Как меняется природа счастья от уровня дохода? Любопытные выводы масштабного исследования Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета.
Елена Агафонова, консультант, Москва, e-xecutive.ru
«Деньги есть – счастья нет» – эту фразу мне часто приходилось слышать от людей разного достатка, социального положения и статуса. И когда я недавно увидела статью о масштабном исследовании взаимосвязи между счастьем, осмысленностью жизни и финансовым состоянием, я не могла пройти мимо.
Очень хотелось понять:
- Есть ли какая-то общая закономерность, или у каждого человека своя индивидуальная история?
- Зависит ли эта история от других факторов, таких как: уровень образования, семейное положение, культурные традиции общества, здоровье, возраст, наконец?
Смысл vs счастье: что важнее?
«Обычно люди думают, что все просто: ты либо счастлив, либо нет», — говорит Дженнифер Аакер, профессор маркетинга и руководитель исследовательской группы высшей школы бизнеса университета в Стэнфорде. Но оказывается, все несколько сложнее. Исследования ее группы показали, что когда люди становятся богаче, они испытывают больше счастья, однако и сама природа счастья также меняется в зависимости от уровня доходов человека.
Аакер более 20 лет пристально изучает взаимное влияние таких сфер, как счастье и осознание человеком смыслов своей жизни. В частности, ее исследования обнаруживали, что само понятие счастья серьезно меняется с возрастом: более молодые связывают его с восторгом, сильными ощущениями, а чем старше мы становимся, тем больше ищем удовлетворенности и спокойствия.
Ее команда проводила интереснейшие эксперименты, в ходе которых одной группе давали задание в течение 24 часов получить больше счастья, а другой – больше смысла. А затем у всех участников спрашивали, как они себя ощущают. Выяснилось, что:
- Погоня за счастьем, не делает людей счастливее.
- Счастливыми себя чаще называли те, кто намеренно стремился привнести больше смысла в свою жизнь.
- Для достижения именно этой цели им необходимо было приложить массу усилий, а также пережить дискомфорт.
Исследования Аакер также показали, что люди, осознающие значимость жизни, ощущают свое счастье дольше. Оно редко носит мимолетный характер. Люди, ищущие большей значимости своего существования, часто решаются выйти за рамки личного благополучия, найти истинные смыслы и поделиться счастьем с другими.
Все ли счастливы одинаково
Буквально пару лет назад Дженнифер Аакер получила возможность использовать в своих исследованиях технологии обработки действительно очень больших данных, и последняя работа ее группы заслуживает особого внимания.
В статье, превоначально опубликованной в издании Американской психологической ассоциации Emotion, исследователь и ее соавторы отмечают, что наличие смысла жизни является более сильным показателем счастья для людей с низкими доходами, чем для людей с большими финансовыми ресурсами. Другими словами, люди с большим количеством денег по факту счастливее, но им сложнее понять, в чем смысл их жизни. Люди с меньшими доходами связывают счастье именно с наличием смыслов — веры в то, что их жизнь имеет цель, ценность и направление. И, что важно, эта связь отмечается в сотнях странах мира.
Ученые начали свою работу с США, где они впервые обнаружили корреляцию между важностью смыслов и ощущением счастья среди людей, чей доход можно обозначить как низкий. Затем они задались вопросом, характерна ли данная связь лишь для американцев, или речь идет о «случайности». Когда команда расширила свое исследование и проанализировала масштабные данные, охватывающие более 500 тыс. человек из 123 стран на шести континентах, то обнаружила те же закономерности, что и в США.
«Результаты почти всегда были одинаковыми как в Соединенных Штатах, так и в большинстве других стран мира. Среди людей с низким доходом наличие смысла жизни более тесно связано с общим ощущением счастья», — говорит Аакер.
Источник изображения gsb.stanford.edu. Карта в исходной версии интерактивная.
