантии. Компания застрахована от ситуаций, когда человек может внезапно уйти или нарушить условия договора. За него несет ответственность аутстаффер.

Недостатки аутстаффинга

  • Сотрудник может не вписаться в проект и корпоративную культуру. Важно, чтобы даже временный специалист быстро влился в работу и нашел общий язык с командой. Бывает, что компания при найме сотрудника на аутстафф не уделяет внимания софт скиллам, делая упор на технические навыки. Но трудности в общении могут нанести не меньший ущерб проекту.
  • «Арендованным» сотрудникам бывает трудно почувствовать себя частью сложившейся команды, особенно, если они регулярно работают на краткосрочных проектах.
  • Можно наткнуться на недобросовестных аутстафферов. Например, они могут резко повысить оплату за сотрудника и за продление договора, если уверены, что компания-заказчик особенно нуждается в услугах. Добросовестные подрядчики обычно прописывают такие детали в договоре и стараются сохранить хорошие отношения, но встречаются и не самые честные компании.

Сначала разобраться в нюансах каждого вида сотрудничества бывает трудно, поэтому мы с командой сделали таблицу, чтобы сравнить все форматы работы.

Как сократить риски при взаимодействии с подрядчиком

Чтобы сотрудничество действительно помогало в работе, а не приносило дополнительный стресс, важно правильно выбрать компанию-посредника. Вот несколько советов, которые помогут отсеять недобросовестные команды:

  1. Смотрите на опыт, кейсы и отзывы. Если компания давно сотрудничает с контрагентами, у нее уже налажены процессы и работа будет идти проще.
  2. Запрашивайте резюме и собеседования. У добросовестного подрядчика всегда есть подготовленные резюме кандидатов и карта компетенций, которые помогут оценить их навыки. А согласие на собеседование – еще один белый флаг, который покажет открытость компании.
  3. Прописывайте в договоре все нюансы. Например, за какой срок подрядчик должен найти замену неподходящему сотруднику или в каких случаях не имеет права поднимать стоимость работы.