Внедрение изменений стало в последние годы одним из самых обсуждаемых вопросов управления. Но «внедрение» — это продвижение в сопротивляющуюся среду. Отвлечемся сейчас от того, почему среда сопротивляется, даже если изменения должны пойти ей на пользу. Поговорим о власти — способности влиять на среду.
Ольга Дмитриевна Волкогонова, доктор философских наук, профессор кафедры теории и технологий управления факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. Элитариум
Власть необходимо отличать от полномочий. По существу, имеется, по крайней мере, четыре существенных отличия власти от полномочий, которые приведены ниже.
Власть | Полномочия |
Действует во многих направлениях | Действуют по вертикальным направлениям: сверху вниз, от начальника к подчиненным |
Может не приниматься теми, к кому она применяется | Обычно воспринимаются подчиненными |
Исходит из многих источников | Определяется конкретным положением или должностью в организации |
Властью могут обладать как внутренние группы (те, кто работает в организации и непосредственно с ней связан), так и внешние. Чем определяется власть внутренних групп влияния? Во-первых, внутренняя группа влияния будет обладать значительной властью, если она контролирует конкретный ресурс, обладает техническими навыками, специфической информацией или знаниями, которые существенны для функционирования организации. Например, кладовщик обладает властью распределять запасы и удовлетворять требования на них. Во-вторых, власть определяется положением группы (или человека) в иерархии организации, которое дает им формальную власть над другими, занимающими более низкое положение. Такие лица обладают полномочиями для принятия решений, управления и контроля. В-третьих, власть определяется и личными качествами: даром убеждения, умением вести за собой, интеллектуальным превосходством, энергией. В силу подобных личных качеств человек становится лидером, т. е. объединяет людей и ведет к достижению поставленной им цели.
Какие внутренние группы обладают наибольшей властью в организации?
Прежде всего, это те, кто имеет доступ к процессу принятия решений. Например, специалисты в области финансов будут, как правило, иметь значительную власть в организации благодаря их участию в процессе осуществления стратегии. Такое участие дает им власть для действий по своему усмотрению.
Кроме того, властью обладают те лица или группы влияния, которые могут вознаграждать и наказывать работников. В первом случае люди повинуются, потому что они верят, что будут вознаграждены в определенной финансовой или психологической форме, а во втором согласие вызвано боязнью наказания или лишения вознаграждений.
Властью располагают те, кто управляет стратегическими ресурсами организации. Группы влияния, контролирующие базовые ресурсы, такие как деньги, разработки продуктов или кадры, обладают значительной властью. Финансовый отдел обладает большим влиянием, потому что контролирует базовый ресурс — деньги. Отделы исследований и разработок могут быть влиятельными в связи с тем, что они разрабатывают новые продукты и процессы, что является решающим фактором возможности будущего стратегического успеха организации. Отдел кадров обладает властью в той степени, в которой определяет, кого принимать на работу и какой квалификацией должен обладать сотрудник.
Властью могут обладать внешние группы влияния — банки, инвесторы, основные поставщики. Их власть определяется:
- наличием отношений зависимости организации от данной группы (например, поставщик обладает уникальным товаром, получить который организация может только от него);
- обладанием специальными знаниями и навыками, которые жизненно необходимы для организации (например, внешний консультант специализируется на составлении заявок, проектов и т. д., без которых развитие организации будет затруднено).
Изучив источники власти как внешних, так и внутренних групп влияния, остановимся на том, как она воздействует на стратегические решения.
Использование власти при принятии стратегических решений
Власть является основополагающей частью процесса стратегического управления. Специалисты считают, что внедрение и эффективная реализация стратегического изменения требуют использования власти и влияния.
Для стратега, который желает провести изменения, имеется два базовых варианта (А. Макмиллан, 1978): во-первых, он может представить ситуацию так, что остальные согласятся с его желаниями; во-вторых, он может пообщаться с людьми и постараться изменить их мнение таким образом, чтобы они смотрели на вещи по-другому и сами решили сделать так, как он считает. В первом случае стратег использует в качестве ресурса личную власть, во втором — стремится оказать влияние.
В этой связи могут быть выделены следующие четыре общих тактических приема.
- Побуждение. Оно включает в себя способность контролировать ситуацию, а результат воспринимается как выгодный для других участвующих в процессе изменения.
- Принуждение. В этом случае ситуация также контролируется, но результат воспринимается в негативной форме. Конкретные формы принуждения могут включать угрозу увольнения, прекращение дальнейшего повышения по службе или отмену привилегий.
- Убеждение. Использование этой тактики требует от стратега представить выгоды от действий определенным образом. Это может быть обещание вознаграждений, продвижения по службе, больших гарантий занятости, больших полномочий и ответственности.
- Обязательство. Это преднамеренная тактика, в которой людей убеждают вести себя и действовать определенным образом, взывая к обязательствам. Обязательствами могут быть полученные людьми привилегии, данные ими обещания, призывы следовать традициям и т. д.
Сильные и слабые стороны использования этих тактических приемов приведены в таблице.
Таблица. Преимущества и недостатки конкретной тактики
Тактика | Преимущества | Недостатки |
Побуждение | Разрушает сопротивление изменению.
Служащие могут видеть некоторые выгоды изменения. Отдельные менеджеры положительно относятся к изменению. Ситуация под контролем. |
Может принести организации дополнительные расходы.
Может все же оказываться сопротивление изменению. Успех зависит от предыдущих инициатив по изменениям. |
Принуждение | Руководство контролирует ситуацию.
Подходит в ситуациях, где необходимо принимать быстрые решения для выживания. Руководство использует свои прерогативы. |
Принуждение будет иметь некоторые негативные последствия.
Служащие обычно найдут пути сопротивления изменению. |
Убеждение | Необходимость изменения обговаривается.
Делаются попытки подготовить организацию к мысли о необходимости перемен. Это способ осуществить нежелательное изменение. |
Служащие могут не поверить сделанным обещаниям.
Доверие руководству может быть невысоким. Мероприятие может быть дорогостоящим для организации. Снижает темп стратегического изменения. |
Обязательство | Не предполагает дополнительных затрат организации.
Подходящая тактика там, где существует высокая степень приверженности организации. Изменение может вводиться быстро. |
Служащие будут ожидать вознаграждения в ответ на их приверженность. |
Выводы
На успех стратегического управления влияют властные отношения в организации. Выделяются следующие источники власти, доступные для внутренних групп влияния: контроль за определенным ресурсом, обладание специфическими навыками и умениями, положение в организации, личные качества, доступ к принятию решений, возможность поощрять или наказывать сотрудников и др. Основными источниками власти являются создание отношений зависимости, специальные знания и навыки, связи с внутренними группами влияния, вовлечение в процесс реализации стратегии.
Использование власти при принятии стратегических решений возможно при применении ряда стратегических приемов, таких как:
- побуждение (способность контролировать ситуацию и доказывать ее выгодность для окружающих);
- принуждение (угрозы увольнения, прекращения повышения по службе или отмены льгот и привилегий);
- обязательство (призыв поддерживать изменения на основе принятых сотрудниками ранее обязательств).
Оставить комментарий