По данным Американского общества по контролю качества (ASQC — American Society for Quality Control), в большинстве компаний всего 15% проблем относятся на счёт рядовых сотрудников. Остальные 85% проблем связаны с работой руководителей.

Елена Романова, Управленческий Шаолинь


«Всякая крупная организация является лишь проявленной тенью одного человека». /Ральф Уолф Эмерсон/

Давайте немного поговорим о диагностике. Это важная штука. 95% успешного управленческого решения составляет точная диагностика.

Что диагностируем? Конечно, ситуации и людей. Ни один процесс в бизнесе не обходиться без человека.

Инструментом для диагностики должен быть сам человек (руководитель), что проводит диагностику, а не подручные автоматизированные средства.

Чем лучше вы разбираетесь в людях, тем меньше ошибок вы совершаете в управленческой деятельности. Тем точнее ваше влияние, тем эффективнее деятельность команды.

Вы возглавляете компанию в 500 человек? Но напрямую вы управляете не более, чем десятком. О них речь и идёт.

Чем точнее вы их диагностировали, тем точнее они подобрали себе подходящих людей. И так до самого низа… Самый младший сотрудник является мерилом вашей способности разбираться в людях. Ошиблись наверху, в команде топ-менеджеров? Эта ошибка обязательно проявится в среднем и нижнем звене и начнёт расползаться-разбегаться.

Ведь, недаром в народе любят шутить, что тараканы руководителя бегают по коридорам компании.

Тараканы руководителя: это его слабые стороны (черты характера или навыки), о которых он может и не догадываться или тщательно скрывать от других (а они всё равно лезут и лезут!). Это его управленческие и диагностические ошибки, а они имеют свойство накапливаться и преобразовываться в кризис. Так что, уважаемые руководители, нам не избежать своего отражения в компании и закономерности: то, что внизу, то и наверху; то, что наверху, то и внизу.

Порой, кому-то неприятно видеть и понимать такую закономерность. Некоторые начинают на меня сильно сердиться, когда я говорю, что компания — это отражение руководителя, первого лица, собственника, предпринимателя. Зачем же сердиться? Ведь, это именно они передали своё ДНК компании, они себя повторили в компании. Компания, как ребёнок, рождённый от своих родителей, повторяет, как лучшие, так и худшие характеристики мамы и папы. За лучшие характеристики можно гордиться… А худшие в чулан не спрячешь, шила в мешке не утаить. Всё равно вылезут наружу и характер, и привычки, и умения и намерения руководителя.

Компания неизбежно отразит внутренние сложности руководителя, которые будут его раздражать. Внешнее отражает внутреннее. То, что внутри, то и снаружи. Описание такого явления известно нам по Евангелию:

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» /Евангелие от Матфея, гл. 7:3/

Более современным, психологическим языком это явление выражается как проекция:

Проéкция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.

структура

В общем, извлекайте пользу из этого явления, принципа:  «Компания! Смотрюсь в тебя как в зеркало».  Это верно, даже, если вы наемный руководитель. Вы не можете попасть в чуждую вам среду. Мы замечаем то, что есть в нас. Нас привлекает то, что есть в нас. Мы берёмся за те проекты, которые находят отклик в нас. Наше окружение соответствует нашему внутреннему содержанию не только сознательному, но и подсознательному.

Если вы приложите чуть больше усилий и станете наблюдать вокруг, вы легко обнаружите проявление этой закономерности: каждый человек находится там, где среда соответствует его сознанию и его уровню бытийности. Он не сможет попасть в условия выше его уровня бытия, просто потому, что не замечает его. А, не замечая, не ценит и не стремится двигаться выше, не столько во вне, сколько внутри себя.

Мы видим только то, что есть в нас. Мы создаём во внешнем мире только то, что есть внутри нас. Так что, стоит ли обижаться, что компания отражает нас самих? Думаю, мы должны радоваться, что у нас есть такая прекрасная возможность увидеть своё отражение в полный рост. Представьте, что вы испачкали лицо и не увидите это, пока не посмотритесь в зеркало. Посмотрелись, увидели, умылись.

Компания, как наше отражение позволяет нам проводить диагностику себя, чтобы увидеть над чем работать. Увидели? Пора умываться, то есть работать над собой — повышать свой уровень бытия (а вместе с ним и тонкие управленческие навыки), чтобы компания начала меняться, следуя за вами.

Если компания по своему уровню развития выше, чем её руководитель (в случае, если это наёмный руководитель, или компания изменилась, пока собственник длительно отдыхал от бизнеса, потом вернулся и, опа! Что-то не то. Компания неуправляема). Итак, если компания по своему уровню развития выше, чем её руководитель, она, или будет его перемалывать, как в мясорубке, ломая и корёжа, грубо трансформируя под себя. Либо выплюнет во внешний мир, оставив в душе, настолько горький осадочек, что ему захочется избавиться от своего детища: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Всё-всё в компании отражает вас, косвенно или прямо: люди, бизнес-процессы, продукты и услуги, корпоративная культура. Это всё имеет прямое отношение к вам. Потому, что начало —  в вас. Вы – начало всему в вашем бизнесе. Началом и следует управлять, совершенствовать его.

