Что такое лидерство, ориентированное на действие?

Простая модель лидерства, ориентированная на действие, разработанная Джоном Адэром, представляет собой отличный пример лидерства и управления любой командой, коллективом или организацией. Лидерство, ориентированное на действие, — это также простая модель лидерства и управления, которую легко запомнить, применять и адаптировать к вашей собственной ситуации.

Перевод статьи BusinessBalls, сделанный авторами сайта.


Хорошие менеджеры и лидеры должны в полной мере владеть тремя основными областями модели лидерства, ориентированной на конкретные действия, и уметь использовать каждый из элементов в соответствии с ситуацией. Умение выполнять все эти действия и соблюдать правильный баланс приводит к достижению результатов, укрепляет моральный дух, повышает качество, развивает команду и продуктивность и является признаком успешного менеджера и лидера.

Модель лидерства, ориентированного на действие, разработанная компанией Adair

Три части модели лидерства, ориентированной на действие, обычно представлены тремя пересекающимися кружками, которые являются торговой маркой, принадлежащей Джону Адеру и используемой здесь с его разрешения.

Знаменитая модель Эдера «три круга» — один из самых узнаваемых и знаковых символов в теории менеджмента.

Когда вы будете использовать эту диаграмму в учебных целях, пожалуйста, укажите, что она написана Джоном Адером, и помогите сохранить целостность и происхождение этой превосходной модели.

Модель лидерства Джона Адэра, ориентированная на действие, представлена диаграммой «три круга», которая иллюстрирует три основные управленческие обязанности Адэра:

  • Достижение поставленной задачи.
  • Управление командой или коллективом.
  • Управление отдельными людьми.
Круги Джона Адэра

Круги Джона Адэра

Ориентированная на конкретные действия модель лидерства Джона Адэра «задача-команда-индивидуум» чрезвычайно хорошо адаптируется (как показано ниже) к требованиям современного управления бизнесом.

При использовании этой модели в вашей собственной среде подумайте об аспектах эффективности, необходимых для достижения успеха в вашей собственной ситуации, и включите в модель местные факторы, чтобы создать свою собственную интерпретацию. Это даст вам очень полезную структуру управления.

Обязанности руководителя: Задача

  • Определите цели и видение группы, предназначение и направление, т.е. определите деятельность (задачу).
  • Определите ресурсы, людей, процессы, системы и инструменты, включая финансовые, коммуникационные, информационные технологии.
  • Разработайте план выполнения задачи: конечные результаты, меры, временные рамки, стратегию и тактику.
  • Определите обязанности, цели, подотчетность и меры, путем согласования и делегирования полномочий.
  • Устанавливайте стандарты, качество, сроки и параметры отчетности.
  • Контролируйте и поддерживайте выполнение мероприятий в соответствии с параметрами.
  • Контролируйте и поддерживайте общую производительность в соответствии с планом.
  • Сообщайте о прогрессе в достижении цели группы.
  • При необходимости пересматривайте, переоценивайте и корректируйте план, методы и целевые показатели.

Управленческие обязанности: Группа

  • [Группа] устанавливает, согласовывает и распространяет стандарты работы и поведения.
  • [Группа] устанавливает стиль, культуру и подход к работе в группе — элементы мягких навыков.
  • [Группа] контролирует и поддерживает дисциплину, этику, честность и фокусируется на достижении целей.
  • [Группа] предвидит и разрешает групповые конфликты, борьбу или разногласия.
  • Оценивайте и, при необходимости, меняйте баланс и состав группы.
  • Развивайте умение работать в команде, сотрудничество, моральный дух и сплоченность коллектива.
  • Развивайте коллективную зрелость и способности группы — постепенно повышайте свободу и авторитет в группе.
  • Побуждайте команду к достижению поставленных целей — мотивируйте группу и создавайте коллективное ощущение целеустремленности.
  • Определяйте, разрабатывайте и согласовывайте роли руководителей команды и проекта в группе.
  • Поддерживайте, облегчайте и обеспечивайте эффективные внутренние и внешние коммуникации в группе.
  • Определяйте и удовлетворяйте потребности в групповом обучении.
  • Сообщайте группе об общем прогрессе; консультируйтесь с группой и добивайтесь от нее обратной связи и предложений.