На карте выше видны страны, обозначенные голубым цветом разной интенсивности. Во всех этих регионах люди, чьи доходы можно обозначить, как «ниже среднего», видят связь между смыслом своей жизни и счастьем. Лишь в нескольких странах, обозначенных пурпурным цветом, та же связь скорее отмечается у людей с высокими доходами. В странах, обозначенных серым цветом, данные получить не удалось.
Зачем искать смыслы
Поскольку исследования ученых носят корреляционный характер, авторы не могут сказать наверняка, является ли наличие смысла в жизни источником счастья или наоборот. Однако они предполагают, что смысл жизни и счастье взаимосвязаны: «Люди, которым удается найти смысл, испытывают счастье, но те, кто не могут найти смысл, несчастливы».
Почему же наличие или отсутствие смысла в жизни имеет более сильную корреляцию со счастьем для людей с меньшими доходами? Ученые предполагают, что финансовые ограничения создают такое сильное эмоциональное напряжение, которое вынуждает людей пытаться разобраться в своей ситуации. Аакер указывает на другие исследования, которые показали, что «наличие негативного или сложного опыта в совокупности с возможностью его рефлексии — один из способов пересмотреть свой взгляд на жизнь и обрести новые смыслы».
В своей работе Аакер и ее коллеги выдвигают гипотезу о том, что богатые люди имеют больший доступ к «внешним источникам счастья» и поэтому они не полагаются на чувство смысла, «сконструированное внутри». По словам Аакер: «Для богатых людей более эффективным может казаться получение выгоды от тех смыслов, которые они уже реализовывают в своей жизни, не переводя их в категорию “счастье”».
Авторы исследования также отмечают, что опыт крепких отношений и духовности поддерживают ощущение наполненности жизни смыслами для любого человека, и при этом обычно не требуют затрат.
Вместо послесловия
Не знаю, как вам, а мне стало ясно, что:
- финансовая сфера важна, она позволяет ощущать счастье, это медицинский факт;
- между уровнем дохода человека и его желанием размышлять о смыслах жизни существует довольно прямая связь: чем больше денег, тем потребность меньше, или она не проявляется часто;
- богатые люди не обязательно счастливы, просто до определенного момента они не задают себе подобных вопросов;
- достижению материальных целей не всегда сопутствует счастье в других сферах жизни: отношениях, духовном развитии, здоровье;
- смыслы жизни могут меняться с годами, это нормально.
Единственный вопрос, который хотелось бы обсудить – нужно ли человеку выбирать:
- жить небогато и счастливо со смыслом
- или счастливо и богато, но не заморачиваясь смыслами?
Почему мы стремимся к счастью? Приносит ли нам радость обретение смысла жизни? Что говорит современная психология о связи этих понятий и значении для каждого из нас? На страницах Scientific American есть интересный материал известного психолога Скотта Барри Кауфмана, в котором учёный разбирается, что такое счастье и смысл жизни, и может ли быть между ними компромисс. Моноклер перевёл статью Кауфмана и публикует этот краткий экскурс в психологию с зарисовками несчастной, но содержательной жизни и счастливого, но бессмысленного существования.
Скотт Барри Кауфман — психолог, автор книг, руководитель научного направления Института воображения при университете Пенсильвании. monocler.ru
Люди могут напоминать других существ в их стремлении к счастью, но поиск смысла жизни является тем, что делает нас человеком.
— Рой Баумейстер.
Стремление к счастью и смыслу – два центральных мотива в жизни каждого. Множество исследований (1) в области позитивной психологии показывают, что счастье и смысл, на самом деле, являются основными составляющими хорошего самочувствия. Эти два понятия сильно коррелируют (2) и часто подпитывают друг друга. Чем больше смысла мы находим в жизни, тем счастливее мы чувствуем себя, и чем больше мы испытываем счастья, тем более мы воодушевляемся на поиск новых смыслов и целей.
Но не всегда.
