За кризис и его катастрофические последствия должен кто-то ответить. При этом спрашивать надо не с предпринимателей Уолл-стрит, правительств ведущих стран и их ключевых действующих лиц. Они – лишь вершина айсберга, и смотреть нужно глубже. Виновны те, кто в свое время не научил их стратегическому видению в долгосрочной перспективе, ответственности за принимаемые решения и пониманию социальной значимости бизнеса. Ответить должны бизнес-школы.

Материал на основе статьи Are Business Schools to Blame for the Credit Crisis?  из издания The Independent, статьи Financial Crisis: Blame B-schools из издания Businessweek, статьи Academies of the Apocalypse?  из издания The Guardian подготовила  Ольга Бедарева,  E-xecutive


Параллельно тому, как раскручивается маховик кризиса, поиск «козлов отпущения» также набирает обороты. Среди тех, кто оказался виновен в культивировании питательной почвы для взращивания экономического коллапса, уже названы имена премьер-министра Великобритании Гордона Брауна, экс-министра финансов США Генри Полсона и глав мировых финансовых корпораций.

Однако публикацией их имен на «доске позора» «охота на ведьм» не заканчивается. Бизнес-школам также предъявлено обвинение в том, что они научили этих людей не тому, чему на самом деле следовало. Это мнение заставило бизнес-alma mater заняться мрачным самокопанием.

Шон Рикард, директор full-time MBA-программы Cranfield School of Management был одним из первых, кто в свое время заявил, — школы должны признать, что частично в кризисе виноваты и они. Со временем точка зрения Рикарда не изменилась. Он считает, что бизнес-школы, особенно американские, забыли об истинных целях своего существования – обучение новым, более совершенным деловым техникам личностей, которые уже накопили достаточный опыт в своей области. Вместо этого многие стали фокусироваться на обучении молодых специалистов тому, как во что бы то ни стало построить головокружительную карьеру в финансовом секторе и заработать. Таким категориям как этика ведения бизнеса, особенности построения бизнеса в долгосрочной перспективе, не уделялось должного внимания. При этом естественно школы не задаются вопросом, действительно ли они обучают тому, чему призваны?

Однако, если про это забывают, значит, это кому-нибудь нужно. Рикард уверен, что школы клюнули на крючок, подброшенный, прежде всего самим финансовым сектором, и стали активно пропагандировать идеи «ва-банк»-капитализма, потому что знали – это положительно скажется на их позициях в мировых рейтингах. Последние, в свою очередь, в определенной степени привязаны к зарплатам их выпускников. По уверению Рикарда, на первых позициях мировых рейтингах, именно учебные заведения, предпочитавшие обучать молодых финансистов.

Точку зрения Шона Рикарда поддерживает декан Henley Business School Крис Боунз. Он отмечает, что модель обучения североамериканских бизнес-школ имеет ощутимый финансовый «крен». Основной контингент этих школы – молодые, впечатлительные и мечтающие о заоблачных зарплатах. Плачевный результат реализации такой идеологии налицо. Как отмечает Боунз, роль же образования — не только в обучении техническим навыкам. Его прямая цель — научить осознавать последствия своей деятельности и ее влияние на общество.

Оба эксперта едины во мнении о том, что в бизнес-школах не должны обучаться лица моложе 30 лет. Да, молодежь прекрасно схватывает теорию, однако недостаток опыта и мудрости не дает им возможность понять истинный вес своих поступков. Кроме того, будущие выпускники школ теперь должны быть готовы к тому, что финансовый сектор будет регулироваться гораздо жестче. Особого внимания заслуживают дисциплины, на которых будет изучаться взаимодействие бизнеса и общества. В целом школы должны стать более академичными и независимыми.

Однако далеко не все представители сферы делового образования готовятся к тому, что в скором времени она изменится до неузнаваемости. Валери Клод-Гоудило, директор МВА-программ Audencia Nantes School of Management  не считает, что бизнес-школы что-то делают не так. По ее мнению, не стоит обвинять все школы, если некоторые из выпускников забыли, чему их учили. Это то же самое, что обвинять доктора, если больной не принимает назначенных ему лекарств.

