При анализе внутренней среды компании проводят оценку бизнеса компании при исследовании ярда факторов, которые отражают сильные и слабые стороны компании, а также нейтральные аспекты функционирования бизнеса. Для этой цели применяют методику SNW – анализа. Считается, что данный способ является более углубленным вариантом проведения SWOT- метода, так как в основе его построения также лежит выявление сильных и слабых сторон функционирования.

Автор — Василий Жданов

От авторов сайта: не согласны с тем, что SNW-анализ является углубленным вариантом проведения SWOT-анализа. Не является — (1) он не глубже, а главное, он (2) другой. Изучите оба метода и поймете разницу.


Понятие и сущность SNW-анализа предприятия

Методика SNW анализа представляет собой популярный способ определения конкурентоспособности компании, при котором лучше всего выбирать среднее рыночное состояние для конкретной ситуации в качестве нейтральной позиции.

Таким образом, так называемая конкуренция нулевой точки является фиксированной. Это позволяет выявить сильнейшую сторону организации и улучшить ее, т.е. позиционировать компанию на определенном рынке.

Подход SNW – это более широкий анализ сильных и слабых сторон организации по сравнению со SWOT – анализом (авторы сайта еще раз подчеркивают свое несогласие с этим утверждением).

Целью этого подхода является выявление наиболее сильных сторон и участие в их улучшениях и недостатках с целью полного устранения или усиления. Кроме того, целесообразно определить так называемое среднее (нейтральное) состояние, которое дает более полную картину организации. Нейтральная позиция – это средний статус организации за определенный период времени.

Управленческие цели SNW – анализа:

  • сохранение усиление сильных сторон компании, их наращивание и применение в компании как позитивного ресурса;
  • устранение и нейтрализация слабых сторон как негативного ресурсы.

Важно! Для победы в борьбе среди конкурентов может быть достаточно, чтобы организация находилась в N (нейтральной) позиции по отношению ко всем своим конкурентам во всех ее ключевых позициях или факторах, а в состоянии S (сильная позиция) достаточно только одного фактора. Это основная причина, почему добавлен фактор N в анализ.

Основные аспекты анализа SNW – анализа

Общий анализ состоит из 5 составляющих:

  • маркетинг;
  • финансы;
  • операции;
  • трудовые ресурсы;
  • культурные и корпоративные ценности.

В таблице представлен набор характеристик по каждому элементу исследования.

Элемент исследования Набор характеристик для исследования
маркетинг
  • доля рынка;
  • конкурентоспособность;
  • ассортимент товара;
  • качество товара;
  • конъюнктура рынка;
  • сбыт;
  • маркетинговые коммуникации;
  • реклама;
  • позиционирование
финансы
  • эффективность планирования;
  • эффективность стратегии;
  • слабые внутренние места;
  • положение относительно конкурентов
операции анализ менеджмента
трудовые ресурсы
  • уровень квалификации сотрудников;
  • компетентность персонала и руководства, менеджмента;
  • текучесть
культурные и корпоративные ценности
  • социально- психологический климат;
  • взаимоотношения;
  • слаженность работы

Результат применения SNW – анализа:

  • все достоинства и сильные стороны остаются в силе;
  • происходит фиксация среднее нейтрального состояния компании, как нулевой точки отсчета.

Сущность метода SNW – анализа

В основе методики лежит оценка отдельных частей (элементов) организации. Количество таких элементов устанавливается индивидуально для каждой компании. Однако практикой установлены примерные стандарты.

При проведении методики SNW – анализа рассматривают следующие элементы:

  • стратегия компании на рынке;
  • уровень конкурентоспособности товара или услуги;
  • эффективность коммуникационной политики;
  • эффективность работы сотрудников;
  • уровень маркетинга;
  • уровень производства.

