Аспирант «Нетологии» Максим Пименов продолжает рассказ про гибкие методологии создания ПО. На этот раз Максим разбирает Kanban и Scrum — два подхода к работе над проектом, основанных на Agile.


Scrum и Kanban — это гибкие методологии создания продукта. По ним можно работать в любой отрасли, но особенно хорошо они подходят для ИТ. В основе обеих методологий лежат принципы Agile, о которых я писал в предыдущей статье.

Чистый Scrum — более директивная методология — больше предписаний. Kanban — демократичнее, поэтому его проще внедрить.

Обе технологии близки, потому их инструменты можно комбинировать.

Команды в Kanban и Scrum

Основа обеих методологий — Agile, поэтому и в Scrum, и в Kanban работают небольшие автономные команды из 5—9 человек. В командах нет формального руководителя, и никто извне не диктует, как организовывать работу над продуктом.

Поскольку команда автономная и самоорганизующаяся, за успех или неудачу она отвечает как единое целое. Провал не свалить на ленивого разработчика или невнимательного тестировщика.

Обе методологии подразумевают, что команда располагается в едином пространстве. Лучше, если это не кубиклы, а общая комната. Главный принцип — свободное общение между специалистами и общие обсуждения.

А вот дальше в Kanban и Scrum начинаются различия.

Kanban. Над задачей может работать несколько узкопрофильных команд. К примеру, сначала работают аналитики, потом дизайнеры рисуют прототип, а на третьем этапе включаются разработчики.

При этом универсальные команды не запрещены.

В Kanban внутри команды нет ролей.

Scrum. Над проектом работает одна универсальная команда. В ней столько разноплановых специалистов, сколько нужно для решения любой задачи проекта.

Поскольку команда самоорганизуется, у специалистов scrum-команды нет формальной компетенции. Когда необходимо, тестировщик помогает дизайнеру, а аналитик — разработчику.

В scrum-команде помимо собственно специалистов есть две роли.

Scrum-мастер — человек, который организует работу. Это не управленческая должность, и он не раздает указания. Его задачи:

  • вести собрания;
  • устранять препятствия в работе (если команде мешает перфоратор в соседнем офисе, мастер ищет выход);
  • замечать и вытаскивать на поверхность скрытые проблемы;
  • отвечать за соблюдение методологии;
  • следить за статусом задач.

В свободное от этих задач время скрам-мастер работает так же, как другие члены команды.

Владелец продукта — product owner — определяет ход проекта, он может представлять внешнего заказчика. Владелец знает все о рынке и целевой аудитории. Он ставит приоритеты задачам. Результат работы команда представляет владельцу продукта.

Как составляют список задач

Для начала команда берет проект и делит его на десятки, а то и сотни задач поменьше. Это часть философии Agile, поэтому так делают и в Kanban, и в Scrum.

Все задачи проекта, которые предстоит выполнить, складывают в общий список — бэклог. Бэклог — это банк задач проекта. Каждая задача должна быть актуальна. Если потребуется, их можно добавлять в бэклог или удалять из него «на лету».

Каждая задача имеет вес — обычно это время, которое нужно на решение. Команда сама оценивает вес всех задач, поэтому если проект не закончен в срок, виновата команда.

Также у каждой задачи есть приоритет. В Kanban приоритеты расставляет команда, в Scrum — владелец продукта. Приоритеты можно и даже нужно пересматривать по ходу проекта — это один из столпов гибких методологий.

Как работают над проектом

Когда начинается работа, Scrum становится понятно, почему его называют намного более директивной методологией.

Scrum-команда разбивает время работы над проектом на равные отрезки — спринты. Спринт может длиться и день, и месяц, а в последние годы стандартом стал спринт в 2 недели.

Поскольку все спринты одинаковы по длительности, в работе команды появляется ритм. Ритм — важный аспект методологии.

Спринт состоит из четырех последовательных этапов.