Управленческие обязанности: Отдельные сотрудники

  • Понимайте членов команды как отдельных личностей — их личностные качества, навыки, сильные стороны, потребности, цели и страхи.
  • Помогайте и поддерживайте отдельных людей в их планах, проблемах, трудностях, достижениях и спадах.
  • Определяйте и согласовывайте соответствующие индивидуальные обязанности и цели.
  • Признавайте и хвалите отдельных людей, отмечайте их усилия и хорошую работу.
  • При необходимости поощряйте их за дополнительную ответственность, продвижение по службе и статус.
  • Выявляйте, развивайте и используйте способности и сильные стороны каждого человека.
  • Обучайте и развивайте отдельных членов команды.
  • Развивайте личную свободу и авторитет

Справочная информация

Джон Адэр, родившийся в 1934 году, разработал свою модель лидерства, ориентированного на действие, во время чтения лекций в Королевской военной академии Сандхерст и в качестве помощника директора и руководителя отдела лидерства в The Industrial Society. Это должно было произойти в 1960-е и 70-е годы, так что с точки зрения теорий менеджмента работа Адера является относительно недавней.

Его работа, безусловно, включает в себя и подтверждает многое из предыдущих размышлений Маслоу, Герцберга и Файоля о потребностях и мотивации человека, а его теория придает этим ранним работам элегантное и простое организационное измерение.

Очень важно, что Адэр, вероятно, был первым, кто продемонстрировал, что лидерство — это навык, который можно тренировать и передавать другим, а не исключительно врожденная способность.

Он помог изменить восприятие менеджмента, включив в него лидерские качества, связанные с принятием решений, коммуникацией и тайм-менеджментом.

Помимо разработки модели лидерства, ориентированного на конкретные действия, Адэр написал более 40 книг по менеджменту и лидерскому мастерству, в том числе «Эффективное лидерство», «Не боссы, а лидеры» и «Великие лидеры».

Различие между лидерством и менеджментом

Лидерство отличается от менеджмента. Не все лидеры обязательно являются отличными менеджерами, но лучшие из них обладают хорошими управленческими навыками. Наличие одного набора навыков не означает автоматически наличие другого.

Адэр использовал оригинальные значения слов, чтобы подчеркнуть это:

Есть ценные элементы менеджмента, которые не обязательно присущи лидерству, например, администрирование и управление ресурсами. Лидерство, с другой стороны, содержит элементы, которые не обязательно присущи менеджменту, например, вдохновлять других благодаря собственному энтузиазму и целеустремленности лидера.

Модель лидерства, ориентированного на действие, является наиболее известной работой Адера, в которой три элемента — достижение поставленной задачи, развитие команды и развитие отдельных сотрудников — взаимозависимы, а также по отдельности важны для общей роли лидера.

Основные функции лидерства, ориентированного на действие

Также важно отметить, что Адэр выделил основные функции руководства и обосновал их жизненную важность для модели лидерства, ориентированной на действия:

  • Планирование — поиск информации, определение задач, постановка целей
  • Инициирование — инструктаж, распределение задач, установление стандартов
  • Контроль — поддержание стандартов, обеспечение прогресса, постоянное принятие решений
  • Поддержка — вклад отдельных лиц, поощрение, командный дух, примирение, моральный дух
  • Информирование — разъяснение задач и планов, обновление, получение обратной связи и интерпретация
  • Оценка — осуществимость идей, результативность, возможность самооценки.

Таким образом, модель лидерства, ориентированная на конкретные действия, не стоит особняком, она должна быть частью комплексного подхода к управлению и лидерству, а также должна включать в себя сильный акцент на применении этих принципов посредством обучения.

Правило 50:50 Адэра

Адэр также придерживается «правила 50:50», которое он применяет к различным ситуациям, в которых участвуют два возможных источника влияния, например, считает, что 50% мотивации зависит от самого человека, а 50% зависит от внешних факторов, в том числе от руководства со стороны другого человека. Это противоречит мнению большинства гуру мотивации, которые утверждают, что основная мотивация исходит изнутри человека. Он также предполагает, что 50% успеха в командообразовании зависит от команды и 50% — от лидера.

  • Более подробная информация доступна на John Adair’s website (академические запросы и обсуждение принципов).
  • Смотрите также Adair International (применение модели и поддержка ее реализации).