При проведении анализа заполняется такого рода таблица:

Описание фактора Качественная оценка
S сильная сторона N – нейтральная сторона W – слабая сторона
Внутренний фактор 1      
Внутренний фактор 2      
Внутренний фактор 3      

Среди факторов можно перечислить:

  • стратегия;
  • организационная структура;
  • финансовое состояние;
  • ликвидность баланса;
  • уровень учета в бухгалтерии;
  • финансы;
  • инвестиционные ресурсы их доступность;
  • уровень финансового менеджмента;
  • конкурентоспособность продукции;
  • структура затрат;
  • система сбыта;
  • система дистрибьюции;
  • информационные технологии;
  • уровень инноваций;
  • лидерские качества руководителя;
  • способность к лидерству сотрудников;
  • уровень производства;
  • эффективность использования ресурсов;
  • эффективность использования персонала;
  • уровень маркетинга;
  • степень руководства и менеджмента;
  • бренд и репутация на рынке;
  • отношения с госорганами;
  • степень интегрированности;
  • корпоративная культура;
  • климат;
  • уровень конфликтности.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ SNW-АНАЛИЗА

  1. формируют перечень факторов для оценки;
  2. определяют среднерыночную позицию по каждому фактору;
  3. проводят оценку компании по каждому фактору перечня в таблице анализа;
  4. делают выводы;
  5. формируют рекомендации по нейтрализации негативных факторов и усилению позитивных.

Назначение SNW – анализа во внутренних исследованиях компании

SNW – анализ применяется достаточно эффективно для крупных предприятий. В ситуации малого предприятия выгодней использование SWOT- методики. Однако и SNW – исследование будет не лишним, так как он является более углубленным вариантом, затрагивает большее количество внутренних аспектов и факторов фирмы, повышая точность и результативность анализа.

Важно! Идеальный вариант применения SNW – анализа: анализируемая компания сравнивается с конкурентами в отрасли.

Применение является обоснованным при разработке стратегии позиционирования товара на рынке, так как позволяет провести глубокую оценку факторов и разработать требуемые мероприятия.

Результат SNW-анализа

В результате проведения SNW – анализа формируется конкретный профиль компании. При формировании положительной картинки на фоне конкурентов, можно сделать вывод о достижении стратегического лидерства компанией на рынке.

Допустима ситуация, когда фирма уступает своим соперникам по паре-тройке позиций, но в большинстве случаев она должна опережать их и лидировать в отрасли.

SNW – анализ является очень эффективным методом при оценке предполагаемых возможностей системы управления компанией при разработке ее стратегии.

SNW – анализ может быть проведен не только применительно к организации, но и региону, отрасли даже. Если он проводится по отраслевым данным региональной экономической системы, то оцениваются ее ресурсы, экономический потенциал, объем экспорта/импорта, инфраструктура производства, сельское хозяйство, система регионального управления и т.д.

Аналогично предприятию диагностируются слабые и сильные стороны, формируются нейтральные позиции и разрабатываются мероприятия по оптимизации показателей по факторам.

Преимущества применения SNW-анализа

Главные положительные стоны применения SNW – анализа:

Среди основных преимуществ применения методики SNW – анализа можно назвать:

  • сильные стороны, которые были выявлены при проведении SWOT- методики, имеют место быть и при SNW – анализ5;
  • создается среднерыночное значение по каждому фактору, при сравнении с которым разрабатываются конкретные рекомендации по улучшению компании;
  • дополнение метода SWOT- анализа в плане сильные и слабых сторон.

SNW-анализ как элемент бизнес-плана

Методика SNW – анализа может быть очень популярной при бизнес- планированию, так как этот процесс предполагает разработку будущих планов. Будущие прогнозы всегда должны корректироваться с учетом влияния различных факторов. С этой целью и применяется SNW – анализ.

Он позволяет выявить сильные и слабые стороны (а также нейтральные позиции) применительно к будущей организации, товару. При этом следует предусмотреть в плане заранее свод мероприятий, которые будут устранять действие угроз и усиливать действие преимуществ, что позволит компании обеспечить успех бизнес-плана или проекта в будущем.

Именно эти выявленные сильные стороны станут в будущем конкурентным преимуществом компании (товара), обеспечивающим рентабельность и эффективность в целом.

Выявленные слабые и сильные стороны можно использовать как фактор для позиционирования компании, продвижения ее товаров на рынке, а также при конкурентной борьбе.