  • Планирование. Команда проверяет задачи в бэклоге и выбирает самые приоритетные. На спринт берут столько задач, сколько успеют сделать.
  • Выполнение. В идеальной команде специалисты работают параллельно: пока программист создает код, тестировщик пишет к нему тесты, а технический писатель — документацию.
  • Релиз. Команда представляет результаты своей работы миру. К моменту каждого релиза продукт должен быть работоспособным, полезным для пользователя и более совершенным, чем до спринта. Больше про эти требования я написал в статье про Agile.
  • Ретроспектива. Команда обсуждает спринт и возникшие проблемы. Все вместе думают, как улучшить работу и сделать в следующем спринте больше.

В Scrum категорически нельзя добавлять задачи в текущий спринт, поэтому Scrum менее гибок. Даже если появилась срочная и важная задача, она пойдет в работу только со следующего спринта.

В конце спринта недоделанные задачи уходят обратно в бэклог. Нужно ли их доделывать и когда, определяют на этапе планирования следующего спринта.

По сравнению со Scrum-директивами Kanban — это оплот либерализма и хаос.

Спринтов как таковых нет. Проект обычно делят на итерации, но они могут быть любой длины. Ритмичность Kanban не предписывает.

Вспомним этапы scrum-спринта:

  • Планирование.
  • Выполнение.
  • Релиз.
  • Ретроспектива.

В Kanban один этапы не завязаны на другие. Наступают они, когда решит команда. К примеру, релиз — по вторникам, планирование — когда закончились задачи, ретроспективы — каждый последний четверг месяца, а на фоне всего этого непрерывно идет разработка.

Поскольку выраженных спринтов нет, появляются особенности:

  • новые задачи добавляют в любое время. Если нужно срочно что-то сделать, команда не ждет следующего спринта;
  • задача остается в работе сколько угодно долго, пока команда не закончит ее или не отменит.

Что за доски используют

Доска — это сердце kanban- и scrum-разработки, единственный визуальный атрибут методологий. Доски первым делом вешают на стену, когда хотят показать, что работают по Kanban или Scrum.

Доску используют, чтобы сделать проект прозрачнее, распланировать задачи и поставить ограничения.

Доску расчерчивают на столбцы. Каждый столбец — это состояние задачи («Разработка», «Тестирование», «Релиз»). Количество столбцов зависит от проекта, но чем их меньше, тем лучше.

Карточки — это задачи. На каждой описание, вес и приоритет. Когда задача проходит очередной этап, ее переклеивают в соответствующий столбец. При простом взгляде на доску понятно, как дела с проектом в целом и с каждой задачей.

Доски бывают физические и электронные.

Физическая доска. Часто доска — это действительно доска с клетками из малярного скотча. Задачи — липкие листочки, которые удобно двигать по доске.

Настоящая доска стоит в комнате и каждый в команде видит, как идут дела. Вокруг настоящей доски хорошо собираться во время совещаний.

Электронная доска. Электронная доска под рукой на пляже, на даче, в машине и в метро. Если у вас есть сотрудники, которые работают удаленно, электронная доска — единственный выход.

Я люблю настоящие доски, но без электронных иногда не обойтись.

Какие ограничения соблюдают

В Scrum число задач, которые одновременно находятся в работе, ограничено их общим весом. Если известно, что команда делает за спринт 26 условных единиц, значит, общий вес задач на следующий спринт не может превышать 26.

В Kanban число активных задач ограничено их весом по каждому статусу отдельно. При этом неважно, каков общий вес задач на доске.

Посмотрите на kanban-доску. Цифра рядом с названием столбца — это и есть ограничение. Для простоты я предполагаю, что все задачи примерно равны по трудоемкости. Поэтому цифра обозначает, сколько задач может быть в колонке одновременно.

Колонки можно дробить на более мелкие, чтобы процесс работы был прозрачнее. При этом ограничение накладывают на родительскую колонку.

Ограничение колонки «Разработка» — не больше трех задач. Сейчас колонка заполнена, поэтому программисты не могут взять новую работу из бэклога. Казалось бы, бред: задача решена, карточки в «Готовом» а специалисты простаивают.