Эксперт отмечает, что большинство глав компаний, которым можно предъявить обвинение в создании условий для возникновения кризиса, закончили обучение в бизнес-школах до того, как в их учебных программах появились предметы, изучающие социальную ответственность бизнеса. Постоянно обновление знаний и приобретение новых навыков менеджерами – залог того, что финансовая катастрофа больше не повторится, считает Клод-Гоудило.

Девид Кроутер, профессор Leicester business school,  также отмечает, что такие предметы как этика бизнеса и социальная ответственность предпринимательства, уже как десять лет постоянно «прописались» в учебных планах школ. Виновниками кризиса стали те, кто учился в бизнес-школах 15-20 лет назад, во времена Маргарет Тэтчер и Джона Рейгана. Тогда экономическая «жадность» приветствовалась. Сейчас же в школах учат совсем другому, отмечает Кроутер.

Вину бизнес-школ в целом, несмотря на то, что многие из их выпускников занимают ведущие позиции в мировых компаниях, также отрицает и Джонатан Слэк — глава Ассоциации бизнес-школ (Association of Business Schools),  объединяющей все школы Соединенного Королевства. Он поддерживает точку зрения Кроутера и отмечает, что такие вышеназванные предметы получают все большее распространение.

Итак, виноваты ли бизнес-школы в создании предпосылок для возникновения кризиса?

Да, считает профессор Кен Старки из Nottingham University Business School.  Его аргументы:

  • Рассадником экономической «чумы» стала Уолл-стрит, большинство обитателей которой имеют МВА-степень.
  • Генри Полсон, Джордж Буш, — эти и многие другие ключевые политики-«творцы» кризиса имеют МВА-диплом.
  • Мы не можем обвинять исключительно бизнес-школы в создании этой разрушающей модели капитализма, однако совершенно ясно, что они были ее неотъемлемой частью.
  • Тип мышления «прийти, заработать, уйти» уходит своими корнями именно в бизнес-школы.
  • Новые экзотические финансовые инструменты, модели корпоративного лидерства изучались и преподавались в бизнес-школах без четкого представления о том, будут ли они способствовать долгосрочному развитию компании и положительному влиянию на бизнес в целом.
  • Особое значение имеют элитные бизнес-школы, которые формируют и закрепляют уровень деловой культуры и «качество» устремлений своих студентов. Например, несмотря на то, что лишь избранные американские военные закончили училище Уэст-Поинт, оно исполняет роль не только авторитетного учителя, но и является олицетворением совести и чести американской армии. Точно так же и ведущие бизнес-школы являются олицетворением «коллективной совести» практикующих банкиров и финансистов.

Нет, считает Хью Моррис, декан Manchester Metropolitan University Business School,  потому как:

  • К возникновению кризиса привело множество факторов, в появлении которых виноваты мы все — обычные клиенты банков, так и не сумевшие до конца разобраться в механизмах кредитования и зачастую переоценивавшие свои силы в способности обслуживать полученные взаймы деньги. Так что делать главным виновником школы несправедливо. Но только бизнес, но и современное общество в целом больно патологической жадностью, бесконечным желанием дешевых денег. И виноваты в этом далеко не бизнес-школы.
  • Предъявление претензий к бизнес-школам вообще выглядит очень натянуто. Если следовать этой логике, то в случае, если политик предпринимает неверные шаги, то его избиратели должны обвинять в этом alma-mater неудачника? Почему-то раньше никто этого не делал. Точно также никто не предъявляет претензии учебным заведениям некоторых журналистов, уровень этики которых оставляет желать лучшего.
  • Школы могут быть отчасти ответственными за создание системы ценностей их студентов, но они не ставят перед собой цель выпускать людей, живущих по принципу «после нас хоть потоп». Среда, в которую попадают выпускники, оказывает гораздо большее влияние на личность, нежели атмосфера школ. И бывают ситуации, когда отказаться от «легких» денег просто невозможно. Здесь речь идет уже не о наличии МВА-диплома, а о нравственных установках других категорий, за которые несут ответственность совсем другие лица и инстанции.