Вы, наверное, уже сталкивались с дискуссиями по теме Agile в интернете… То рассказывают про Scrum – революционный метод управления проектами, то говорят, что Agile у нас не завелся. Со стороны всё это выглядит как минимум непонятно.
Поэтому давайте разбираться вместе, о чём говорят все эти люди вокруг.
«Если в вашей статье про Agile ни разу не упоминается Герман Оскарович Греф, то шансы на её цитируемость в интернете драматически снижаются».
Рассказывает Слава Цырульник:
Agile — прилагательное
В переводе с английского языка, agile (эджайл) — гибкий. Поэтому все эти фразы, которые я встречал за последнее время в интернете:
- управление проектами в стиле Agile;
- Agile-манифест;
- Agile у нас не заработал;
- стань первым Agile-маркетологом в России,
можно перевести, как:
- “управление проектами в стиле гибкий”,
- “гибкий-манифест”,
- “гибкий у нас не заработал”,
ну и очевидно, что йоги-маркетологи – новый тренд, который только-только идет в Россию…
А гибкий-манифест, – вы можете себе такое представить? Наверное, это кусочек пергамента, который умеет танцевать на столе.
Понимаете к чему я? Люди вокруг говорят странные фразы, при этом у них горят глаза и они спешат внедрить Scrum. Страшно!
Так, а что же там за Манифест?!
Более 15 лет назад группа профессионалов, разрабатывающих программное обеспечение, собралась на горном курорте обсудить методики и практики, которые позволяют им создавать программные продукты, востребованные конечными пользователями.
Они описали ценности и принципы, которые лежат в основе создания программных продуктов, в документе под названием – “Манифест гибкого подхода к разработке программных продуктов”.
Да, они сами используют сокращенный вариант Agile Manifesto, но за этой фразой скрывается именно набор ценностей и принципов, которые являются фундаментальными для большого количества методик и практик, помогающих создавать качественные и востребованные программные продукты.
Перевод – ответственная работа
Потеря контекста при переводе иностранной литературы – это серьезная проблема, которая формирует неверное представление о сути у читателя.
Простой пример.
Что вы запомните из этой фразы? Наверное, “Agile-манифест”, а вспомните ли вы, что это про разработку программных продуктов? Надеюсь! 🙂
А вот призёр — первое место, золотая медаль на конкурсе по потере контекста в процессе перевода.
В оригинале книга называется “Scrum — the art of doing twice the work in half the time”, что практический любой бесплатный электронный переводчик переведёт как “Scrum — искусство делать вдвое больше работы в два раза быстрее”. Ни слова о проекте.
Scrum вообще не про проекты. Увы и ах.
Давайте назад к ценностям в манифесте!
На самом первом месте, конечно же, человечность.
Чтобы создавать востребованные и качественные продукты, нужны в первую очередь знания из гуманитарных областей. Потому что создают продукты живые люди.
Кстати, позвольте придерусь к первой ценности в русскоязычном манифесте…
В оригинале на месте слова “важнее” стоит слово “over”, которое дословно переводится как “над”.
То есть дословный перевод – “Люди и взаимодействие НАД процессами и инструментами”.
Да, на русском языке фраза достаточно странная, но в данном случае перевод мог бы быть: “Люди и характер их взаимодействия определяют необходимые процессы и инструменты”.
Agile — про создание программных продуктов?!
Не просто про создание программных продуктов, а про создание продуктов для которых не существует чёткого и понятного плана “как сделать это правильно”.
Такой план невозможно составить, например, если у вас:
- продукт, которого ранее не существовало на рынке (не подтверждена ценность идеи и нет достоверной информации по размеру рынка);
- технологически сложный продукт, который нельзя собрать из набора готовых компонент.
А может ваши гипотезы о назначении продукта вообще находятся в такой области, где рынок еще не успел сформироваться?
Погодите, погодите, то есть все эти практики и методики не имеет смысла применять в других областях, например – в продажах и маркетинге?
Применять-то их можно, но нужно чётко понимать целесообразность этого процесса. Об этом еще поговорим! 🙂
Всё, уже можно про Scrum?
Нет, но уже скоро….
Казалось бы, надо просто прийти с манифестом к своей команде и сказать – читайте и становитесь гибкими, тут всё вроде понятно написано.
Так не работает. 🙁
Agile нельзя внедрить в организации, да и эта фраза лишена всякого смысла. Как можно внедрить ценности, как можно внедрить другое отношение к людям и процессам?
Нужно объединить людей, которые видят смысл в описанных ценностях, и помочь им освоить те самые практики из мира Agile, которые позволят им создавать восхитительные продукты.
Давайте называть такой процесс… трансформацией!
Трансформация компании
Компания – это в первую очередь живой организм. На первый взгляд может казаться, что это иерархическая структура, но на деле – экосистема из большого количества социальных и профессиональных связей.
В каждой компании, которая достаточно давно на рынке, есть определенная сложившаяся культура — свои ритуалы, понятия, формальные и неформальные правила и т.д.
Кстати, когда запускается процесс трансформации — переход из состояния “Культура А” в состояние “Культура Б”, мы же не хотим чтобы наш пациент того… ?
Фундаментально, существует два пути изменить что-либо:
- построить всё заново с нуля;
- плавно меняться, аккуратно убирая или заменяя те участки системы, которые препятствуют положительным изменениям.
Scrum!
В чем разница между отрядом рядовых солдат в армии и группой спецназа?
Спецназу вы можете поручить задачу “освободить здание от преступников, сохранив жизни максимальному числу заложников”, а рядовым солдатам вы такие задачи побоитесь ставить (надеюсь).
