При анализе внутренней среды компании проводят оценку бизнеса компании при исследовании ярда факторов, которые отражают сильные и слабые стороны компании, а также нейтральные аспекты функционирования бизнеса. Для этой цели применяют методику SNW – анализа. Считается, что данный способ является более углубленным вариантом проведения SWOT- метода, так как в основе его построения также лежит выявление сильных и слабых сторон функционирования.
Автор — Василий Жданов
От авторов сайта: не согласны с тем, что SNW-анализ является углубленным вариантом проведения SWOT-анализа. Не является — (1) он не глубже, а главное, он (2) другой. Изучите оба метода и поймете разницу.
Понятие и сущность SNW-анализа предприятия
Методика SNW анализа представляет собой популярный способ определения конкурентоспособности компании, при котором лучше всего выбирать среднее рыночное состояние для конкретной ситуации в качестве нейтральной позиции.
Таким образом, так называемая конкуренция нулевой точки является фиксированной. Это позволяет выявить сильнейшую сторону организации и улучшить ее, т.е. позиционировать компанию на определенном рынке.
Подход SNW – это более широкий анализ сильных и слабых сторон организации по сравнению со SWOT – анализом (авторы сайта еще раз подчеркивают свое несогласие с этим утверждением).
Целью этого подхода является выявление наиболее сильных сторон и участие в их улучшениях и недостатках с целью полного устранения или усиления. Кроме того, целесообразно определить так называемое среднее (нейтральное) состояние, которое дает более полную картину организации. Нейтральная позиция – это средний статус организации за определенный период времени.
Управленческие цели SNW – анализа:
- сохранение усиление сильных сторон компании, их наращивание и применение в компании как позитивного ресурса;
- устранение и нейтрализация слабых сторон как негативного ресурсы.
Важно! Для победы в борьбе среди конкурентов может быть достаточно, чтобы организация находилась в N (нейтральной) позиции по отношению ко всем своим конкурентам во всех ее ключевых позициях или факторах, а в состоянии S (сильная позиция) достаточно только одного фактора. Это основная причина, почему добавлен фактор N в анализ.
Основные аспекты анализа SNW – анализа
Общий анализ состоит из 5 составляющих:
- маркетинг;
- финансы;
- операции;
- трудовые ресурсы;
- культурные и корпоративные ценности.
В таблице представлен набор характеристик по каждому элементу исследования.
Элемент исследования | Набор характеристик для исследования |
маркетинг |
|
финансы |
|
операции | анализ менеджмента |
трудовые ресурсы |
|
культурные и корпоративные ценности |
|
Результат применения SNW – анализа:
- все достоинства и сильные стороны остаются в силе;
- происходит фиксация среднее нейтрального состояния компании, как нулевой точки отсчета.
Сущность метода SNW – анализа
В основе методики лежит оценка отдельных частей (элементов) организации. Количество таких элементов устанавливается индивидуально для каждой компании. Однако практикой установлены примерные стандарты.
При проведении методики SNW – анализа рассматривают следующие элементы:
- стратегия компании на рынке;
- уровень конкурентоспособности товара или услуги;
- эффективность коммуникационной политики;
- эффективность работы сотрудников;
- уровень маркетинга;
- уровень производства.
При проведении анализа заполняется такого рода таблица:
Описание фактора | Качественная оценка | ||
S сильная сторона | N – нейтральная сторона | W – слабая сторона | |
Внутренний фактор 1 | |||
Внутренний фактор 2 | |||
Внутренний фактор 3 |
Среди факторов можно перечислить:
- стратегия;
- организационная структура;
- финансовое состояние;
- ликвидность баланса;
- уровень учета в бухгалтерии;
- финансы;
- инвестиционные ресурсы их доступность;
- уровень финансового менеджмента;
- конкурентоспособность продукции;
- структура затрат;
- система сбыта;
- система дистрибьюции;
- информационные технологии;
- уровень инноваций;
- лидерские качества руководителя;
- способность к лидерству сотрудников;
- уровень производства;
- эффективность использования ресурсов;
- эффективность использования персонала;
- уровень маркетинга;
- степень руководства и менеджмента;
- бренд и репутация на рынке;
- отношения с госорганами;
- степень интегрированности;
- корпоративная культура;
- климат;
- уровень конфликтности.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ SNW-АНАЛИЗА
- формируют перечень факторов для оценки;
- определяют среднерыночную позицию по каждому фактору;
- проводят оценку компании по каждому фактору перечня в таблице анализа;
- делают выводы;
- формируют рекомендации по нейтрализации негативных факторов и усилению позитивных.
