Что происходит на рынке труда в корпоративном секторе, и как удержать свои позиции в компании? Взгляд на ситуацию глазами видавшего виды executive-соискателя.

Станислав Щербаков, исполнительный директор, Москва, e-xecutive.ru


По оценке Центра стратегических разработок, к концу 2022 года существенный рост безработицы будет наблюдаться в 63% субъектах России, а в 16 регионах безработица вырастет относительно среднего уровня за январь-март 2022 года в 2 раза и более, в 53 регионах – в 1,5 раза и более. То есть задача поиска новой работы – это вероятная перспектива для большого количества занятых в настоящий момент.

На Executive.ru достаточно широко раскрыты темы методов и приемов поиска работы, психологической адаптации в условиях неопределенности, источников информации необходимой информации о работе. Есть даже статьи о советах, на которые можно «забить» при поиске работы.

При этом основная же проблема в поиске работы в данный момент – в том, что ее попросту нет.

Как устроен поиск работы в корпоративном секторе

С 2017 года идет неуклонное снижение продуктивных управленческих вакансий на рынке труда, размещенных в открытом доступе. Качественной по всем параметрам работы для управленца объективно становится меньше. А про 2022 год даже и говорить не хочется.

Связано это с тем, что работодатель меняется – происходит укрупнение рынка труда. Фактически корпоративный сектор сейчас – это аналог южнокорейских чеболей (группа фирм, находящихся в собственности определенных семей и под единым административным и финансовым контролем – прим. ред.).  Говорят даже о чеболизации российской экономики. А у данного процесса есть несколько важных следствий:

  • начальников верхнего уровня в принципе нужно меньше; при этом «средний слой» разрастается непропоционально, но «живой» работы там не найдешь, да и компенсации оставляют желать лучшего;
  • увеличивается доля компаний предпочитающих внутреннюю «вертикальную» миграцию подчиненных найму «варягов» со стороны.

Снижение темпов роста экономики в совокупности с чеболизацией приводит к тому, что на первое место выходят такие стратегические модели управления, как механистическая бюрократия в сочетании со школой власти (по Мицбергу). Компаний, переживающих органический, а тем более взрывной рост – все меньше.

В любой «политически» ориентированной компании персонал полностью или частично разделен по «сферам влияния». В центре каждой из которых тот или иной тяжеловес высшего звена.

Хорошая метафора – пирамида со звездой на вершине: внутри такой пирамиды скорость и четкость исполнения указаний руководства ценится больше, чем креативность, а лояльность группе – это высшая и неприкасаемая добродетель. Звезда, как правило, недосягаема, но судьба каждого из членов группы незримо и жестко с ней связана.

В случае если звезда «уходит за горизонт» – вслед за ней «осыпается» и вся пирамида. Если звезда меняет свою дислокацию, вместе с ней на новое место переезжает и пирамида – полностью или частично.

Особняком стоят две категории.

  • Суперэксперты – носители специфических, уникальных знаний/опыта, работа предприятия без которых сильна осложнится или физически невозможна. Это, как правило, не управленцы, а функционалы, обычно – технари, производственники или коммерсанты.
  • Вторая категория – мудрые суперэксперты. Они дополнительно усиливают уникальность своей экспертизы, сознательно концентрируя специфические знания, навыки и опыт в собственных руках, ограничивая доступ к ним со стороны компании и своих подчиненных. Можно также стать суперэкспертом на низовом уровне, как правило, если речь идет о каком-то специфическом навыке в сочетании со сравнительно низкой ЗП. Но этот вариант вряд ли интересует читателей данной статьи.

Остальные, те кто не попал в ту или иную пирамиду – это операционный слой – назовем его так. Как правило, они выполняют основную работу. Должен же в компании кто-то и работать, но при этом – это первые кандидаты на увольнение, например, когда нужно найти «козла отпущения», сократить накладные расходы и т.д. Вне зависимости от личной приверженности компании, ранее затраченных усилий и достигнутых операционных результатов. Очень часто время работы в компании руководителя, попавшего в операционный слой – 3-6 месяцев.

Процессы, связанные с уходом звезд «за горизонт», в настоящее время радикально ускорились. Время такое.

В настоящий момент присутствует огромная конкуренция на рынке труда среди соискателей. Особенно среди «коммодитизируемых» профессий – таких как финансисты, юристы и прочие дженералисты. Как пример – при размещении вакансии руководителя финблока на основном работном сайте нашей страны количество откликов за 48 часов достигло 614 соискателей. При этом многие вакансии размещаются «для галочки», потому что так положено правилами компании. Реальный поиск и подбор осуществляется по внутренним каналам.

