Вам наверняка приходилось много слышать о корпоративной культуре: «Формируйте культуру, способствующую привлечению талантливых специалистов!» или «Культура — это ценности, а не привилегии!» Есть и удачные лозунги, есть и откровенно глупые. Но ведь можно сформировать здоровую корпоративную культуру, наполнить повседневную тяжелую работу смыслом и целью, а потом пустить все на самотек, не пытаться бороться за эту культуру и в итоге увидеть, как самые непорядочные из сотрудников превращают компанию в арену выяснения отношений и борьбы за власть.

Опубликовано , wrike.com7 Ноябрь, 2016. Статья продолжена публикацией Чем грозит предосудительное поведение в офисе того же автора от 18 Август, 2016


Один из четырех главных принципов скрама звучит как «изменись или умри». Применительно к корпоративной культуре его можно сформулировать как «поддерживайте культуру, а иначе ваш сад зарастет сорняками». Потому что вы не сможете удержать талантливых сотрудников в токсичном окружении, где недопустимое поведение остается безнаказанным.

Вот десять зловещих признаков, на которые стоит обратить внимание и сразу же принять меры, если, конечно вам дорога ваша компания.

1. Анонимные отрицательные отзывы от сотрудников на сайтах типа Orabote.xyz

Плохие отзывы о компании — дело обычное. Но если эти отзывы анонимны и оставлены людьми, которые продолжают у вас работать, спросите себя, что не так? Может, эти сотрудники не могут открыто высказать свое недовольство здесь, в офисе, из страха, что им отомстят? Или они пытаются предупредить возможных соискателей, потому что им самим не нравится работать в вашей компании? Или анонимный комментарий для них — единственный способ выпустить пар? Скорее всего, верны все эти предположения. Если у ваших сотрудников нет возможности разрешить проблемы, связанные с отношениями на работе, и если никого из руководства их трудности не волнуют, они пойдут критиковать вашу компанию на Orabote.xyz или подобных сайтах с обзорами. Так что дайте своим людям альтернативную возможность заявить о том, что их беспокоит. Помогите им быть услышанными внутри компании.

2. Сплетни, злословие и пассивно-агрессивное поведение

Одно дело — выйти из себя и наговорить лишнего на частном канале Slack и совсем другое — оставлять пассивно-агрессивные комментарии на «общей территории», например, в приложении для управления проектами или в общем чате в Skype. Когда профессиональная вежливость и конструктивная критика заменяются оскорблениями, перебранками, сплетнями, расистскими или сексистскими замечаниями или откровенной травлей, о какой корпоративной культуре может идти речь?

3. Эффективные сотрудники уходят от вас в поисках лучшего

Если с корабля начинают бежать ваши лучшие специалисты, значит, дела ваши плохи. Возможно, эти люди просто отработали свои два года (два года — это средний стаж работы в компании представителей поколения двухтысячных), но если сразу несколько сотрудников увольняются по собственному желанию, имеет смысл выяснить причины. В первую очередь внедрите практику проведения бесед для выявления причин ухода. Даже если большинство увольняющихся сотрудников будут с вами не до конца откровенны (люди обычно побаиваются жечь за собой мосты), вы узнаете хотя бы часть правды, за которую сможете уцепиться. Возможно, вы обнаружите такие проблемы, связанные с управленческим составом, о которых даже не подозревали. Ведь люди не просто уходят из компании. Они уходят от своих начальников .

4. Изолированная работа сотрудников

Налажено ли у вас сотрудничество между подразделениями для выполнения важных проектов? Или каждый отдел работает независимо от остальных (что иногда приводит к выполнению двойной работы) и никогда не делится ресурсами? Если возможности для совместной работы или общего доступа к информации ограничены и у вас нет специальных инструментов, поддерживающих культуру сотрудничества, будьте очень осторожны. Вы можете столкнуться с теми же проблемами, которые привели компанию General Motors к многомиллионным убыткам из-за отзывов бракованных автомобилей несколько лет назад. Если ваши люди работают разрозненно, поинтересуйтесь причинами. Возможно, им просто не хочется выходить из зоны комфорта? Или они яростно оберегают свою область знаний? В любом случае ситуацию надо менять, или она повлияет на показатели прибыли.

Если вам нужен инструмент для совместной работы, который поможет вашим специалистам наладить сотрудничество с представителями других подразделений компании, попробуйте Wrike.

Послесловие 2021: сейчас сервисов для совместной работы, в т.ч. внутри компании, намного больше — и ряд из них сильно функциональнее Wrike. Кое-то полезное можно почитать на нашем сайте.