Возросшее количество исследований по этой теме показывает (3), что между стремлением к счастью и поиском смысла жизни могут быть как компромиссы, так и разногласия. Вспомнить хотя бы «парадокс родительства»: молодые люди часто сообщают, что были бы счастливы иметь детей, но родители, которые живут с детьми, как правило, дают очень низкую оценку своей удовлетворенности и ощущения счастья. Создается впечатление, что воспитание детей может негативно сказаться на счастье, но увеличить смысл. Или посмотрим на революционеров, которые на протяжении нескольких лет могут терпеть жестокость и насилие ради великой цели, что в конечном счёте приводит их к большему удовлетворению и ощущению смысла своей жизни и жизни других.
В своей восхитительной книге «Смыслы жизни» («Meanings of Life») Рой Баумейстер использует подобные примеры, чтобы доказать: люди стремятся не только к счастью, но и к обретению смысла жизни. Об этом же говорил выдающийся австрийский психиатр Виктор Франкл, когда описывал свой трагический опыт жизни в концлагере во время Холокоста, и утверждал, что людям свойственна «воля к смыслу.
По этому поводу можно также посмотреть публичную лекцию доктора философских наук Наталии Кузнецовой о теориях счастья — от Аристипа и Эпикура до Канта и Шопенгауэра.
В последние годы ряд экспериментов подтверждает эти тонкие различия между счастьем и смыслом. В рамках одного из исследований (4) Баумейстер и его коллеги обнаружили, что такие факторы, как ощущение связи с другими, ощущение продуктивности, нахождения не в одиночестве и отсутствие скуки способствовали появлению как ощущения счастья, так и смысла происходящего. Тем не менее, ученые также нашли некоторые важные различия в нашем отношении к этим сторонам человеческого бытия:
- Определение своей жизни как лёгкой или трудной было связано с ощущением счастья, а не смысла;
- Здоровое состояние чаще связывают со счастьем, а не со смыслом;
- Хорошее настроение также вызывало счастливые переживания, а не ощущение смысла;
- Нехватка денег больше влияла на ощущение счастья, чем на ощущение смысла;
- Люди, чья жизнь была наполнена смыслом, соглашались, что «отношения дороже достижений»;
- Помощь нуждающимся людям была связана с вопросом смысла жизни, не счастья;
- Глубокие размышления крепко связаны с осмысленностью, а не со счастьем;
- Счастье было больше связано с позицией получателя, а не дарителя, в то время как осмысленность больше коррелировала с позицией дающего, а не получающего;
- Чем больше люди ощущали, что их деятельность была совместима с важными для них темами и их ценностями, тем больший смысл они вкладывали в свою активность;
- Видение себя мудрым, творческим и даже тревожным было связано с вопросами смысла и не имело никакого отношения к счастью (в некоторых случаях даже показывало отрицательную связь).
Похоже, что счастье больше связано с удовлетворением потребностей, получением того, что вы хотите, и общим хорошим самочувствием, в то время как наделение чего-либо смыслом связано с уникальной внутренней работой человека – поиском и освоением собственной идентичности, самовыражением и осмыслением своего прошлого, настоящего и будущего опыта.
Подтверждение этой идеи можно найти в недавно вышедшем лонгитюдном исследовании (5) Джо Энн Айб о влиянии счастья и создании смысла. Её работа преодолевает некоторые ограничения предыдущих исследований из этой сферы, например, опору на опросники участников и оценку счастья и смысла в определённый момент времени.
Эйб анализирует меру счастья и ощущение присутствия смысла в жизни людей, основываясь на еженедельных журналах, которые писались в течение одного семестра. Участникам была предоставлена свобода писать, о чём им хочется, с детальным анализом их мыслей и чувств. Таким образом, данное исследование позволило людям анализировать свои эмоции и осмысливать свой опыт на протяжении времени.