Что из этого следует?

  1. Вам нечего боятся, если вы и так хорошо понимаете и блестяще владеете правилами игры, а также если вы суперэксперт.
  2. Все управленцы – элементы той или иной пирамиды.
  3. На открытом рынке труда востребованы суперэксперты или кандидаты в операционный слой.
  4. Более менее устойчивое положение в компании можно найти в структуре одной из пирамид.
  5. Каналы поиска работы через традиционные источники массового подбора подчас не работают. Самые вкусные вакансии закрывают через своих.

Что нужно делать?

  1. Признать что увольнение – это событие, которое может произойти в любой момент вне зависимости от вашей лояльности или включенности в судьбу компании.
  2. Необходимо четко понимать «свою» пирамиду и мониторить не только состояние компании, но и расклад внутриполитических связей внутри. Начинайте активизироваться при первых серьезных признаках того, что ваша «пирамида» зашаталась.
  3. Прямо сейчас нужно выделить бюджет времени на страховку – комплекс предупредительных мероприятий, направленных на «подогрев» рынка труда в части вашей кандидатуры, даже если прямо сейчас вы не ищите работу.
  4. Четко выполняйте все поручения, даже если вы с ними внутренне не согласны, демонстрируйте приверженность и лояльность интересам своей внутрикорпоративной группы не только словом, но и делом. Репутация (хоть и в специфическом понимании настоящего момента) – это самый ценный актив.
  5. Исследуя свою пирамиду, будьте осторожны, приближаясь к звезде. Ее окружение могут воспринять, это как непосредственную угрозу для себя. Помните медицинскую поговорку: «У любого хорошего врача за спиной – маленькое кладбище».
  6. Если вам предлагают релокацию в хорошей компании – соглашайтесь. Как я уже писал, для того чтобы попасть в центральный аппарат, во многих компаниях нужно 2-5 лет «потоптать землю» где-нибудь в регионе.

Как «прогреть» рынок труда?

  • Разместите резюме. Просто пусть будет. Ряд рекрутеров в полупассивном режиме мониторят базу потенциальных соискателей. В их случае работающий потенциальный соискатель – это дополнительный плюс, так как косвенно подтверждает его профессиональную состоятельность.
  • Отслеживайте карьерную траекторию своих знакомых, особенно наиболее успешных.
  • Освежайте базу контактов. Будьте на виду. Особенно важно напоминать о себе восходящим звездам. Поздно наводить мосты с теми кто в зените – как правило, там уже очередь «к телу».
  • «Подсветите вывеску». Займитесь активным продвижением собственного бренда. В идеале вы должны легко гуглиться в Интернете. По моему опыту, серьезного кандидата в первую очередь проверяют в открытых источниках и социальных сетях. Поэтому, берегите свою сетевую репутацию. Если вы серьезный руководитель – остерегайтесь политического и бытового холивара. И поменьше котиков.
  • Заводите дружбу с рекрутерами. Оказывайте им мелкие услуги.
  • Обязательно откликайтесь на запросы рекрутеров по вашей персоне – направляйте резюме, соглашайтесь на интервью – даже если вы не в поиске. Продайте себя по максимуму и в конце укажите, что вы не находитесь в активном поиске, но готовы к конструктивному общению. Возможно, за этим последует предложение, от которого вы не сможете отказаться.
  • Перед тем как войти в тесный контакт с рекрутером выясните по максимуму все о компании, причине увольнения предыдущего руководителя на предлагаемой вам позиции, соберите всю информацию из открытых источников, в том числе отзывы, найдите людей имеющих к компании отношение. Возможно, вас затягивают в операционный слой. В этом случае, скорее всего, вам дадут пару недель, чтобы разобраться, где находится столовая и кофе-машина, а потом начнется жесткая мясорубка. Помните, что рекрутер внутри компании должен закрыть вакансию в операционном слое любой ценой, особенно при высокой его оборачиваемости по кадрам, чтобы самому не попасть «в расход». Проверяйте вся полученную информацию из независимых источников.
  • Находясь в компании, особенно крупной – максимально прокачивайте свою сеть контактов. С одной стороны, чем более вы инкорпорированы в пирамиду – тем больше шансов получить работу при ее миграции. С другой – ваша записная книжка может стать источником вашей экспертизы на новом месте работы.

В любом случае необходимо помнить – карьера в настоящий момент требует самых нестандартных ходов, которые бы выделили вас из общей массы вероятных претендентов на интересной, перспективное место работы.