5. Недопустимое поведение не пресекается

Если вы сожмете тюбик, из него выдавится паста. Если вы усиливаете давление на своих подчиненных, происходит нечто подобное. И если при этом руководители закрывают глаза на неэтичное или сомнительное поведение, сотрудники начинают считать его приемлемой частью рабочей культуры. В итоге возникают ситуации, как в компании Zenefits, где культура экстремально-тяжелого труда и таких же экстремальных развлечений соседствовала с неэтичными методами ведения бизнеса. Или в компании Tinder, оказавшейся в центре скандала из-за выяснения отношений между бывшим директором по маркетингу и основателями компании. Если не ухаживать за садом, он зарастет сорняками.

6. О льготах говорят чаще, чем о целях

Просматривайте публикации в сети с упоминаниями вашей компании и условий работы в ней (в том числе отзывы на соответствующих сайтах). В чем заключается их главная мысль? В том, как людям нравится их работа? Или писатели/обозреватели упоминают лишь бесплатные обеды, столы для пинг-понга и вечеринки по пятницам? Если льготы ставятся выше, чем ценности или стратегические цели компании, это должно заставить вас насторожиться. Пора выяснить, что на самом деле думают ваши сотрудники о целях компании.

7. Подковерные игры

Как ваши сотрудники добиваются повышения? Эффективной работой? Если да, то есть ли у вас система оценки достижений сотрудника и четкая перспектива служебного роста? Или сотрудники прокладывают себе путь наверх интригами, ублажением начальства, подхалимством и лестью, а то и напрямую подставляя своих коллег? Если у ваших сотрудников нет перспектив, нет законной возможности продвинуться по службе, они будут или пытаться обмануть систему, или уходить в другие компании с более благоприятными возможностями для карьерного роста.

8. Кто-то остается в стороне

Расспросите своих подчиненных. Есть ли среди них те, кто не включен в процесс принятия важных решений? Пользуются ли удаленные сотрудниками таким же уважением и моральной поддержкой, как и работающие в офисе? Участвуют ли в командных мероприятиях люди, у которых проблемы со здоровьем? Не случилось ли так, что единственные получатели бонусов и льгот в вашей компании — это агрессивные специалисты по продажам? Старайтесь, чтобы никто не оставался в стороне, а иначе вы столкнетесь с неизбежными обидами.

9. Отсутствие прозрачности в управлении компанией

Корпоративная культура насаждается сверху вниз. Если прозрачность информации — одна из ваших основных ценностей, позаботьтесь о прозрачности решений и действий высшего руководства. Вы делитесь с подчиненными информацией о планах по разработке продукции, поисках финансирования или видах на будущее? Или рядовые сотрудники остаются в полном неведении, пока не случится резкая смена курса или не начнутся массовые сокращения? Здоровая корпоративная культура начинается с руководства. Вы не сможете рассчитывать на откровенность сотрудников о том, что касается их рабочей загрузки или возникающих проблем, если руководители не соблюдают правила, которые сами же пропагандируют.

10. Траты денег на то, что не нужно сотрудникам

Много ли вы расходуете на поддержку мотивации персонала? Ваши корпоративы доставляют людям радость или воспринимаются как нудная обязаловка? Когда вы принимаете решения об организации мероприятий, расположении офиса или заказе обедов, вы действительно учитываете желания сотрудников или просто выбираете вариант подешевле? Вы оплачиваете дорогу удаленным специалистам, чтобы они могли приезжать в офис из других городов и общаться с коллегами? Вы пытаетесь развивать чувство принадлежности к коллективу? Предлагаете ли вы достойную зарплату талантливым соискателям? И самый важный вопрос: что важнее всего для ваших людей? Найдите ответ и потратьте деньги, чтобы дать им именно это. Взамен вы получите команду мотивированных специалистов, готовых работать с полной отдачей на благо компании.

Восстанавливайте свою культуру — возможно, пришло время избавиться от токсичности

Если вы заметили какой-нибудь из этих признаков в своей компании, значит, что-то у вас идет не так или ваши сотрудники недовольны. А счастливые сотрудники повышают прибыльность компании: они в десять раз реже берут больничные, чем их несчастливые сослуживцы, в шесть раз более энергичны и в два раза более продуктивны, а их стаж работы в компании обычно длиннее в два раза. И это приводит нас к вопросу: а вы повышаете прибыль компании, борясь за лучшую культуру?