После этого журналы были проверены с помощью компьютерной программы (6), анализирующей текст, которую разработал Джеймс Пеннебейкер с коллегами. Счастье оценивалось по частоте слов, описывающих положительные эмоции (смеяться, рад и т.д.).
Со смыслом немного сложнее. Существует точка зрения (7), что «смысл» состоит по меньшей мере из двух компонентов: когнитивной обработки, включающей осмысление и интеграцию опыта, и компонента цели, который является более мотивационным и включает активное преследование долгосрочных целей, таких как поиск собственной идентичности и преодоление узких эгоистических интересов. Эйб оценивала когнитивный компонент смысла, анализируя частоту причинных слов («например», «потому что», «причина») и слов, связанных с пониманием («например», «понять», «осознать»). Целевой компонент смысла оценивался с помощью анализа частоты использования местоимений третьего лица, которые могли бы указывать на отдаленные перспективы и планы на будущее этого третьего лица.
Что нашла Эйб? Во-первых, результаты показали, что частота положительных эмоций была очень мало связана с оценкой адаптивного поведения испытуемых на стадии реализации их планов (время которого варьировалось от полугода до 7 лет). По факту, положительная эмоциональность была чаще связана с подавлением эмоций впоследствии. Этот вывод согласуется с другими исследованиями, показывающими, что даже если создание смысла связано с отрицательными эмоциями на раннем этапе, это может способствовать большей гибкости и благополучию в долгосрочной перспективе.
Это открытие также демонстрирует потенциальную темную сторону безмятежного счастья. В то время как счастье способно заставить нас чувствовать себя хорошо в данный момент, со временем избегание негативных мыслей и чувств может остановить рост личного развития. В конце концов, для развития личности необходим весь спектр эмоций (8, 9). Существуют также исследования, которые показывают, что долго длящееся счастье порождает в конце концов повышенное чувство одиночества (10) и снижение ощущения благополучия (11).
В противоположность этому, измерения смысла (когнитивных процессов и целей), так или иначе присутствующего в текстах, показали положительную связь с большей адаптированностью экспериментируемых. В частности, склонность к когнитивной обработке коррелировала с твёрдостью характера (страстью и упорством в достижении долгосрочных целей), а самодистанцирование было прочно связанно с благодарностью и хорошим самочувствием и отрицательно — с подавлением эмоций. Более того, взаимодействие между когнитивной обработкой и самодистанцированием дополнительно связаны со степенью адаптации. Есть основания полагать, что создание смысла наиболее влияет на адаптацию, если о будущих перспективах мыслить в категориях третьего лица (он сделает, у него получится и т.д.).
Это исследование уточняет некоторые положения активно формирующейся науки смысла (3). При изучении смысла и его сходства и различия со счастьем важно использовать различные методы. В дополнение к письменному самоанализу и написанию журналов другие исследователи используют аналоги оценок (12) и геномные методы (13). Чтобы получить более полную картину, мы должны смотреть на общие данные, которые мы получаем с помощью всех этих методов.
Хотя это исследование было сфокусировано на различиях между счастьем и смыслом, следует отметить, что оптимальное состояние человека часто зависит от обоих факторов. Как отметил Тодд Кашдан с коллегами, «годы исследований психологии благополучия показали, что люди чаще счастливы, когда они вовлечены в значимые занятия и деятельность, приносящую благо». Действительно, когда мы вовлечены в работу, которая соответствует нашим лучшим сторонам (нашему лучшему «Я»), мы часто отмечаем самые высокие уровни удовлетворенностью жизнью.
На мой взгляд, дальнейшее исследование сходства и различия между счастьем и смыслом может внести существенный вклад в наше понимание заветной точки эмоционального благополучия: этой кажущейся магической комбинации счастья и смысла, основанной на значимости и благе, которая в конечном счёте может привести нас к лучшей жизни. Это было бы действительно значимо.
Источники
- Martin E. P. Seligman . Flourish: A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being (2012 г.).