Так вот Scrum — это про спецназ. И чтобы сформировать отряды спецназа в своей компании, вы должны приставить к ним наставника, который не будет им поручать копать окопы, а будет помогать им вырастать во взрослых ребят, способных:
- брать на себя ответственность;
- признавать свои ошибки;
- поддерживать коллег;
- достигать цели, поставленные команде.
При этом то, как эти цели будут достигнуты – решает команда, не наставник, не заказчик и не конечный потребитель.
В больших компаниях, со сложившейся корпоративной культурой, неправильный подход к формированию Scrum-команд может убить организацию. Потому что если вы не отменяете старые правила, и при этом дополнительно навязываете новые ритуалы — вы опустите мораль команды до нуля и потеряете её.
Простой пример – компания не отменила персональные KPI, и запускает Scrum. Но в Scrum ответственность командная, вот и “приехали” 🙂
На практике, успешные истории трансформации компаний с помощью Scrum:
- либо отмена текущих правил для части коллектива, которая сама проявила инициативу попробовать Scrum;
- либо создание Scrum-команд из новобранцев, для которых изначально не действуют старые правила.
Так что Scrum это про ломать то, что есть (если есть), и строить с нуля. Это абсолютно точно не плавный переход, а серьёзная встряска, и к этому вопросу нужно подходить с полной осознанностью.
Kanban
С тем как сломать и построить заново всё понятно – искать квалифицированного Scrum-мастера (или своего воспитывать), выявлять инициативных желающих, формировать команды и вперёд на ежедневные тренировки!
Но можно не ломать, а менять последовательно.
В интернете часто упоминается фраза “Канбан-доска”, увы, к реальному Канбану она имеет крайне отдаленное отношение.
Канбан — это метод плавной трансформации, который позволяет вашей компании перейти с уровня “хаос” на уровень “баланс”, потом научиться управлять качеством предоставляемых услуг, а потом и вовсе превратиться в устойчивый бизнес.
Канбан — про правильные процессы. Правильные — с точки зрения достижения целей вашей организации. Рельсы, на которых ваша организации будет уверенно двигаться вперёд.
Так что не спешите бежать сломя голову в Scrum, как минимум познакомьтесь с плавными методами трансформации 🙂
Кроме Kanban, есть еще Геймификация, Холакратия и много других не менее интересных тем, с которыми стоит как минимум обзорно познакомиться.
Важно понять одно – сначала надо разобраться в наборе всех этих практик, а то может произойти Scrum головного мозга 🙂
Оказывается, Agile — сложно?
Верно, но как правило для больших неповоротливых компаний.
И как правило о трансформации большие компании задумываются только после серьезного кризиса (и если они его переживут), или если чувствуют, что конец где-то рядом.
Многие недоумевают, почему такие огромные деньги инвестируются в стартапы.
Ответ-то простой – стартап (как правило) гибкий и быстрый от природы. Мотивированная команда, которая свято верит в свои идеи, имеет намного больше шансов создать новые продукты и заработать деньги для инвесторов, нежели гиганты, погрязшие в никому не нужных формализациях бизнес-процессов, выстраивании неработающих систем мотиваций и т.д.
Самая сильная мотивация, которую вы можете дать вашим сотрудникам – делать в этой жизни что-то, про что ваши сотрудники будут рассказывать своим друзьям и детям с гордостью.
В ваших руках дать людям возможность делать то, чем они могут гордиться, надо научиться только им не мешать 😉
Маркетинг, продажи и Agile
А теперь, внимание! 🙂
Моя любимая история…
Привет, мы теперь используем Scrum/Kanban/Другое Слово в IT, у нас наладились отношения между заказчиком и технической командой, мы “быстрее бежим”, и меньше делаем дорогих ошибок, но… прибыль что-то у компании не растет.
Пам, парарам. А еще и затраты стали больше, правда ведь? Консультанты, агенты по трансформации, повышение зарплат (спецназ же) и т.д.
А чего вы ждали-то? Вы разве к IT-отделу ходите за фин. отчетами?
Да, вы стали быстрее, вы стали делать меньше ошибок. И это только лишь фундамент.
В маркетинге и продажах классические подходы тоже стремитильно уходят в небытие, там появляются совершенно новые техники и новые иностранные слова:
- Growth hacking
- Lean startup
- Lean marketing / UX
И с этими словами тоже нужно познакомиться, потому что там, где заканчивается Agile, начинается Business Agility – а это уже история для отдельной статьи.
В чём же суть Agile?
Один из авторов манифеста (Dave Thomas) после его создания не посещал конференции, мероприятия, не интересовался тренингами по Agile.
В рамках своего знаменитого выступления “Agile мёртв” он описал что и как надо делать …
Что делать
- Понять что сейчас происходит вокруг;
- сделать маленький шаг в сторону достижения поставленной цели;
- скорректировать текущее понимание ситуации по результатам полученной информации;
- повторить вышеописанные действия.
Как делать
В случае, если существует несколько способов для достижения приблизительно одной цели, выбрать тот путь, результаты которого будет проще изменить в будущем.
А что для этого нужно?
Отвага и смелость.
Потому что вы будете ошибаться — часто и много. Но чем быстрее вы научитесь ошибаться, тем меньше будут потери от этих ошибок, и тем быстрее вы научитесь корректировать свой курс в правильном направлении.
И эти правила не персональные, они должны работать на уровнях:
- человек;
- команда;
- организация.
Так что берите их на вооружение и начинайте меняться уже сегодня 🙂
Оставить комментарий