Чем грозит предосудительное поведение в офисе

Предосудительное поведение в офисе гораздо шире того, что запрещено законом. Сюда относятся такие нарушения профессиональной этики, как указание неверных сведений в табели учета рабочего времени или в отчете о расходах, пьянство или прием наркотиков на рабочем месте, хакерство, просмотр порнографии на рабочем компьютере, получение взяток или откатов, работа на конкурентов, продажа конфиденциальной информации компании и т. д.

Но как насчет более обыденного поведения? На сайте Glassdoor перечислены пять наиболее распространенных проступков: перекладывание вины на окружающих, постоянное недовольство, присвоение чужих заслуг, служебные романы между женатыми сотрудниками и распускание сплетен. Интернет-издание CareerBuilder зашло еще дальше и опросило 5500 американских специалистов о том, с какими примерами предосудительного поведения они чаще всего сталкиваются на работе. Некоторые их ответы могут выглядеть немного странными, но они не менее показательны:

Если взглянуть на некоторые примеры, можно подумать, будто речь идет о шалостях учеников начальной школы. К несчастью, это поведение, которое часто демонстрируют взрослые люди, профессионалы.

К каким последствиям для бизнеса приводят предосудительные поступки?

Идет ли речь о нарушениях профессиональной этики или о постоянных жалобах, главная проблема заключается в том, что такое поведение заразительно. Стоит кому-нибудь запустить единственную сплетню за обедом, и вы оглянуться не успеете, как сотрудники начнут сбиваться в кучки и с притворным ужасом обсуждать неприличную фотографию, якобы увиденную кем-то на мониторе одного из коллег. И если не задушить эти сплетни в зародыше, они расползутся по всей компании. Потому что распространение сплетен станет частью корпоративной культуры. Вы помните, что корпоративная культура — это воплощение в жизнь ценностей компании? Если не пресекать плохое поведение, оно станет всеобщим. И последствия могут оказаться очень серьезными для всей вашей организации.

Вот два примера таких последствий.

1. Потеря клиентов

Если клиент сталкивается с невежливым или грубым обращением со стороны любого из представителей вашей организации, он очень скоро перестанет быть вашим клиентом. А если его опыт общения с вами окажется слишком травмирующим, он не только перейдет от вас к другой компании, но и постарается подорвать вашу репутацию в социальных сетях.

Допустим, ваш сотрудник из службы поддержки не выдержал и обозвал клиента дураком. Это приведет к потере не одного, а множества потенциальных клиентов, как только в Твиттере появятся скриншоты этого злополучного чата. В общении с клиентами грубости быть не должно. Помните: при каждом разговоре на кону стоит репутация вашей организации. Напротив, при правильном подходе безупречное обслуживание может стать важнейшим фактором, отличающим вас от конкурентов. Так что не позволяйте клиентам страдать по вине небезупречного сотрудника.

2. Текучесть кадров

Исследование, проведенное BambooHR, показало, что третьей по популярности причиной слишком быстрого увольнения новых сотрудников оказалось неадекватное отношение начальства. (Кстати, первыми двумя причинами были: изменившееся мнение о новой работе и неоправдавшиеся ожидания)

Отношение к людям, особенно в первые пару недель после их устройства на работу, имеет решающее значение для удержания сотрудников. Как было сказано в одной из статей Forbes, в том, что сотрудники увольняются, виновата не компания, а непосредственное начальство.

Не пресекая предосудительное поведение и не наказывая нарушителей профессиональной этики, вы посылаете всем остальным сотрудникам сообщение о том, что такие поступки разрешены. И очень скоро все вокруг начнут поступать точно так же. Зато порядочные люди (которые по странному совпадению обычно оказываются самыми добросовестными и трудолюбивыми), дружно начнут увольняться, потому что не смогут работать в токсичном окружении. После этого с продуктивностью можете распрощаться. Впереди у вас — мрак и угроза банкротства.

Начинайте прополку немедленно!

Если не ухаживать за садом, он зарастет сорняками. Корпоративная культура нуждается в такой же непрестанной заботе. Как только появляется сорняк, его нужно выдергивать! Обучение и поощрения помогут вам создать организацию, сотрудники которой обходятся без драм и скандалов, а деятельность основана на честности и соблюдении этических норм. Вы обнаружите, что к вам хотят устроиться талантливые специалисты, а те, кто уже работает с вами, не мечтают об увольнении. Тем временем клиенты начнут расхваливать ваши услуги на весь интернет. Не такая уж плохая цена за избавление от сорняков!