Назначение SNW – анализа во внутренних исследованиях компании
SNW – анализ применяется достаточно эффективно для крупных предприятий. В ситуации малого предприятия выгодней использование SWOT- методики. Однако и SNW – исследование будет не лишним, так как он является более углубленным вариантом, затрагивает большее количество внутренних аспектов и факторов фирмы, повышая точность и результативность анализа.
Важно! Идеальный вариант применения SNW – анализа: анализируемая компания сравнивается с конкурентами в отрасли.
Применение является обоснованным при разработке стратегии позиционирования товара на рынке, так как позволяет провести глубокую оценку факторов и разработать требуемые мероприятия.
Результат SNW-анализа
В результате проведения SNW – анализа формируется конкретный профиль компании. При формировании положительной картинки на фоне конкурентов, можно сделать вывод о достижении стратегического лидерства компанией на рынке.
Допустима ситуация, когда фирма уступает своим соперникам по паре-тройке позиций, но в большинстве случаев она должна опережать их и лидировать в отрасли.
SNW – анализ является очень эффективным методом при оценке предполагаемых возможностей системы управления компанией при разработке ее стратегии.
SNW – анализ может быть проведен не только применительно к организации, но и региону, отрасли даже. Если он проводится по отраслевым данным региональной экономической системы, то оцениваются ее ресурсы, экономический потенциал, объем экспорта/импорта, инфраструктура производства, сельское хозяйство, система регионального управления и т.д.
Аналогично предприятию диагностируются слабые и сильные стороны, формируются нейтральные позиции и разрабатываются мероприятия по оптимизации показателей по факторам.
Преимущества применения SNW-анализа
Главные положительные стоны применения SNW – анализа:
Среди основных преимуществ применения методики SNW – анализа можно назвать:
- сильные стороны, которые были выявлены при проведении SWOT- методики, имеют место быть и при SNW – анализ5;
- создается среднерыночное значение по каждому фактору, при сравнении с которым разрабатываются конкретные рекомендации по улучшению компании;
- дополнение метода SWOT- анализа в плане сильные и слабых сторон.
SNW-анализ как элемент бизнес-плана
Методика SNW – анализа может быть очень популярной при бизнес- планированию, так как этот процесс предполагает разработку будущих планов. Будущие прогнозы всегда должны корректироваться с учетом влияния различных факторов. С этой целью и применяется SNW – анализ.
Он позволяет выявить сильные и слабые стороны (а также нейтральные позиции) применительно к будущей организации, товару. При этом следует предусмотреть в плане заранее свод мероприятий, которые будут устранять действие угроз и усиливать действие преимуществ, что позволит компании обеспечить успех бизнес-плана или проекта в будущем.
Именно эти выявленные сильные стороны станут в будущем конкурентным преимуществом компании (товара), обеспечивающим рентабельность и эффективность в целом.
Выявленные слабые и сильные стороны можно использовать как фактор для позиционирования компании, продвижения ее товаров на рынке, а также при конкурентной борьбе.
Кроме того, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации как нейтральной позиции лучше всего определить среднерыночные условия для данной конкретной ситуации.
Примеры проведения SNW – анализа
Пример № 1. Проведем стратегический анализ сильных и слабых сторон внутренней среды организации при помощи SNW-анализа.
