Какие кандидаты наиболее востребованы компаниями в 2017 году? Разбираемся вместе с экспертами рынка труда. 

едактор e-xecutive.ru, Москва


В марте-апреле 2017 года кадровое агентство Kelly Services произвело замер настроений работодателей, опросив HR-специалистов, рекрутеров и менеджеров, непосредственно нанимающих персонал. В исследовании приняли участие представители более 200 компаний. Как меняется в них ситуация с кадрами? Около 38% опрошенных заявили, что планируют в 2017 году расширение штата, что радует. На аналогичный вопрос, прозвучавший год назад, утвердительно не ответил никто. Это означает, что российский рынок труда ожидает и вакансий становится больше. Но какими качествами нужно обладать, чтобы получить хорошее рабочее место?

Потенциальные кандидаты не питают иллюзий: 62% из 2200 работников, охваченных другим исследованием Kelly, проведенном в феврале-марте 2017 года, считают, что требования работодателей выросли. А сами работодатели выделяют пять ключевых навыков, сочетание которых гарантирует сегодня успешное трудоустройство.

Насколько приведенные оценки соответствуют действительности? И что за ними стоит? Executive.ru попросил ответить на эти вопросы топ-менеджеров компаний и профессионалов кадрового рынка.

Навык №1. Многофункциональность

Под многофункциональностью имеется в виду способность работать в смежных областях, например, маркетинг и продажи, бухгалтерия и финансы, IT и коммуникации. Действительно, в бизнесе все сильнее укрепляется тренд, когда недостаточно сильных сотрудников (или даже целую команду) меняют на людей, которые могут выполнять разноплановые задачи и совмещать несколько функций.

Руководитель межотраслевой группы рекрутинговой компании «Бигл» Ольга Телегина вспоминает кейс. В команде работали три сотрудника, один из которых не только успевал выполнять свои задачи, но и брал на себя задачи коллег. В итоге компания решила заменить двоих специалистов одним с более высокими компетенциями, и это решение полностью себя оправдало.

Директор по развитию «Апостроф-медиа» Татьяна Ананьева добавляет, что сегодня все больше задач лежат на стыках. Поэтому запросы от работодателей на многофункциональность сотрудников будут только расти: «К примеру, руководитель учебного центра одной крупной компании сам изучил один из языков программирования, чтобы писать запросы в IT-системе самостоятельно, поскольку это ускоряло процесс для получения нужных шаблонов и данных. И это нормально для бизнеса, который очень активно развивается».

Представитель хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Вероника Ноговицина отмечает, что помимо очевидной выгоды (сокращение ФОТ в 1,5-2 раза) для работодателей важно, что подобные кандидаты проще находят общий язык с подразделениями и смежными департаментами, тратят меньше времени на поиск компромиссов и чаще добиваются ситуации win-win. Например, некоторое время назад «Агентство Контакт» искало директора по маркетингу для крупной fashion retail компании, которая потребовала, чтобы кандидаты, помимо глубокого понимания продвижения бренда в разных каналах, знали о связи расходов на маркетинг с доходами и расходами бизнеса, а также понимали специфику работы с департаментами HR и продаж. По мнению заказчика, только такой кандидат сможет принимать решения, всесторонне учитывая интересы компании.

Навык №2. Умение выполнять свою работу лучше других

«Заметно, что по сравнению с 2016 годом важность этого требования снижается, – обращает внимание директор по маркетингу Kelly Services Жанна Волкова. – Это подтверждает еще один важный тренд. Если раньше был важен лучший кандидат в лучшее время, то сейчас нужен нормальный кандидат и побыстрее».

В целом это наблюдение сочетается с аналогичными исследованиями. По прогнозам аналитиков «Работа.ру», в 2017 году количество вакансий вырастет более чем на 10%, а количество резюме снизится на 8%. Это значит, что конкурс уменьшится с 5,3 до 4,2 резюме на вакансию. Однако говорить, что рынок работодателя начинает превращаться в рынок соискателя пока рано. Большинство компаний по-прежнему готовы ждать своего сотрудника, просматривая многих кандидатов. И даже если закрыть вакансию нужно срочно, требования к квалификации никто не будет снижать. В любом случае предпочтение отдается и будет отдаваться соискателям, в которых наниматели видят высокий профессионализм, стремление к совершенствованию и развитию.