Кроме того, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации как нейтральной позиции лучше всего определить среднерыночные условия для данной конкретной ситуации.

Примеры проведения SNW – анализа

Пример № 1. Проведем стратегический анализ сильных и слабых сторон внутренней среды организации при помощи SNW-анализа.

SNW-анализ ООО «Ремстрой»

Фактор и стратегическая позиция Качественная оценка позиций
S N W
Стратегия фирмы   Х  
Стратегия развития фирмы   Х  
Структура аппарата управления Х    
Финансовое состояние   Х  
Уровень конкурентоспособности компании и ее товаров   Х  
Организация сбытовой сети   Х  
Применение IT- технологий   Х  
Лидерские качества менеджмента   Х  
Производственные мощности   Х  
Коммуникации маркетинга   Х  
Бренд   Х  
Трудовые ресурсы     Х
Имидж на рынке среди потребителей Х    
Взаимоотношения с государственными органами   Х  
Степень инноваций   Х  
Уровень конфликтности     Х
Психологический климат Х    

В качестве сильных сторон компании можно выделить:

  • организационная структура аппарата управления;
  • имидж компании на рынке;
  • благоприятный психологический климат.

В качестве нейтральных:

  • стратегия фирмы;
  • стратегия развития фирмы;
  • финансовое состояние;
  • уровень конкурентоспособности компании и ее товаров;
  • организация сбытовой сети;
  • применение IT- технологий;
  • лидерские качества менеджмента;
  • производственные мощности;
  • коммуникации маркетинга;
  • бренд;
  • взаимоотношения с государственными органами;
  • степень инноваций.

Слабыми сторонами являются:

  • трудовые ресурсы;
  • уровень конфликтности.

Пример № 2. Анализ внутренней среды ООО «Строймарт» организации на основе SNW – подхода выглядит следующим образом.

Стратегический SNW – анализ внутренней среды ООО «Строймарт»

Критерии Позиции Комментарии
сильная нейтральная слабая
1. Развитие стратегии компании   50   Стратегия организации находится в центре, реакция на рыночные изменения посредственна и мрачна, нет стратегии доминирования на рынке, ничего не делается для позиционирования рынка
2. Состояние бизнес-стратегии компании     30

Позиция очень слаба, не приобретаются новинки и новации.

Высокие цены, нет скидок.

3. Структура управления 90     Сильная
4.Уровень конкурентоспособности     25 Низкий
5. Рентабельность менеджмента 90     Долгий прием клиентов, невозможность справиться с потоком клиентов
6. Уровень инноваций   50   Новинки закупаются очень тяжело, цены на них высокие, руководство боится «прогадать» и потерять прибыль
7. Лидерские качества руководства 80     Харизма отсутствует, уважение высокое, только как к профессионалу и знатоку своего дела
8. Маркетинговые коммникации   60   Выше среднего, использование инструментов маркетинга по продвижению услуг не регулярное и не полное (или только буклеты или только реклама на ТВ и только когда есть на это лишние деньги)
9. Развитие менеджмента   60   Управление низкое
10. Бренд 100     Очень известно
11. Эффективность персонала 95     Высокое
12. Имидж на рынке 100     Высокая репутация.
13. Имидж руководителя 100     высокая
14. Взаимоотношения с конкурентами   50   Нейтральны. Борьбы и деления рынка нет
15. Психологический климат     25 Отсутствует, нет обучения персонала, нет адаптации и т.д.

Предприятие имеет достаточно сильный внутренний потенциал. Слабая позиция по финансам.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос № 1. Что лежит в основе SNW – анализа?

Ответ. При проведении SNW – анализа оставляю особую матрицу, в которой по вертикали перечисляются факторы, а по горизонтали указаны сильные, слабые и нейтральные стороны компании.

Вопрос № 2. Как проводится и каково назначение SNW – анализа?

Ответ. Анализ можно осуществлять как по всей компании, так и в рамках отдельного ее подразделения и филиала. Главное: он позволяет выявить сильные и слабые стороны.

Заключение

Таким образом, SNW анализ – эффективный способ определения внутреннего контекста организации. Главное, чтобы анализ был полным, системным и уникальным.