Есть супермаркеты, где мы не только самостоятельно подбираем себе товар, но, в ряде случаев, самостоятельно его взвешиваем, и самостоятельно формируем чек для кассы. Есть рестораны, где Клиенты сами готовят себе пищу. И есть магазины формата DIY, где Клиенты сами покупают комплектующие, чтобы собрать “неважно что” дома.

Сергей В. Сычёв, портал ТРИЗ-РИ.


Но выйдем из магазинов и ресторанов.

Пример 1. Если Вы производите много, а соответственно много покупаете у поставщиков сырья, комплектующих и т.д., то поглядите на первые операции своего техпроцесса. Не исключено, что их можно “перебросить” поставщику.

Один из наших Клиентов покупал много алюминиевого профиля для нужд своего предприятия. Он обратил внимание на то, что первую операцию “отрезки в необходимый ему размер” вполне можно было делегировать поставщику. Ранее поставщик продавал профиль стандартных одинаковых размеров. Соответственно, Клиенту приходилось не только выполнять операции отрезки в размер и обработки торцов, но у Клиента образовывался отход, за который он фактически переплачивал, а кроме того, образовывались и совсем даже небесплатные операции по учету отходов, их хранению и последующей ликвидации.

Поэтому Клиент сгруппировал все свои типовые заказы, и предложил поставщику, которому не хотелось терять крупного и постоянного Покупателя, поставлять профиль группами соответствующих размеров. Таким образом, он просто устранил у себя первые технологические операции, перестал “покупать отходы”, а также устранил все бизнес-процессы с этими отходами связанные.

Пример 2. Другой из наших Клиентов организовал бизнес “по продаже снабжения” (так на жаргоне называют продажу товаров, необходимых компаниям для собственного потребления, а не для перепродажи и не для использования в технологических целях). То есть, это достаточно большой (широкий) ассортимент товаров: от запчастей и до канцелярии.

Он организовал большой магазин-склад, где продажи осуществлялись по принципу cash-n-carry – так что Клиенты сами могли бы взять товар и тогда оплатить его на кассе (как в магазине самообслуживания) либо попросить выписать им счет на выбранный ассортимент и тогда забрать после оплаты и/или заказать доставку.

В отличие от обычных магазинов самообслуживания, где Клиенты складывают товары в тележку, в данном случае тележки было использовать затруднительно. Во-первых, потому, что многие товары были тяжелыми и/или объемными, во-вторых, из-за того, что по тем же причинам, на стеллажах были представлены образцы, а отгрузка осуществлялась отдельно, в третьих, потому, что немалая часть Клиентов предпочитала безналичный платеж, и для них надо организовать удобный способ сообщить о своем выборе (который может быть весьма широкий).

Поэтому возле каждого образца были размещены стикеры с наименованием и штрих-кодом каждого товара, а также с указанием единиц измерения (кг, штуки, кв. метры, погонные метры) – так, чтобы Клиент мог просто взять стикер и вписать в него ответ на вопрос “сколько” (в ячейке возле единиц измерения). Таким образом, Клиент просто собирал стикеры тех товаров, которые он выбрал, вписывая в них же количество.

Затем Клиент подходил к кассиру и передавал ему стикеры. Кассир сканировал штрих-код каждого стикера столько раз, сколько указано Клиентом, затем (если Клиент платил наличными) пробивал чек (при этом, заказ появляется и в складской программе) или (если Клиент просил счет) формировал счет и распечатывал его Клиенту.

Клиент, оплативший наличными, получал номер заказа, шел на склад, где видел вращающуюся ленту (как в аэропорту), на которую выкладывались заказы, сам забирал с ленты свои товары и оформлял накладную.

Пример 3. Вы беспокоитесь о том, что Ваш кассир обсчитывает Клиентов. И Вы думаете о том, как за ним следить.

  • Может быть, устранить наличный расчет?
  • Может быть, ввести абон. плату для постоянных Клиентов?
  • Может быть, Клиенты сами будут следить за кассиром? Повесим плакат: “Если при расчете ошибка, весь Ваш обед за счет заведения” … Нет, не так. Разместим большой смайл:) c веселым текстом: «Не дали чек — ЖМИТЕ и получайте ПРИЗ!»
  • Повесим также и камеру (благо они дешевеют) и вдобавок изображение крупным планом будем транслировать прямо на стену (на монитор). Кассир будет показан всем присутствующим.