- Todd B. Kashdan, Robert Biswas-Dienerb & Laura A. Kingc «The Reconsidering happiness: the costs of distinguishing between hedonics and eudaimonia». Journal of Positive Psychology: Dedicated to furthering research and promoting good practice Vol. 3, Issue 4, 2008, p. 219-233
- Paul T. P. Wong «The Human Quest for Meaning: Theories, Research, and Applications (Personality and Clinical Psychology)»
- Roy F. Baumeistera, Kathleen D. Vohsb, Jennifer L. Aakerc &Emily N. Garbinsky «Some key differences between a happy life and a meaningful life». Vol. 3, Issue 4, 2008, p. 219-233.
- Jo Ann A. Abe «A longitudinal follow-up study of happiness and meaning-making». Journal of Positive Psychology: Dedicated to furthering research and promoting good practice (2015).
- «The Psychological Meaning of Words: LIWC and Computerized Text Analysis Methods». Journal of Language and Social Psychology 2010, 29: 24.
- Paul T. P. Wang «A Decade of Meaning: Past, Present, and Future»
- Todd Kashdan (Author), Robert Biswas-Diener (Author), Jeff Cummings (Reader) «The Upside of Your Dark Side: Why Being Your Whole SelfNot Just Your «Good» SelfDrives Success and Fulfillment»/ Audiobook.
- Jo Ann A. Abe. «Differential Emotions Theory as a Theory of Personality Development». Emotion Review, November 18, 2014.
- Mauss, I. B., Savino, N. S., Anderson, C. L., Weisbuch, M., Tamir, M., & Laudenslager, M. L. (2011, September 12). The Pursuit of Happiness Can Be Lonely. Emotion. Advance online publication. doi: 10.1037/a0025299
- Iris B. Mauss, Maya Tamir, Craig L. Anderson, Nicole S. Savin «Can Seeking Happiness Make People Happy? Paradoxical Effects of Valuing Happiness». Emotion. 2011 Aug; 11(4): 807–815.
- Tyler F. Stillman1, Nathaniel M. Lambert2, Frank D. Fincham2, and Roy F. Baumeister «Meaning as Magnetic Force: Evidence That Meaning in Life Promotes Interpersonal Appeal». Social Psychological and Personality Science 000(00) 1-8.
- Barbara L. Fredrickson, Karen M. Grewen, Kimberly A. Coffey, Sara B. Algoe, Ann M. Firestine, Jesusa M. G. Arevalo, Jeffrey Ma, Steven W. Cole «A functional genomic perspective on human well-being». PNAS.
По материалам: «Тhe Differences between Happiness and Meaning in Life», Scientific American
или Почему жизнь без смысла вредит вашему здоровью?
Как правило, все мы воспринимаем счастье как что-то, чего непременно необходимо достичь. Многие психологи отмечают, что возникновение повального стремления к построению так называемой «счастливой жизни» вызвано рядом внешних факторов, к числу которых относятся изобилие книг по самосовершенствованию, всевозможные маркетинговые кампании и различные тренинги с такими многообещающими названиями, как «Формула счастья», «Секреты успеха» и т. д.
Учитывая хотя бы то, что каждые три месяца на Amazon появляется более 1000 книг о том как стать счастливым, можно смело утверждать, что одной из самых актуальных проблем современного общества является поиск синей птицы.
Впрочем, согласно результатам нескольких исследований, проведенных американскими учеными, 4 из 10 граждан сверхдемократичных Штатов «либо не имеют четкого представления о своих жизненных целях, либо относятся к ним совершенно нейтрально».
Известный австрийский психиатр, создатель логотерапии Виктор Франкл (Viktor Frankl) пишет, что «счастье не может быть объектом стремления или погони — оно должно наступить само собой. Все, что необходимо — это иметь основание быть счастливым. Другими словами, постоянное стремление к счастью мешает его возникновению».