Несомненно, что руководитель в компании самый-самый. Самый образованный, самый опытный, самый нужный и самый важный. Почему же тогда руководителю рекомендовано заниматься своим развитием, которое опирается на самопознание? Если он самый-самый…

Можно сказать прямо:

«Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

А можно сказать дипломатично:

«Всякая крупная организация является лишь проявленной тенью одного человека». /Ральф Уолф Эмерсон/

Обе эти мысли хорошо иллюстрируют ответ на вопрос «почему?».

Самопознание и самоосознание, развитие персонального управленческого мастерства, повышение уровня бытия делают отношения с самим собой ясными. А здесь всё просто! Чем больше у вас ясности с самим собой, тем больше ясности в отношениях с людьми, в бизнесе – соответственно, тем меньше сил вам необходимо прикладывать для решения вопросов. Тем лучше у вас здоровье. Здоровье руководителя — это здоровье компании.

Развитие руководителя — это развитие компании.

Чем больше ясности с самым важным и, в тоже время, ненадежным фактором бизнеса, с людьми, тем выше контроль руководителя над тем, что происходит в компании — над всеми видимыми и скрытыми течениями.

Понимая себя и управляя собой, вы развиваете такой полезный навык, как умение добывать ресурсы из текущей ситуации, из стрессов, из каждой мелочи, из каждой удачи и ошибки. Это ваше умение передаётся «воздушно-капельным» путём каждому человеку в коллективе: всегда на интуитивном уровне, а потом и на сознательном. Вы, таким образом, развиваете своих людей, повышаете их уровень бытия, подтягиваете на более высокий уровень, усиливаете их. Вы становитесь тем примером, которого всем так не хватает для личного ориентира.

Со временем, и весь коллектив научается разворачивать энергию проблем, ошибок, тупиков в направлении их разрешения, усиливая не только себя, но и вас, и компанию. Ваше управление становится менее заметным, но всё более точным и эффективным, принимающим во внимание все тонкости управления людьми.

Давайте вспомним, какая главная тонкость в управлении людьми?

Знать, видеть, понимать — что на поверхности, а что «под водой» и в тени? Если «подводная часть» самого руководителя согласована с сознанием и управляема им, он сможет управлять иррациональной частью своих людей, своей команды.
Ведь, абсолютно любая компания не только отражает своего руководителя, она, как живая сущность,  ещё и похожа на человека (см. слайды). Менеджмент научит вас управлять тем, что видно, тем, что «над водой». Для нас же с вами важнее: видеть, понимать — что скрыто и находится в тени, управлять тем, что есть «под водой».

По различным оценкам специалистов бессознательные процессы (подводная, теневая часть) определяют от 80 до 95% психических процессов человека, затрагивая не только его когнитивную сферу (восприятие, память, мышление, воображение), но и мотивационно-деятельностную. Бессознательная часть является не только источником творчества и нестандартных подходов в решении сложных задач, но и главной причиной ошибок, приводящих к финансовым проблемам и технологическим трудностям в бизнес-процессах.

Для любителей рационального подхода есть не очень приятная новость: человеческий фактор невозможно устранить хорошими бизнес-процессами, должностными инструкциями и заработной платой. Эти составляющие решают только часть вопросов.

Человека и отношения между людьми не оцифровать, живое управление заменить на ПО будет невозможно, пока мы с вами люди, а не биороботы.

структура психики руководителя

Давайте вернёмся к началу нашего разговора. Начинали мы с того, что компания есть отражение её руководителя. Предлагаю продолжить мысль Ральфа Эмерсона:

«Всякая крупная организация является лишь проявленной тенью одного человека».

Продолжим её так:

Всякая управленческая команда является проявленной тенью (отражением, проекцией) одного человека. А команды каждых нижестоящих руководителей, только усиливают это проявление, делая скрытое — явным.

В связи с этим немного интересных данных:

По данным Американского общества по контролю качества (ASQC — American Society for Quality Control), в большинстве компаний всего 15% проблем относятся на счёт рядовых сотрудников. Остальные 85% проблем связаны с работой руководителей.

Менеджмент, измеряя трудозатраты, показывает следующие данные: на каждое 1 (одно) действие рабочего приходится 10 (десять) действий руководителя среднего звена.

По данным всё того же Американского общества по контролю качества (ASQC — American Society for Quality Control) от 70 до 85% ошибок в рамках одной компании могут быть исправлены только руководителями.

Итак, зрелость и развитие компании зависит от вашего управленческого мастерства, а мастерство в управлении зависит от уровня бытия (осознанность, управление собой, тонкие навыки). Управление поддерживается мудростью духа.

Крепкий духом смело смотрит в лицо своей компании.

Итак, если хочешь узнать о себе, посмотри на других. Окружающие вам не по душе? Вы разочарованы своей командой? Что же делать? Не надо искать новых технологий. В Евангелии есть готовая рекомендация:

«Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». /Евангелие от Матфея, гл. 7:4,5/

Что ж, пора заняться собой. Только полезно делать это с интересом, а не из-под палки или, потому что это модно. В последнем случае результаты будут плачевные. Не ждите, пока случится кризис, личный, управленческий, чтобы заняться собой. Хотя, как показывает практика, в кризисе люди лучше работают над собой: отступать-то некуда.