Пример 4. Вас беспокоит, как используют Интернет Ваши сотрудники? Понятно, что Ваш системный администратор блокирует “нехорошие IP”, но столь же понятно, что “все не заблокируешь”. Да, и сам “мониторинг” не так уж и дешев: надо поверять хотя бы выборочно немало IP-адресов, надо вести “белые” и “черные” списки, надо формализовывать алгоритмы выявления “странного” трафика и всю эту деятельность квалифицированного оплачивать (вместо того, чтобы направить ее на более достойные цели или сэкономить).

А Вы вместо этого повесьте недорогой монитор (можно даже монохромный) в том месте Вашего офиса, где всегда людно. И транслируйте на него в случайном порядке изображения с мониторов Ваших сотрудников с указанием, чей компьютер.

Пример 5. Многие видели, как на футбольном чемпионате Евро-2008 повторы спорных решений судей транслировались в разных ракурсах на громадных мониторах. И дело даже не в том, что десятки тысяч человек это видят. А дело в том, что ощущает судья, понимая, что десятки тысяч человек детально видят его действия/решения, находясь «здесь и сейчас».

Пример 6. Однажды для дружественной кулинарии, находящейся внутри большого супермаркета нами было предложена постоянная трансляция дегустаций прямо в тот зал, где работают кулинары (готовят эти булочки). Представьте, что они чувствуют, когда Клиенты говорят открытым текстом, что булочки невкусные.

Пример 7. Представьте, что в кабинет, где чиновники принимают граждан, постоянно транслируется на мониторы то, что происходит в коридоре. Такая же трансляция (которую невозможно выключить) идет в кабинеты вышестоящих руководителей и на большие мониторы, которые расположены на улицах города (с пояснениями «Кабинет ФМС, сотрудники такие-то, коридор возле этого кабинета…» или «Налоговая инспекция Кировского района, сотрудники такие-то…».

Представьте, что аналогичная трансляция идет в Интернет на специальные сайты или в социальные сети, а граждане на тех же сайтах их комментируют. Каждое утро на планерках чиновникам читают распечатки.

Вы не можете этого сделать в своей стране, но Вы можете это (или аналогичное) сделать в своей компании.

Упростим Клиенту способ пожаловаться. Не все Клиенты будут жалобы писать или вызывать администратора, но простые действия совершат многие, например,

  • нажмут на кнопку «Недоволен»;
  • закатят «черный шар» при выходе;
  • просто выйдут через ворота «Доволен» или через ворота «Недоволен»
  • …………………….

Несложно заметить, что данный прием не только сокращает (иногда, даже полностью устраняет) операционные затраты на контроль, но и устраняет проблему “как контролировать контролера” – эта проблема уходит полностью – ведь сговориться можно только “внутри системы”, а с надсистемой не сговоришься. Поэтому прием так и называется “выбросить контроль в надсистему”.

Однако разберем неконтрольный пример.

Пример 8. Вы попали на крупное предприятие, которое имеет парк служебного и технологического автотранспорта. Причем, не только для езды по городу (или между городами и т.д.), а также внутри завода. Внутренние территории там большие, используется довольно много транспорта, как для перевозки людей, так и для перемещения различного груза.

Традиционно все проблемы на стыке «человек + склад ГСМ» (кражи, затратное администрирование расхода ГСМ, частые ревизии, текучесть кадров, не приводящая к формированию вменяемых работников, соответственно лишний персонал) очень обострены.

Представьте себе, что это Ваши проблемы. Вам их решать. Как Вы поступите?

Помните: Вы не должны думать так: «Как упростить/улучшить работу соответствующих подразделений, например, складов ГСМ?», Вы должны думать иначе: «Зачем нам эти склады?», «Когда мы можем обойтись без складов в этом месте?» И, пожалуйста, поступите аналогично тому, как мы поступили в предыдущих примерах про кассира и не только.