Результаты исследований, проведенных учеными Денверского университета, только подтверждают правдивость слов ученого:
«Люди, зацикленные на достижении счастья, на 50% реже переживают положительные эмоции, на 35% меньше довольны своей жизнью и на 75% чаще впадают в глубокие депрессии».
Каждый из нас — просто поскольку он имеет свое собственное представление о счастье — очень часто злоупотребляет этим словом, даже не подозревая, какое влияние оно оказывает на нашу жизнь.
Счастье или смысл — что важнее?
«Быть счастливым — это то же самое, что чувствовать себя хорошо. Смысл же является производной от участия в жизни других людей».
Опросив почти 400 американцев в возрасте от 18 до 78 лет, эксперты в области позитивной психологии сделали несколько весьма занятных выводов. Изучив отношение респондентов к смыслу, счастью и многим другим факторам — таким как уровень стресса, финансовые расходы, проблемы в отношениях с детьми и т. д. — ученые обнаружили, что осмысленная и счастливая жизнь имеют совсем мало общего. Согласно мнению психологов, счастливые люди привыкли «брать», а живущие в поисках смысла — «отдавать».
В сущности, мы счастливы, когда получаем то, чего хотим. Неудивительно, что большинство участников эксперимента, ответившие утвердительно на вопрос о том, считают ли они свою жизнь счастливой, без лишних угрызений совести позволяют себе приобретать все, что пожелают, чаще испытывают положительные эмоции и лучше выглядят.
К сожалению, подобное отношение к жизни может превратится в реальную проблему, если смысл отходит на второй план:
«Счастье без смысла характеризует весьма поверхностную и эгоцентричную жизнь. При этом дела всегда идут хорошо, а все потребности и желания мгновенно удовлетворяются».
По мнению Роя Баумейстера (Roy Baumeister), суть осмысленной жизни человека заключается в следующем:
«Наше существование наполняется определенным значением только тогда, когда мы проявляем заботу об окружающих нас людях. Впрочем, это не всегда делает нас счастливее».
Необходимо также отметить, что человек осознает смысл жизни, рассуждая о прошлом или будущем, тогда как счастье имеет отношение только к настоящему:
«Счастье — это всего лишь момент, который, к огромному сожалению, нельзя “поставить на повтор”. Оно рассеивается так же быстро, как и возникает».
Влияет ли счастье на состояние здоровья?
Ни для кого не секрет, что эмоциональный фон человека отражается на его здоровье. Впервые к таким выводам пришли врачи, проживавшие еще в эпоху античности. Но несмотря на это, психонейроиммуннология как одна из областей медицины начала развиваться только в 1975 году, когда Уолтер Кеннон экспериментально подтвердил наличие связи между эмоциональным здоровьем и самочувствием человека.
Каждый день наш организм вступает в борьбу со всевозможными болезнетворными микроорганизмами, инородными телами и ядовитыми веществами. Но интересно то, что наше эмоциональное состояние оказывает решающее влияние на выбор иммунной системой конкретной защитной реакции.
К примеру, различные виды хронических невзгод, таких как стресс, длительная депрессия или одиночество, способствуют тому, что наш организм на уровне иммунной системы перестраивается в так называемый «режим угрозы», характерными признаками какового являются повышенная активность противовоспалительных генов и повышение уровня антибактериальной защиты.
Результаты недавнего эксперимента Барбары Фредриксон (Barbara Fredrickson) и Стива Коула (Steve Cole), опубликованного в ведущем американском журнале оригинальных научных исследований Proccedings of the National Academy of Sciences (PNAS), показали, что иммунная система счастливых людей настроена точно так же, как и у тех, кто длительное время пребывает в «режиме угрозы». Таким образом, у счастливого человека, чей организм находится в состоянии хронического воспалительного процесса, шансы возникновения серьезных заболеваний гораздо выше.