Навык №3. Способность брать ответственность

Это базовая компетенция, которая будет актуальна независимо от состояний рынка и уровня позиции. «Среди наших клиентов есть крупный западный работодатель, который проводит с кандидатами кейс-интервью, выявляя возможность самостоятельно отвечать за вверенный участок работы, даже если речь идет о массовых производственных позициях», – приводит пример Ольга Телегина.

Однако в России в 2017 году, по опросу Kelly Services, работодателей, которым остро нужны ответственные сотрудники, не теряющиеся в сложных ситуациях, оказалось на 2% меньше, чем год назад. Динамика, конечно, еле заметная. Но, может быть, действительно, приоритет лидерских качеств снижается? «Сложно с этим согласиться, – сомневается Татьяна Ананьева. – Ответственность за результат – это не функция лидера, а то, что ожидают от каждого человека. Бизнес находится в ситуации развития и конкуренции. Все меньше нужны исполнители, которые только выполняют свою работу, но не берут ответственность. Компании такие процессы предпочитают автоматизировать, а от сотрудников ждут как раз идей и готовности их реализовать».

Надо полагать, что небольшое снижение роли «качества №3» в глазах работодателей можно списать на статистическую погрешность или объяснить завершением острой фазы экономического кризиса. В условиях стабилизации потребность в сильных менеджерах, способных принимать рискованные решения, снижается. И вместо этого, как обращает внимание Жанна Волкова, растет потребность в специалистах.

Навык №4. Умение достигать поставленной цели

Российские компании переходят от процессной системы организации работы к ориентированной на результат, в том числе – к проектной системе. Поэтому способность достигать цели, доводить проект, контракт, продажу до конца – стала одной из важнейших компетенций менеджера и специалиста. Да, по-прежнему есть профессии, для представителей которых важно качественно выполнять текущую работу. Но и в этом случае в оценке качества все чаще используются метрики, позволяющие оценить эффективность.

«Наш клиент, генеральный директор компании, производящей и дистрибутирующей премиальные аксессуары, рассказал о серьезном приросте продаж и доле рынка, который был достигнут за счет изменений отношений с ключевыми и региональными клиентами, – приводит пример Вероника Ноговицина. – Это позволило перевыполнить цели на 2016 год, несмотря на общерыночное падение продаж в данном товарном сегменте».

Заметим, что важность этой компетенции для работодателя зависит от позиции сотрудника и специфики его работы. Если на одних ролях в компании важно, чтобы работник стремился к поставленной цели, то в других случаях необходимы люди, способные грамотно управлять своими процессами. Впрочем, сотрудники, которые выполняют много рутинной работы, также должны стремиться к достижению целей. Просто их цели иного характера: качественное решение задач к поставленным срокам.

Навык №5. Знание иностранного языка

Самый популярный в бизнесе, конечно же, английский язык, хотя, отмечают в Kelly Services, в последнее время есть заказы на кандидатов с китайским. Английский может пригодиться при общении с головным офисом за рубежом, экспатами, иностранными клиентами или поставщиками. А китайский язык нужен компаниям, у которых есть проекты, связанные с этой страной. Впрок кандидатов со знанием китайского никто не берет. «Но Китай становится зоной повышенной активности российского бизнеса как в сфере производства, так и в продаже услуг. Поэтому спрос может расти», – прогнозирует Татьяна Ананьева.

Заметим, что многие компании настроены на выращивание руководителей из собственных сотрудников. Поэтому, даже принимая на работу линейного менеджера по продажам, они отдают предпочтение англоговорящему кандидату. «HR-директор крупной розничной сети, который искал с нашей помощью руководителя отдела обучения персонала, отклонил кандидатуру одного финалиста только потому, что тот не владеет английским, – приводят пример в «Агентстве Контакт». – Это означает, что такой топ-менеджер не сможет самостоятельно анализировать лучшие мировые практики обучения. И появляется риск, что он будет изобретать велосипед вместо того, чтобы оперативно использовать опыт других компаний».

Получается, что незнание другого языка может стать минусом, который перечеркнет все плюсы? Не всегда. Если на конкретной должностной позиции иностранный язык используется каждый день, то компромиссов, действительно, быть не может. Но если речь идет о вакансии, для которой английский просто желателен, то с учетом сжатых сроков ее закрытия работодатель скорее откажется от своего пожелания в пользу других сильных качеств кандидата.