Мы имеем «ресурс» — поток автомобилей, который ежедневно проезжает через ворота предприятия. Кому нужен этот поток?

Например, можно предложить вменяемым владельцам АЗС поставить заправку у проходной (то бишь, у въездных ворот предприятия), а ГСМ и склады ГСМ соответственно выбросить не только в надсистему, но и в прошлое + получить скидку (спец. цену) на топливо (за объем) + получать структурированную отчетность по расходу топлива.

Это не только сэкономит расходы на ГСМ, устранит склады ГСМ внутри предприятия и постоянную головную боль с их охраной, учетом (крадут ведь), с лишним персоналом и т.д.

А можно было бы попробовать «улучшить систему администрирования», но это было бы очень затратной ошибкой. Как видите, “облака” бывают не только в Интернете.

Так что, если Вы хотите упростить какую-либо работу, посмотрите нельзя ли объект, с которым эта работа связана или саму работу “выбросить в надсистему”. Можно не собирать изделие, а продавать конструктор. Можно не готовить бифштексы, а продавать фарш. И не только в Интернете есть “облака”.


Дополнения от Анна Каправчук

Примеры бытовые:

В центре Екатеринбурга есть построенный в 30-е годы комплекс домов под названием «Городок чекистов». Поскольку НКВДэшники — люди дисциплинированные, а коммунизм был близок, в тех домах в принципе не было предусмотрено кухонь и ванн — предполагалось, что питаться все будут в общественных столовых, а мыться в общественных банях.

  • Детские ясли и сады — вынос в надсистему функции ухода/присмотра/воспитания детей.
  • Прачечные и химчистки — вынос в надсистему функции стирки/чистки белья и одежды.
  • Встроенные пылесосы (такие дырки воздуховодов в стенах, к которым в каждой комнате прикручивается шланг с насадкой) — вынос в надсистему функции всасывания/фильтрации воздуха для уборки помещений.
  • Общественный транспорт — вынос в надсистему функции по доставке бренных тел из точки А в точку В.

Наши деды в селе сами себе в праздник и споют и спляшут — и будет весело. А у современных — «разделение труда», вынос в надсистему функции развлечения одних другими.

Проституция — вынос в надсистему функции по… (как бы это пополиткорректнее сформулировать)?

У меня есть гипотеза, что, оценивая «удобство» или «неудобство» города для жизни, обычно мы подсознательно оцениваем то, сколько и каких функций город позволяет «выбросить в надсистему». В маленьких населенных пунктах очень многие функции, привычно надсистемные для больших городов, можно делегировать только друзьям-знакомым-родным — например, функцию ухода за престарелыми/больными родственниками, функцию «автопилота», доставляющего автомобиль пьяного водителя к месту парковки, а его самого — домой.

Примеры деловые:

Использование курьерских фирм и служб экспресс-доставки — вынос в надсистему функции доставки документов/товаров.

Использование бухгалтерских фирм и бюро — вынос в надсистему функции ведения бухгалтерской отчетности.

Запуск на территорию станции скорой медицинской помощи в качестве арендатора автомойки — вынос в надсистему функции приведения в пристойный вид машин скорой помощи. Аналогично — частный шиномонтаж на территории гаража горздравотдела.

У меня знакомый в Израиле работает «приходящим инженером по охране труда и технике безопасности». Тамошнее законодательство обязывает организации, не имеющие собственного инженера по ОТ и ТБ, заключать договор со специализированной фирмой — и инженер этой фирмы и разрабатывает решения для этих организаций, и еженедельно инспектирует соблюдение норм и правил. Например, каждый вторник он работает в пятизвездочном отеле.

Еще одна гипотеза: степень развития бизнеса в стране косвенно может определяться по тому, какие непрофильные функции есть кому отдать на аутсорсинг. Т.е. может ли предприниматель сконцентрироваться на «главной полезной функции» своего бизнеса, есть ли у него возможность получить своевременно и достойного качества услуги по выполнению непрофильных функций — от клининга до складской логистики, или он сам вынужден быть «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Ответ С. Сычева: Обратите внимание: в 7-ми примерах из 8-ми выше НЕ описан аутсорсинг. Т.е., никакого подрядчика, которому надо что-то платить, нет.