Фредериксон говорит, что причина потенциальных негативных последствий для здоровья человека кроется не в том, насколько счастливым он себя чувствует, а в том, насколько желание быть счастливым подавляет смысл. К сожалению, это довольно распространенная ситуация. За доказательствами далеко ходить не нужно: 75% участников данного эксперимента сочли свою жизнь «скорее счастливой, нежели исполненной какого-либо значения».
Как найти смысл жизни?
Чтобы стать счастливым, достаточно просто удовлетворить все свои желания и потребности. Понятно, что у всех они разные: кому-то достаточно просто понаблюдать за рассветом, а для кого-то мало оказаться в первой десятке самых влиятельных людей по версии журнала Forbes, но факт остается фактом. К сожалению, со смыслом дело обстоит гораздо сложнее.
Экспертом в вопросах поиска смысла жизни можно по праву считать уже упомянутого нами ранее Виктора Франкла. Мало кто в истории человечества заплатил такую высокую цену за свои убеждения, и чьи идеи подверглись столь жестокой проверке. Впрочем, вполне возможно, что именно поэтому теория Франкла до сих пор не потеряла свою актуальность.
Еще накануне Второй мировой войны ученый завершил разработку теории стремления к смыслу как главной движущей силы поведения и развития личности. Годы пребывания в концентрационном лагере (1942‒1945) стали для Франкла не только испытанием собственного характера, но и возможностью проверить правдивость сделанных ранее выводов. По наблюдениям ученого, «болезни колючей проволоки» не поддавались вовсе не те, кто имел крепкое здоровье, а те, кто знал, в чем заключается смысл его жизни.
В своем фундаментальном труде «Человек в поисках смысла», опубликованном в 1959 году под названием «Из лагеря смерти к экзистенциализму», Франкл пишет о трех способах обрести смысл жизни:
- создать и выполнить работу;
- жить в ожидании чего-то;
- изменить свое отношение к неизбежным страданиям.
1. Создать и выполнить работу
Все свое время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности: он помогал заключенным понять, в чем состоит смысл их жизни, и не сломаться под тяжестью предназначенных судьбой испытаний. В одном из примеров, описанных в книге, речь идет о двух людях, находящихся на грани самоубийства и потерявших всякий смысл существования. Франкл пишет, что он просто напросто помог им понять, что «жизнь все еще ждет от них чего-то». Как выяснилось, одного из них дожидался предмет творчества — серия незаконченных научных трудов.
2. Жить в ожидании чего-то
Для другого мужчины смыслом жизни стал его маленький ребенок, которого тот не видел вот уже несколько лет.
«Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеческим существом или перед незавершенной работой, уже не сможет бросаться своей жизнью. Он знает, зачем ему жить, и найдет в себе силы вытерпеть любое “как”».
3. Изменить свое отношение к неизбежным страданиям
Фраза одного польского сатирика «Если не можешь изменить ситуацию — измени свое отношение к ней» как нельзя лучше отражает суть данного предположения.
Виктор Франкл рассказывает об одном очень интересном случае, произошедшим с ним за долгие годы практики:
«Однажды ко мне обратился за советом пожилой врач-терапевт. Он не мог смириться со смертью своей жены и вот уже долгое время пребывал в состоянии глубокой депрессии. Как я мог ему помочь, что должен был сказать? Воздержавшись от банальных утешений, я задал старику вопрос: “Доктор, а что было бы, если бы вы умерли раньше жены?”. Недолго думая, терапевт сказал: “Она бы очень страдала”. На что я ответил: ‘Вот видите, доктор, какое мучение ее миновало, и это вы помогли ей избавиться от него ценой того, что прожили дольше’. Он не сказал ни слова, только пожал мне руку и молча вышел из кабинета».
Конечно, ни одно их этих предположений нельзя назвать простым, а с некоторыми даже можно поспорить. Но учитывая то, что тема смысла жизни была, есть и будет одной из самых сложных и запутанных философских проблем, отбрасывать какую-то из существующих точек зрения не стоит.
Оставить комментарий