Теперь обратите внимание на соседнюю колонку. Интеграторы завалены работой и не могут вытянуть у разработчиков готовые задачи. Если разработчики возьмут новую работу, пробка станет еще плотнее. Вот почему в колонке «Разработка» ограничение для текущих и готовых задач общее.

Kanban предписывает, что в такой ситуации разработчики перемещаются к интеграторам и вместе с ними расчищают завал. Только когда в «Интеграции» появится место, разработчики протолкнут туда задачу из «Готово» и возьмут новую.

В результате команда добивается не максимального числа незавершенных задач, а максимальной скорости прохождения задачи по доске. Если говорить о продукте, скорость появления новых возможностей важнее числа возможностей в разработке.

Настройка ограничений — важнейшая часть работы по Kanban.

Предположим, люди простаивают и не могут взять новые задачи, потому что колонка забита. В этом случае нужно смотреть, что происходит справа. Если справа заторов нет, значит, ограничение колонки слишком строгое.

Другой вариант — задачи простаивают, и среднее время выполнения снижается. Так бывает, когда на доске слишком много задач, и за них некому взяться. Если заметили симптом, делайте строже ограничения колонок.

Kanban предписывает экспериментировать. Поменяли ограничение на колонку — посмотрели, что получилось. И так все время.

Какие показатели измеряют

В Scrum измеряют общий вес задач, выполненных за спринт. Разделив общий вес всех задач проекта на производительность за спринт, мы получим примерный срок окончания проекта. Задача команды в Scrum — повышение производительности.

В Kanban измеряют среднее время прохождения задачи по доске. Это время — показатель эффективности команды. Показатель дает интересный эффект: команда не концентрируется на выполнении конкретных задач. Она просто следит, чтобы среднее время выполнения было минимальным.

Как внедряют

Перейти к Agile проще через Kanban. У этой методологии меньше ограничений, можно не формировать кросс-функциональные команды, а по-прежнему делиться на отделы. Scrum можно попробовать, когда почувствуешь суть гибкой методологии.

  1. Найдите настольную игру getkanban и поиграйте в нее с коллегами. Официальная версия стоит $450, но в интернете есть и другие варианты.
  2. Если игра понравилась и вы прочувствовали методологию, возьмите любой проект и поделите его на мелкие задачи. Удобно, когда все задачи примерно равны по времени выполнения. Назначьте приоритет для каждой.
  3. Подумайте, какие стадии проходит любая задача. В простейшем варианте это может быть «Запланирована → В работе → Завершена». Вариант посложнее: «Запланирована → Дизайн → Разработка → Интеграция → Готово». Статусы зависят от того, что именно вы делаете.
  4. Проставьте ограничения на статус задач так, как подсказывает логика. Если у вас два дизайнера и три программиста, пусть в колонке дизайна будет максимум 2 задачи, а на доске «В разработке» — 3.
  5. Проведите первое совещание. Обсудите, как организуете работу. Когда будете релизить продукт, а когда собираться на совещания.
  6. Перенесите несколько задач из бэклога в «Запланировано» и запускайте процесс.
  7. Следите, чтобы карточки путешествовали между колонками, когда задача перешла из одного статуса в другой.
  8. Замеряйте среднее время выполнения задачи. Добавляя карточку на доску, пишите на ней время начала работы, а снимая — время завершения.
  9. Экспериментируйте с ограничениями и рабочим процессом так, чтобы среднее время выполнения задачи уменьшалось.
  10. Собирайтесь на ретроспективные собрания, где вы обсуждаете работу над проектом: что прошло хорошо, что получается плохо, как можно улучшить работу.

Мой опыт говорит, что сходу внедрить Kanban и Scrum не получится. Мы привыкли работать по каскадной методологии, поэтому сразу перейти на гибкую не выйдет. Тут важно не опускать рук, быть настойчивым и вдохновлять команду.

Помните, что доска на стене — это еще не Kanban или Scrum, на этом этапе нельзя останавливаться. Налаживайте общение между коллегами, делайте людей командой. На самом деле что для Kanban, что для Scrum взаимодействие важнее практик.

Главное и в Kanban, и в Scrum — это люди.