В этой статье приводятся размышления о кризисе традиционных моделей управления и путях перехода к управлению по ценностям.
Сергей Гевлич, директор по R&D, Санкт-Петербург, e-xecutive.ru
Когда я учился в бизнес-школе, мне запало одно неформальное определение менеджмента:
Менеджмент — это достижение своих целей руками других людей.
Да, это определение не академично, но вполне практично. Оно раскрывает суть явления. Разверну его на схемках (щелкайте по каждой картинке, под ними — нужный текст):
Что в этой модели принципиально важно. Замысел, или понимание идеального конечного результата находится в голове менеджера. В этом его уникальное положение по отношению к исполнителям. Отсюда вытекают три ключевые обязанности менеджера:
- Постановка задачи
- Регулярный контроль
- Корректирующая обратная связь
Целеполагание я опускаю, поскольку эта функция не относится к отношениям менеджера и исполнителя. А на следующей схеме мы увидим, что оно в принципе, не обязательно.
Итак, та же схема, но уже на уровне корпорации.
Есть ли выход? В принципе, есть. Просто на схеме не хватает одного важного элемента — Клиента. Рассмотрим другую схему с четырьмя этажами.
Мне кажется, основателям потребуется ментальный переход, чтобы убрать букву У из слова “управление”. Получится “правление”. Функция основателей также трансформируется. Чтобы компания была эффективной, нужны:
- Сильная корпоративная культура (законы и принципы)
- И кадровая политика, ориентированная на привлечение талантов
Кстати, в классической модели управления таланты не нужны. Она ориентирована на минимизацию человеческого фактора. Единственное место, где таланты могут прижиться — головной офис, но там они довольно быстро заскучают.
А что с корпоративной культурой и ценностями? Почему в новой управленческой модели она будет работать, а не превратится в словоблудие?
Хочу предложить вам собственное оригинальное видение того, как создавать ценностные кодировки, чтобы они работали.
Код ценности можно разложить через три фактора:
- Цена, которую ты готов заплатить за следование ценности. Как в продажах, если ценность для клиента равна нулю, он не заплатит ни цента.
- Приоритет значимости — ценности конкурируют друг с другом. Например, честность и справедливость. Лучшие формулировки ценностей содержат в себе приоритет, как ценности Agile.
- Истинные ценности проявляются через нетерпимость к нарушителям. Если чистюля попал в грязную комнату, он либо покинет её, либо попытается прибраться. В любом случае, нарушение ценности приводит к внутреннему напряжению и дискомфорту.
Управление, основанное на системе ценностей — soft power — мягкая власть, значительно сильнее власти жёсткой, поскольку требует гораздо меньше энергии для поддержания аппарата контроля и насилия. Когда-то человечество сделало это открытие, создав религии. Сейчас его заново совершают компании, проектируя религии корпоративные.
Оставить комментарий