Всем хочется работать с творческими личностями, экономить на окладах, оптимизировать рабочее пространство и время, но не все работодатели знают «правила безопасного поведения» с такими сотрудниками. Кирилл Митягин и Николай Зайченко консультируют о возможностях защиты результатов интеллектуальной деятельности в правовом аспекте.

Портал E-xecutive.


Наш опыт показывает, что в российской бизнес-среде бытует с дюжину вредных заблуждений и даже опасных привычек при работе с творческими сотрудниками. Откуда и как они пошли – дело историков, наше дело, как юристов, – назвать их и дать профессиональные (а не любительские) советы.

Заблуждение / опасная привычка Прямая речь Клиентов Как правильно
Сотрудник на трудовом договоре
1. С творческими сотрудниками можно заключить типовой трудовой договор (легко скачанный из интернета) и даже не думать закреплять в договоре специальные обязанности персонала. «У нас штатный дизайнер разрабатывал сайт, до конца не сделал и уволился, унес все с собой, а теперь еще и денег требует». Закрепить в трудовом договоре условия о создании по заданию работодателя результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД):

  • произведения науки, литературы или искусства,
  • программы для ЭВМ;
  • технические и дизайнерские решения и т.д.
2. Хороший способ сэкономить деньги компании и акционеров – не тратиться на оформление своих прав. «Наш автор писал статьи и делал иллюстрации для компании. Позже мы узнали, что эти же тексты (с минимальными изменениями) он продавал «налево» другим интернет-порталам».
  • Внедрить систему оформления прав компании-работодателя на РИД: изобретения, научные произведения, ноу-хау (секреты производства), дизайнерские проекты, изображения товарных знаков, тексты, графики, фото- и видеоматериалы.
  • Учитывать расходы на создание РИД.
  • Ставить на баланс нематериальные активы (далее — НМА).
3. Никогда не выплачивать сотрудникам авторские вознаграждения
(
они ведь даже зарплату не отрабатывают).
«Наш маркетолог потребовал бонус при продаже Клиенту концепции разработанной рекламной компании. Да, он автор, но мы же платим ему зарплату, почему еще должны дополнительно платить как автору?»
  • Заключать с сотрудниками авторские договоры.
  • Разделить оплату труда на части: заработная плата + авторские вознаграждения за творческие решения.
  • Бонус: построение системы мотивации персонала.
4. Отказаться от оформления документов: служебные задания, отчеты об их исполнении, акты передачи результатов интеллектуальной деятельности – это лишняя трата времени и бумаги. Надо верить людям, особенно тем, кто скоро увольняется… «Разработчик нашего программного обеспечения заявил, что права на программу принадлежат ему, так как сделал он ее в нерабочее время. Предъявил многомиллионный иск о выплате компенсации»
  • Разработать систему корпоративного документооборота.
  • Внедрить в компании Систему менеджмента интеллектуальной собственности.
5. Сделать допуск к информации в компании максимально доступным и демократичным для всех. «Сотрудники проработали у нас три месяца, обучились, скопировали нашу базу данных клиентов и открыли свое кадровое агентство».
  • Разработать и внедрить локальные нормативные акты о защите конфиденциальной информации.
  • Установить режим коммерческой тайны и юридическую ответственность (например, штрафную неустойку) за разглашение.
  • Подписывать с каждым сотрудником соглашение о неразглашении информации.
Сотрудник на аутсорсинге (договор подряда или оказания услуг)
6. Приобретать авторские права у юридического лица, не задумываясь ни о чем… «Заказали прототип сайта крупной дизайнерской студии, а они не смогли передать нам авторские права, т.к. у них самих не оформлены отношения с авторами». По действующему Гражданскому кодексу в России Автором результата творческой деятельности может быть только физическое лицо. Получайте права непосредственно у автора или проверяйте цепочку перехода прав.
7. Выплачивать аванс авторам без гарантий, а требования к результату работ формулировать максимально размыто и устно «на словах». «Заплатил за разработку рекламного видеоролика, сроки были нарушены, предложенные варианты не устроили, а аванс мне вернуть отказались».
  • Оформлять письменное техническое задание (приложение к договору) и четко формулировать требования к результатам работ.
  • Брать гарантии возврата аванса.
  • Устанавливать штрафы за просрочку.
8. Доверяй – не проверяй (на антиплагиат). «Под видом своей работы исполнитель нам продал, оказывается, чужие работы, а теперь авторы нас обвиняют в нарушении авторских прав и требуют компенсацию, хотя мы за них сами же заплатили».
  • Проверять на плагиат.
  • Получить гарантии отсутствия нарушений прав третьих лиц.
  • Предусмотреть обязанность компенсации за нарушения прав третьих лиц.
9. Всегда верить устным заверениям контрагента, его репутации и имиджу. «Передали разработчику исходные материалы, посвятили в суть бизнес-модели (идеи), а он ей воспользовался: параллельно сделал собственный проект и зарегистрировал название, домен и уже подал заявку на товарный знак».
  • Подписывать соглашения о неразглашении информации со всеми участниками проекта.
  • Устанавливать ответственность за разглашение информации.
  • Заключать соглашения о неконкуренции.
10. Не беспокойтесь о деятельности за границей. Если уж начали оформлять, то только на Родине! «Зарегистрировали в России товарный знак на свои услуги. Обнаружили, что аналогичный товарный знак уже зарегистрирован на Украине». Регистрировать товарные знаки и объекты интеллектуальной собственности во всех странах, в которых будете вести бизнес.
11. Отказаться от четкого описания целей и результатов совместной творческой деятельности. «Мы заказали авторский тренинг специально для нашей компании, сами принимали участие в его разработке, заплатили дополнительно к обычной цене. Потом оказалось, что этот же тренинг с минимальными отличиями продается другим компаниям».
  • Заключать договоры на «эксклюзивных» условиях.
  • Предусматривать объем, территорию и срок действия приобретаемых прав.
12. Подписать документы можно в процессе работы, главное – не сбавлять скорость работы, а бумажные формальности – только помеха бизнесу, их можно оставить «на потом»… «Начали съемки до подписания контракта с актером. Договорились о цене за съемочный день, а после съемок актер сказал, что думал это цена за одну сцену и требовал оплату за все три сцены. Поссорились, пришлось пойти на уступки (ведь снимать заново с другим актером еще дороже!). Все остались недовольны друг другом».
  • Уделите пристальное внимание оформлению всех документов.
  • Сделайте типовые формы и требуйте от своих исполнителей работать по этим формам (с типовыми формами смогут работать даже сотрудники без «выдающейся» квалификации).
  • Договаривайтесь «на берегу».

Как специалисты, мы твердо знаем: есть типовые ошибки. Есть типовые (и не типовые) решения. При этом многие проблемы можно прогнозировать заранее – до того, как они ударят по вашему бизнесу.

Кто предупрежден – тот вооружен.