SNW-анализ ООО «Ремстрой»
Фактор и стратегическая позиция | Качественная оценка позиций | ||
S | N | W | |
Стратегия фирмы | Х | ||
Стратегия развития фирмы | Х | ||
Структура аппарата управления | Х | ||
Финансовое состояние | Х | ||
Уровень конкурентоспособности компании и ее товаров | Х | ||
Организация сбытовой сети | Х | ||
Применение IT- технологий | Х | ||
Лидерские качества менеджмента | Х | ||
Производственные мощности | Х | ||
Коммуникации маркетинга | Х | ||
Бренд | Х | ||
Трудовые ресурсы | Х | ||
Имидж на рынке среди потребителей | Х | ||
Взаимоотношения с государственными органами | Х | ||
Степень инноваций | Х | ||
Уровень конфликтности | Х | ||
Психологический климат | Х |
В качестве сильных сторон компании можно выделить:
- организационная структура аппарата управления;
- имидж компании на рынке;
- благоприятный психологический климат.
В качестве нейтральных:
- стратегия фирмы;
- стратегия развития фирмы;
- финансовое состояние;
- уровень конкурентоспособности компании и ее товаров;
- организация сбытовой сети;
- применение IT- технологий;
- лидерские качества менеджмента;
- производственные мощности;
- коммуникации маркетинга;
- бренд;
- взаимоотношения с государственными органами;
- степень инноваций.
Слабыми сторонами являются:
- трудовые ресурсы;
- уровень конфликтности.
Пример № 2. Анализ внутренней среды ООО «Строймарт» организации на основе SNW – подхода выглядит следующим образом.
Стратегический SNW – анализ внутренней среды ООО «Строймарт»
Критерии | Позиции | Комментарии | ||
сильная | нейтральная | слабая | ||
1. Развитие стратегии компании | 50 | Стратегия организации находится в центре, реакция на рыночные изменения посредственна и мрачна, нет стратегии доминирования на рынке, ничего не делается для позиционирования рынка | ||
2. Состояние бизнес-стратегии компании | 30 |
Позиция очень слаба, не приобретаются новинки и новации. Высокие цены, нет скидок. |
||
3. Структура управления | 90 | Сильная | ||
4.Уровень конкурентоспособности | 25 | Низкий | ||
5. Рентабельность менеджмента | 90 | Долгий прием клиентов, невозможность справиться с потоком клиентов | ||
6. Уровень инноваций | 50 | Новинки закупаются очень тяжело, цены на них высокие, руководство боится «прогадать» и потерять прибыль | ||
7. Лидерские качества руководства | 80 | Харизма отсутствует, уважение высокое, только как к профессионалу и знатоку своего дела | ||
8. Маркетинговые коммникации | 60 | Выше среднего, использование инструментов маркетинга по продвижению услуг не регулярное и не полное (или только буклеты или только реклама на ТВ и только когда есть на это лишние деньги) | ||
9. Развитие менеджмента | 60 | Управление низкое | ||
10. Бренд | 100 | Очень известно | ||
11. Эффективность персонала | 95 | Высокое | ||
12. Имидж на рынке | 100 | Высокая репутация. | ||
13. Имидж руководителя | 100 | высокая | ||
14. Взаимоотношения с конкурентами | 50 | Нейтральны. Борьбы и деления рынка нет | ||
15. Психологический климат | 25 | Отсутствует, нет обучения персонала, нет адаптации и т.д. |
Предприятие имеет достаточно сильный внутренний потенциал. Слабая позиция по финансам.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос № 1. Что лежит в основе SNW – анализа?
Ответ. При проведении SNW – анализа оставляю особую матрицу, в которой по вертикали перечисляются факторы, а по горизонтали указаны сильные, слабые и нейтральные стороны компании.
Вопрос № 2. Как проводится и каково назначение SNW – анализа?
Ответ. Анализ можно осуществлять как по всей компании, так и в рамках отдельного ее подразделения и филиала. Главное: он позволяет выявить сильные и слабые стороны.
Заключение
Таким образом, SNW анализ – эффективный способ определения внутреннего контекста организации. Главное, чтобы анализ был полным, системным и уникальным.
Оставить комментарий